Найти в Дзене

Белорусский вокзал. Тайны московских квестов для путешественников. День спонтанных поступков.

Взрослые скучны. Взрослые всё планируют и заставляют себя и детей делать нужные, но скучные вещи. Перестать быть взрослой хотя бы на день? Оказаться на вокзале меньше чем через час после принятия решения о поездке? Запутаться, заблудиться и построить новые планы? Познакомиться с Белорусским вокзалом через 23 года проживания в Москве? Предлагаю Вам не только понять все особенности этого места, но и вместе со мной разобраться в хитросплетениях Белорусского вокзала, полюбоваться его архитектурой, памятниками, инсталляциями и весьма необычной схемой пригородных поездов. Вы узнаете как и куда можно отправиться из этого транспортного узла. Все факты и схемы в конце статьи. Итак, рассказ начинается... Каникулы и учебный отпуск у детей и супруга.. Темп жизни изменился на неделю, а к четвергу создалось ощущение, что мир замедлил свое кружение в космической ледяной пустыне. Душа просила приключений, логика настаивала на отдыхе и сне, кухонная плита умоляла хоть на денёк оставить ее в покое, кро
Оглавление

Взрослые скучны. Взрослые всё планируют и заставляют себя и детей делать нужные, но скучные вещи. Перестать быть взрослой хотя бы на день? Оказаться на вокзале меньше чем через час после принятия решения о поездке? Запутаться, заблудиться и построить новые планы? Познакомиться с Белорусским вокзалом через 23 года проживания в Москве?

Предлагаю Вам не только понять все особенности этого места, но и вместе со мной разобраться в хитросплетениях Белорусского вокзала, полюбоваться его архитектурой, памятниками, инсталляциями и весьма необычной схемой пригородных поездов. Вы узнаете как и куда можно отправиться из этого транспортного узла. Все факты и схемы в конце статьи. Итак, рассказ начинается...

Спонтанные решения и их слабые стороны.

Каникулы и учебный отпуск у детей и супруга.. Темп жизни изменился на неделю, а к четвергу создалось ощущение, что мир замедлил свое кружение в космической ледяной пустыне. Душа просила приключений, логика настаивала на отдыхе и сне, кухонная плита умоляла хоть на денёк оставить ее в покое, кровать смирилась и приняла форму тела, наступило утро четверга примерно пол одиннадцатого по московскому времени.

Переписка с хорошим знакомым была вполне невинной: обсуждение сафари парка в Подмосковье, поиск его на карте и попытка найти оптимальный маршрут добраться до него без машины. Ближайший крупный город - Можайск. В голове всплывает идиома "загнать за Можай" и запускает мыслительный процесс на тему: куда, зачем и почему. Под мерное жужжание зубной щетки я понимаю, что Можайск меня "позвал".

- Сколько от Коньково до Белорусской?

Кричу мужу, вбивая в поисковую строчку браузера "расписание электричек Москва Можайск". Ближайшая в 12:00, потом полуторачасовой перерыв.

- До радиальной или кольцевой?

- Все равно!

Нажимаю две стрелочки и вижу, что выбор обратных богаче и не вызовет проблем.

- 34 минуты.

Быстрый взгляд на часы. 11:03. Простейшее арифметическое действие в голове" 34 + 3 = 37. Если не рефлексировать - можно успеть. Движения становятся скупыми и быстрыми.

Раз. Нажать кнопку включения, чайника и приготовить термос.

Два. По дороге к шкафу крикнуть мужу, что уезжаю в Можайск. Прямо сейчас. Без каких-либо причин, то есть просто так. Одна.

Три. В теплых свитере и брюках налить кофе. Завинтить термос и поставить у входа.

Четыре. Схватить мини-пачку печенья и положить рядом с термосом.

Пять. Обуться, набросить куртку, проверить деньги и документы, положить в карман термос, забыть печенье.

Шесть. Бросить взгляд на часы, увидеть 11:09, выбежать из дома.

Семь. Вытаскивая из кармана шапку из под термоса, вспомнить книгу и фильм "Хоббит", мысленно посмеяться над собой. Застегнуть куртку.

Восемь. Вбежать в вагон метро и начать думать.

Как и любой здравомыслящий человек, перед поездкой в незнакомую локацию, "Я спросил у Яндекса, кассы где билетные, и с какой мне станции лучше выходить..." Яндекс мне сообщил, что лучше всего выходить со станции метро Белорусская. Удивительно, правда? Путем дополнительного допроса черного зеркальца, оно поведало мне, что выходить таки лучше со станции метро радиальная: выходы под номерами 2 и 3. "Круто", - подумала я. И решила выяснить подробности. "Три ха-ха", - подумал Яндекс. И кроме заветных номеров выходов не выдал ничего.

Поезд метро бессмысленно и беспощадно мчал меня к точке принятия решения: Октябрьская или Третьяковская? Кольцевая или радиальная? Неумолимые часы отсчитывали минуты до отъезда электрички "за Можай", куда я почему-то решила загнаться. Причем, на последней предобеденной электричке.

Почему Можайск? Очень мне захотелось попасть в Сафари парк, а ближайшая к нему значимая точка на карте - именно этот российский город. Я немного отвлекаюсь, и успешно проезжаю развилку на самое древнее из колец Метрополитена, и жребий брошен. Радиальная.

Бегу по своему самому "любимому" переходу Третьяковская-Новокузнецкая (по какой-то неведомой причине именно здесь меня охватывали приступы паники в первые годы жизни в столице). Я даже пристраивала поездки так, чтобы избегать этого перехода. В этот же раз я спешила так, что не успела испугаться.

Пересадка. И тут я решила уточнить детали предстоящего маршрута еще раз, обратившись к другому адресату: "Я у Дзена спрашивал, как найти же кассы мне, Дзен в лицо мне выплюнул длинною статьей..."

Обещание запутанных путей без указателей, схемы, стрелки, страшная городская легенда про 14 путь, ведущий к пригородным поездам, к которому надо идти через неведомый путепровод... Еще больше запуталась, а уже моя станция.

Выхожу на Белорусской.

-2

Настенное объявление направляет меня к 4 выходу. А где 2 и 3? Что характерно, отсутствие выхода под номером 1 меня смутило только при написании данной статьи. Покорно иду к единственному выходу со станции. Может, потом появится второй выход или хотя бы третий? Спойлер: нет. Четвертый выход с радиальной Белорусской единственный. Я потом без спешки проверяла.

Взгляд притягивает бронзового цвета скульптурная композиция. Интересно, как она называется? Небольшой поиск в интернете. И ответ найден:

В первой половине августа 2021 года на станции метро "Белорусская" Замоскворецкой линии была установлена скульптурная композиция "Советская Белоруссия", автором которой является скульптор Сергей Орлов. Она состоит из трех фигур: работницы, положившей руку на герб БССР, рабочего с книгой и женщины с ребенком. Она сделана из бетона и покрыта краской под бронзу, ее нижняя часть облицована плитами из мрамора. У этой скульптуры оказалась богатая история и она уже находилась в метро, но на станции "Белорусская" Кольцевой линии.
Эту скульптурную композицию установили на кольцевой станции "Белорусская" во время ее постройки в 1952 году. Долгое время она украшала платформу станции, пока в 1997 году возникла необходимость строительства другого выхода. Так как скульптура мешала этому, было принято решение ее демонтировать. Другого места для ее установки не нашли, поэтому скульптуру разрезали на части и вывезли в неизвестном направлении с целью утилизации.
Более двадцати лет скульптура "Советская Белоруссия" считалась безвозвратно утерянной, однако в 2018 году ее обнаружили в электродепо "Новогиреево".

Случайно обнаружили? Как можно такое потерять? Вопросов больше, чем ответов.

-3

Внимательно смотрят мне вслед славные жители Белорусской Советской Социалистической Республики. Но мне некогда. Бегу мимо барельефа "Вставай, страна огромная". Именно здесь, на Белорусском вокзале эта песня прозвучала впервые 26 июня 1941 года.

-4

Не могу надолго задержаться, рассматривая его. Я все еще надеюсь успеть на электричку на 12:00 обещанную в расписании. И, кажется, успеваю! 11:51 - у меня целых 9 минут. "Три ха-ха," - раздалось откуда-то эхо Яндекса. При попытке купить билет на поезд с сайта электричек, внезапно выясняется, что ласточка - это поезд дальнего следования, и билет на нее приобретается в другом здании. "Я думаю, Вы не успеете!" - пассажиро-корректно изрекает сотрудница вокзала.

Я совершаю последний спринтерский рывок... Все еще надеюсь успеть.

-5

Заранее убраны в сумочку ключи, телефон, помада. Термос в ящик рядом с сумочкой. Пищу. Выворачиваю все карманы. Пищу. Снимаю ремень. Пищу. Нахожу в потайном кармане дорожный балкончик духов. Фух. Пропустили. Издалека вижу, что очередей в кассы нет. Неужели? Увы, но электронная очередь. Получаю талончик в кассу под номером 198, слышу механический голос приглашающий клиента под номером 173 к 8 окну. Приехали. Просьба не занимать вагоны.

Забавная ошибка на информационном стенде.

Оглядываюсь вокруг и не верю своим глазам. Оказывается, на поезде можно доехать много куда! И вот я уже мысленно вкушаю печено вепрево колено в Праге, отмечаю Октоберфест в Берлине, любуюсь танцующим лесом на Куршской косе. И тут мой взгляд падает на английское название схемы движения поездов. Пригородных? Правда?

-6

Подхожу поближе. Перечитываю. Очень внимательно. Схема движения поездов на языке англо-саксов звучит как "схема движения пригородных поездов". Начинаю сомневаться в своих знаниях английского. Даже захожу в пару словарей. А вдруг, у слова пригородный (suburban) есть еще и другие значения, например, международный? Никаких других значений не нахожу. Но на сайте Кембриджского словаря есть примерно такое описание: "Область, где люди живут вне центра города".

Вена, Прага, Париж, Ницца... Хотя... Кто-нибудь возьмется утверждать, что они находятся в центре Москвы?

Разворачиваюсь и решаю купить билеты на электричку на завтра, чтобы точно не передумать и загнать себя за Можай. А после этого решаю прогуляться по вокзалу, а то я себя знаю: опять приеду под самое отправление.

Кассовые терминалы и особенности национальных очередей.

Подхожу к пригородным кассам, а они все закрыты. Как так? Вижу длинную очередь к терминалу, возле которого сотрудница вокзала помогает людям обилечиваться. Соседний с ним терминал абсолютно свободен. Сломан? Да нет, на вид в рабочем состоянии. Пытаюсь выпросить билетик у бездушной железяки. Увы, без окончательного успеха. Слышу совет вставить карту для записи на нее билета, и вуаля. Пара минут, и терминал возвращает мне карту. Не билет. Меня терзают смутные сомнения. Но я отхожу, чтобы не раздражать очередь, выстроившуюся за мной. (Пока я оформляла билет, единственная очередь раздвоилась. Почему раньше никто не подходил к соседнему терминалу - загадка. Умом Россию не понять). Сотрудница доблестного РЖД уверяет меня, что по этой карте я завтра спокойно доеду. Решаю выйти к путям, чтобы завтра с утра понимать куда я иду.

Вид со стороны путей.
Вид со стороны путей.

Рассматриваю паровозик поближе: новогодний (или просто зимний), усыпанный снежинками. Схема белорусского вокзала тоже вызывает интерес. Осматриваю пути. Понимаю, что не потеряюсь. Можно продолжать осмотр.

-8

И подхожу к скульптуре слева.

-9

Молодая пара, расстающаяся, возможно, навсегда, застыла в прощальном взгляде друг на друга. Живые цветы говорят о том, что не все забыли уроки войны. А какой кстати? Первый столб-памятник. Сабли и палаши, старинное огнестрельное оружие. Георгиевский крест и царский герб. Первая мировая.

Монумент установлен при поддержке РЖД.
Монумент установлен при поддержке РЖД.

С другой стороны от влюбленных еще обелиск. Нетрудно догадаться какой. Давайте рассмотрим поближе символику и оружие второй мировой войны. Она же - Великая Отечественная. Здесь за щитом спрятан герб СССР: колосья увенчанные звездой. Автоматическое оружие.

Этот памятник установлен Российским военно-историческом общество
Этот памятник установлен Российским военно-историческом общество

Медленно иду в сторону метро, размышляя о войнах, истории, правильных выводах, которые люди делают или не могут сделать. Сколько их было... Сколько их будет, если мы не научимся жить мирно... Вот и путепровод, по которому надо идти до 14 платформы, если верить статье с Дзена.

-12

То есть вход на нее совсем не с вокзала, а вот по такому крюку?

Далековато.
Далековато.

Не может быть! Наверное, есть путь покороче. Но искать его нет ни сил, ни желания. Открываю интернет. И находится статья посвежее, где описано современное состояние вокзала. Хорошо, что реконструкция и мучения пассажиров закончены. Проверяю даты. Статье, смутившей меня, более 2 лет. Интересно, почему в поисковике она выпала первой? Неисповедимы алгоритмы Дзена...

Во время реконструкции вокзала сложно было добираться до 14 и 15 пути.

Скоростные электрички отправляются с 1, 4 или 5 пути. Если верить еще одному сайту. Но лично я отправилась в Можайск на "РЭКСе" с 10 пути. Поискав информацию более тщательно, понимаю, что скоростные электрички отправляются с 1 - 11 путей.

Теперь мне ясно абсолютно всё, и я направляюсь на станцию метро Белорусская. В этот раз иду на кольцевую станцию. Ту самую, откуда "Советская Белоруссия" совершила свой долгий двадцатилетний вояж через метро Новогиреево.

Мозаичные панно Белорусской.

Станция метро "Белорусская" Кольцевой линии была открыта 30 января 1952-го года в составе участка Курская - Белорусская. Первой станцией метро у Белорусского вокзала стала станция Белорусская Замоскворецкой линии, открытая в 1938 году в составе второй очереди метрополитена.
В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города.
-14

Лампы чаши освещают колосья, которыми богата плодородная белорусская земля. Неспешно иду по платформе, рассматривая фрески на потолке.

В оформлении подземного зала особое место занимают 12 панно, размещённых на потолке и выполненных в стиле флорентийской мозаики. Авторы панно - художник Г.И. Опрышко, скульптор С.М. Орлов.

В процессе осмотра и фотографирования флорентийско-белорусского стиля почти в центре Москвы, стараюсь ни в кого не врезаться и успешно уворачиваюсь от смартфонозависимых элементов бурного пассажиропотока. Время от времени ловлю недовольные взгляды суетливых спешащих людей с чемоданами и без.

Слышу шум приближающегося поезда. Выхожу на платформу... А там сюрприз.

-16

Ура, новогодний!!! Тематические поезда для меня хорошая примета. И я понимаю, что все будет хорошо и даже отлично. Собираюсь ехать домой, раз уж в Можайск сегодня не попала, но на Киевской я передумаю и выйду. Но об этом я расскажу в следующей статье.

А пока обещанные факты.

1. Выход из метро Белорусская замоскворецкой линии ведет:

- к Аэроэкспрессу. Первый подъезд от входа в метро.

-17

- к пригородным кассам и терминалам. Второй подъезд от входа в метро.

- к путям под номерами с 5 по 11.

- к путям 14 и 15, но через переход.

2. Выход из метро Белорусская кольцевая ведет к кассам дальнего следования и путям 1-4.

-18

3. Ласточки находятся в списке электричек, но являются поездами дальнего следования и льготы на электрички на них не распространяются.

4. Рэксы являются скоростными электричками, но отходят с путей для поездов дальнего следования. По билету на скоростную электричку проехать можно и на обычной. А вот наоборот уже нет.

5. Их Москвы в электричку вход свободный. Можно оформить билет на нее прямо в поезде. Стоимость оформления 100 рублей.

6. Льготный билет на карту москвича можно оформить с помощью электронного терминала. Льготный абонемент оформляется только в кассе.

А Вы всегда планируете свои поездки заранее? Как относитесь к ситуациям, когда рушатся Ваши планы?