Всем привет!
Тут в одном из комментариев мне задали вопрос в теме про слипование:
…я видал на 92-016 совсем молодой парень рулил, он нам на презентации показывал как жилет надевать. На вид ему лет 20. Мне интересно как это проходит, типа пока учится на практике порулить дают или как?? Ведь корабли все время в навигации с туристами, когда же они пустыми плавают чтоб навык дать человеку не подвергая риску других? Да и заходы в шлюз всякие, швартовка там, один раз кто без опыта чухнет эту касатку огромную об стенку, и всё, на многомесячный ремонт становись. В автошколах есть учебные автобусы/грузовики, а учебный 92-016 и 301 бывают?
Не буду оттягивать в долгий ящик и сразу расскажу: как происходит «восхождение на вершину судового Олимпа».
Собственно, как и практически везде, первый шаг – решение о поступлении в профильное учебное заведение.
Я сейчас не буду вдаваться во все возможные подводные камни, которые поджидают абитуриента после озвучивания такого решения. Особенно, если в семье нет «поплавков» - работников плавающего состава. Если таковые есть, принятие вашего решения может во многом упроститься. А может и наоборот – усложниться. Тут как повезет. В конце-концов, есть же на суше династии сталеваров, строителей и прочих животноводов. Примем, что семья согласилась с вашим выбором.
И здесь встает один из первых вопросов: куда пойти учиться? Сугубо мое личное мнение, начинать надо с самого низа, то есть поступать в колледжи / училища / техникумы и получать рабочую специальность, а уже потом можно идти за «вышкой». И вот на этом этапе может возникнуть первая трудность. Многие абитуриенты стремятся за громкими названиями. Конечно, Рыбинское речное училище или Нижегородское речное училище может показаться гораздо привлекательнее, какого-нибудь политехнического колледжа. Но здесь не стоит смотреть на названия. Иногда бывает так, что под боком у вас есть такое учебное заведение, но вы о нем не знаете. Например, о том, что в Москве есть речной техникум я узнал совершенно случайно, правда во времена своей учебы в детском речном пароходстве. Для меня тогда существовало только Горьковское (Нижегородское) речное училище. А то, что подобные учебные заведения есть в обоих столицах (Москве и Санкт-Петербурге), Рыбинске, Казани, Самаре, Астрахани, Котласе, Великом Устюге, Уфе, Перми – мне тогда было даже невдомек. В общем, мою мысль вы поняли - не гонитесь за именем. Подчас, подготовка в заштатном политехническом колледже может быть ничуть не хуже подготовке в именитом учебном заведении и наоборот.
Шаг второй – учеба
За время обучения вам нужно будет освоить теоретическую часть. Изучить устройство судна, судовые системы, механизмы и устройства, правила плавания (аналог правил дорожного движения), основы судовождения и много других премудростей. Помимо лекций, учащимся предстоит пройти и подготовку в лабораториях. Вот на этом моменте я бы хотел остановиться чуть-чуть подробнее. Во время моего обучения в Московском речном техникуме мы оттачивали теорию практическими занятиями на радиоуправляемых моделях теплоходов: движение вперед и назад, выполнение маневров (оборот, движение лагом, заход в шлюзы и т.д.). Мы стояли за самодельными пультами с рулевыми манипуляторами и ручками ДАУ. К сожалению, фотографий тех моделей сейчас найти уже не получится, а под подушкой сохранить не удалось. Кроме радиоуправляемых моделей была и отдельная дизельная лаборатория. Там можно было познакомиться с устройством судовых дизелей, изучить их системы (топливную, масляную, охлаждения), опрессовать и отрегулировать форсунки, и в конце-концов запустить настоящий двигатель. А еще были отдельные лаборатории, где можно было изучить устройство и электрооборудование рулевой машины, отдать и выбрать якорь, поуправлять буксирной лебедкой.
Отдельного слова заслуживает небольшой стенд по борьбе за живучесть. Тоже немаловажный аспект в жизни экипажа любого судна. Пробоины, свищи и трещины в трубопроводах и еще несколько разных вводных, учили что делать в таких случаях.
Конечно, сейчас подготовку ведут уже на более современных тренажерах. Для судоводителей есть специальный тренажер с визуализацией. Впечатление такое, как будто стоишь в рубке большого судна и проходишь по Каналу имени Москвы или Волге. Там есть штурвал (рулевой манипулятор), органы управления двигателем (рукоятки ДАУ), рация, локатор. Задать можно любое время суток, любую погоду, любые условия видимости. Причем на этом тренажере настолько все реалистично, что в случае «столкновения» или «посадки на мель» все стоящие по инерции продолжают двигаться вперед.
Шаг третий – практика
Конечно, что за теория без практики? Поэтому, начиная со второго курса учащиеся отправляются на практику на настоящие теплоходы. Раньше с этим было немного проще: пришел такой товарищ с направлением на практику из «шараги» и его можно было с чистой совестью брать на работу в штатной должности (при условии совершеннолетия). Но в 2018 году было принято новое Положении о дипломировании и такая практика прекратилась. Теперь, чтобы занять штатную должность нужно сначала получить квалификационное удостоверение.
Но вернемся к практике. Вполне логично, начинать практику с должности матроса.
Но матрос – это не только швабра и палуба, это и швартовные операции,
и такелажные работы. Матросы должны уметь заплести огон (петлю на конце швартового троса),
вязать морские узлы
и еще много всяких премудростей. Причем, есть такие люди, которые останавливаются на этой ступеньке и даже не стремятся подняться в сторону рулевой рубки. Рано или поздно, они поднимаются еще на одну ступеньку и становятся боцманом. А вот другие уже переходят на должность рулевого или моториста (кому что ближе).
Вполне логично, что никто не ждет, что вот прямо с первого раза у вас все получится и придя на вахту вы сразу покажете высокий класс работы рулевого. Как и любой другой работе, этой тоже надо учиться. Не говоря уже о том, что во время вахты надо соблюдать ряд правил. Если командир дает какую-то команду, надо ее повторить и точно ее выполнить. Свое мнение вам пока иметь не полагается. Говорит командир «Пять градусов лево», отвечаете «Есть, пять градусов лево!» и выполняете. Даже если видите, что надо больше перекладывать руль. Скомандовали «Держи на створ», ответ «Есть держать на створ!» и вот тут уж хоть из штанов выпрыгни, но удерживай теплоход на условной створной линии, которая показывает ось судового хода. Но этом этапе рулевой полной ложкой черпает свой будущий опыт. Нельзя один и тот же участок реки пройти одинаково. Ветерок с другой стороны дует, скорость течения увеличилась, потому что попуск на гидроузле, встречный пароход по пути попался. Да все что угодно! Попутно рулевой изучает и участок реки. Здесь буй, здесь засветка с берега, здесь рыбаки сумасшедшие любят на судовом ходу рыбу ловить. Все это откладывается у рулевого в голове, чтобы потом эти знания он мог использовать в своей работе судоводителем.
Тех же, кто решил связать свою жизнь с механикой ждет машинное отделение.
Здесь тоже есть свои тонкости. По первости придется только фильтры мыть, масленки набивать солидолом, крутить валоповороткой двигатель пока механик будет регулировать фазы-газы и поддерживать порядок на рабочем месте. Потом разрешат производить чуть более интеллектуальные работы, например, притирать клапаны или счищать нагар с поршней. Я это к тому, что там тоже придется учиться своим премудростям. Если повезет, поучаствуете в разборке и сборке двигателей. Но не все сразу!
Шаг четвертый – помощник капитана
Уже после окончания учебного заведения вы получите свой первый рабочий диплом: судоводителя или судомеханика. Раньше дипломы были вот такие
Особое внимание я бы хотел обратить, что написано в графе «имеет право занимать должности» - III штурман – III помощник механика всех и II штурман – II помощник механика 1 и 2 группы судов.
До 2018 года в зависимости от мощности главных двигателей все суда условно подразделялись на пять групп:
I группа — от 110 до 330 кВт (150–450 л.с.);
II группа — от 331 до 550 кВт (451–750 л.с.);
III группа — от 551 до 850 кВт (751–1150 л.с.);
IV группа — от 851 до 1620 кВт (1151–2200 л.с.);
V группа — от 1621 кВт и более (2201 л.с. и более).
Исходя из этого, владелец диплома с картинки мог работать в должности третьего штурмана (помощника капитана) на судах всех групп. Напомню, третий штурман не нес самостоятельной вахты, он стоял вахту вместе с капитаном. Фактически был рулевым. Делалось это не просто так, а с целью продолжить накапливать опыт. Это могли быть и грузовые, и пассажирские водоизмещающие суда. Или же он мог занимать должность второго штурмана (помощника капитана) на судах с мощностью главных двигателей до 750 л.с.
Соответственно, на теплоходах проектов 301, 302, 305, 92-016, Q-040, Q-065, Q-056 – только третьим штурманом без права несения самостоятельной вахты. Но зато на прогулочных теплоходах типа «Москва» проекта Р-51 или «Москвич» проекта 544 – он мог самостоятельно нести вахту. Другое дело, что на «Москвушках» должности второго помощника капитана просто не было. Точнее, должность была, чтобы работники нарабатывали плавательский стаж и смогли потом продипломироваться на капитана или более высокую группу судов. В обоих случаях, требовалось предварительно пройти стажировку под руководством более опытного наставника (капитана).
Не лишним будет сказать, что все рабочие дипломы, в противовес квалификационным документам, имели ограниченный срок действия – 5 лет. Через это время его нужно было подтверждать: пройти курсы повышения квалификации и либо подтвердить свое право занимать указанную в дипломе должность, либо пройти экзамен и получить диплом на право занятия более высокой должности.
В этой иерархии особняком стоят скоростные суда. Для них были свои отдельные дипломы с указанием, что они действительны для работы на скоростных судах.
Надеюсь, я смог максимально полно ответить на все вопросы из комментария.
P.S. Лайки и подписки приветствуются. Вам все равно, а мне приятно. Хотя и знаю, что эту приписку все равно никто не читает.