Нацумэ Сосэки - очень значимый японский писатель современной японской литературы, творил с конца периода Мэйджи до начала периода Тайщё, а так же создал современный письменный язык разговорной речи, который используют до сих пор.
Нацумэ Кинноске родился Пятого дня Первого месяца Третьего года Кэйо (по н..л. 09.02.1867) в Ушигомэ Бабащита, Эдо (современный Кикуичё, район Шинджюку, Токио) и был младшим ребёнком (а именно пятым сыном) Нацумэ Кобэя Наокацу и его жены Чиэ. Отец Наокацу, был старостой 名主нануши, который управлял территорией от Ушигомэ до Такаданобабы в Эдо и занимался даже рассмотрением и вынесением решений по большинству гражданских дел у себя дома. Отец обладал значительной властью и семья жила благополучной жизнью. Но дедушка Кинноске, Нацумэ Наоки, был невероятным бабником, пьяницей и транжирой, и говорили, что даже в момент смерти он был жутко пьян. Из-за его развлечений состояние семьи Нацумэ пошло на спад еще при его жизни. Однако благодаря усилиям отца семья Нацумэ смогла накопить значительное богатство. Но после Реставрации Мэйджи отец не сумел приспособиться к новым порядкам, и семья обеднела. Кинноске был нежеланным ребёнком, его матери было уже 40 лет, а отцу 53, и престарелые по меркам того времени родители совсем не обрадовались появлению ребёнка, для них он стал нежеланной обузой и лишним ртом. Говорят, что его мать Чиэ, даже стыдилась его, поскольку у нее было слишком много детей, и она родила еще одного в довольно преклонном возрасте. Странная, конечно, логика - из-за того, что старый кобель папенька до седых волос любил плотские утехи, а матушка была плодовита как кошка, виноват оказался ребенок.
Настоящее имя писателя было Кинноске 金之助, а Сосэки - это литературный псевдоним. Имя Кинноске было выбрано потому, что будущий писатель появился на свет в день Обезьяны по старому японскому календарю, а старинное поверье гласило, что родившийся в этот день становится ужасным вором. Беду можно было отвести, дав ребёнку имя, в состав которого входит канджи 金 кин - деньги в качестве оберега против зла. Кроме того, когда ему было около трех лет, он заболел оспой и шрамы от того времени были настолько заметны, что остались навсегда.
Вскоре после рождения Канэноскэ был отдан на попечение торговца антиквариатом (или, согласно одной из теорий, зеленщика) в Ёцуе. В этой семье ни о каком попечении не было и речи, с ребенком обращались хуже, чем с животным. Говорят, что когда его старшая сестра увидела, что он спит рядом с товарами до самой поздней ночи, она пожалела его и отвела обратно в дом родителей.
В ноябре 1868 года (первый год эпохи Мэйджи) Кинноске был усыновлен Шиобарой Масаноске. Шиобара с самого детства работал мальчиком на побегушках у отца Кинноске и дослужился до помощника, поэтому отец устроил ему женитьбу на одной из служанок по имени Ясу и купил ему в подарок должность нануши в Шинджюку. Однако Масаносукэ оказался таким же похотливым бабником, и когда об этом узнала его жена, они разошлись, а Кинноскке в возрасте семи лет на некоторое время ушел вместе с приемной матерью Ясу в дом ее родителей. Какое-то время Кинноске вообще был уверен, что его настоящие родители на самом деле его бабушка и дедушка. После развода приемных родителей конфликт между его биологическим и приемным отцами задержал его возвращение в семью Нацумэ до тех пор, пока ему не исполнился 21 год. В общем, детство Сосэки было полно потрясений. После того, как Сосэки поступил на работу в Асахи шимбун, его приемный отец постоянно клянчил у него деньги, и их отношения продолжались до тех пор, пока не умер его настоящий отец. Его отношения с приемными родителями также стали темой его более позднего автобиографического романа "Придорожная трава" 道草 мичигуса.
А дальше начался его долгий путь взлетов и падений во время учебы. В возрасте 12 лет он поступил на обычный курс Токийской префектурной первой средней школы.
Регулярный курс не предлагал занятий по английскому языку, которые были необходимы для вступительных экзаменов в Подготовительную школу университета (позже бывшую Первую среднюю школу), и поскольку он хотел изучать китайскую классику и литературу, он бросил учебу после двух лет обучения в 1881 году (14 Мэйджи) и поступил в частную школу китайской классики Нищёгакущя (ныне Университет Нищёгакущя ). Однако он терпеть не мог, когда его ругал старший брат Дайске, поэтому даже после того, как его бросили, он делал вид, что берет свой обед в школу. Кроме того, как раз перед тем, как он бросил среднюю школу, умерла его мать Чиэ. Однако, поскольку его старший брат Дайске был против его стремления стать писателем, он бросил Нищёгакущя через год. Сам Дайске бросил свою учебу из-за болезни и устроился переводчиком в Токийское столичное полицейское управление, но, видя потенциал в своем младшем брате, который был способным студентом, очень хотел помочь ему окончить университет и добиться успеха в обществе, чтобы осуществить свое желание восстановить благосостояние семьи Нацумэ. Два года спустя, в 1883 году (16 Мэйджи), Кинноске поступил в английскую школу Сэйрицу Гакущя в Канда Суругадай, чтобы изучать английский язык, где он проявил себя с самой лучшей стороны. В 1884 году (17 Мэйджи) он успешно поступил в подготовительную школу к университету. В день вступительного экзамена в университет ему повезло, что товарищ, сидевший рядом, подсказал ему ответ. А вот сам товарищ потерпел неудачу.
В 1886 году (19 Мэйджи) у Кинноске случился приступ аппендицита, и он не смог сдать экзамен на повышение на втором уровне подготовительного курса. Позже он зарабатывал себе на жизнь, работая учителем в частных школах, таких как Кото Гиджюку. С тех пор он усердно учился и был лучшим по большинству предметов. Он был особенно искусен в английском языке. В 23 года он поступил в Токийский университет. Изучал английский язык, был учеником Рафаэля фон Кёбера и Джеймса Мёрдока.
В 1889 году (22 Мэйджи) Кинноске познакомился с поэтом хайку Шики Масаокой, который оказал на Кинноске глубокое литературное и личное влияние. Когда сборник китайских стихов и хайку Шики "Семь трав" распространился среди его одноклассников, Кинноске написал в конце книги рецензию на него на классическом китайском языке, и это ознаменовало начало серьезной дружбы. Это был первый раз, когда он использовал псевдоним Сосэки. Название Сосэки взято из истории из "Книги Цзинь" династии Тан, что является аналогией для человека, который очень упрям и эксцентричен.
По окончании университета он преподавал в школе английский язык сначала в Токио, потом в провинции.
При поддержке родственников он женился на Кёко, старшей дочери Наканэ Шигекадзу, главного секретаря Палаты пэров. Однако на третьем году истерическое поведение Кёко ухудшилось из-за незнакомой обстановки и выкидыша, и она попыталась прыгнуть в водопад Ширакава Игавабучи, поэтому их супружеская жизнь не была гладкой.
В 1900 году он на три года уехал учиться в Англию, затем после возвращения преподавал английскую литературу в Токийском университете, сменив Лафкадио Херна на посту профессора. Однако в отличие от своего предшественника, который мгновенно погружал весь класс в поэтическую атмосферу, как только открывал рот, жесткие аналитические лекции Сосэки были непопулярны, и студенты начали кампанию за то, чтобы Лафкадио Херна оставили на его должности, а люди, сплетничавшие о Сосэки за его спиной, презирали его. Некоторые студенты, такие как Кавада Джун, даже перешли на юридический факультет, заявив: "Без профессора Херна в гуманитарных науках нечему учиться".
Также одним из его учеников в Первой высшей школе в то время был Фуджимура Мисао, который покончил с собой, утонув в водопаде Кэгон через несколько дней после того, как Сосэки отчитал его за плохое поведение во время занятий. В результате необоснованный слух о том, что Сосэки довел Фуджимуру до смерти, начал распространяться не только среди учеников и коллег-преподавателей Первой высшей школы, но и среди интеллигенции, которая была потрясена инцидентом. В результате того, что Сосэки мучили эти негативные слухи на работе, он в конце концов перенес нервный срыв и начал часто выходить из себя и становиться агрессивным на работе и дома. Он стал часто пропускать работу и редко виделся с женой. Но к 1904 году (37 Мэйджи) он вновь обрел самообладание и даже работал преподавателем в Университете Мэйджи.
Свой первый роман "Ваш покорный слуга кот" Сосэки написал в возрасте 38 лет.
В феврале 1907 года (40 Мэйджи) он оставил все преподавательские должности и по просьбе Икэбэ Сандзана присоединился к компании Асахи Шимбун. В то время газеты, продажи которых резко возросли во время Русско-японской войны, склонялись к публикации серьезной литературы, чтобы избежать падения тиражей после окончания войны, и Сосэки получил предложения о работе как от Ёмиури шимбун , так и от Осака Асахи шимбун. Поскольку условием вступления в Осака Асахи был переезд в регион Кансай, чего Сосэки делать не хотел, было решено, что он присоединится к Токио Асахи и будет публиковать свои работы в газетах Осаки и Токио.
Примерно с 1910 года его язва обострилась, его рвало кровью, он периодически попадал в больницу. После пятого такого приступа в Киото,у него развился еще и диабет. Через год в 1915 году после свадьбы товарища он вернулся домой, у него произошло прободение язвы и внутрибрюшинное кровоизлияние и он скончался, не дожив 2 месяца до 50 лет.
Интересно, что когда Сосэки Нацумэ преподавал в 東京高等師範学校 То:кё: ко:то:шихангакко:, там же в то же время служил охранником Сайто Хаджиме.