Предыдущая серия истории здесь.
А давайте вспомним, что вообще тогда было, в 1993–94 годах? Общий контекст, так сказать. Мне кажется, что это будет даже интересно.
Итак, 1993 год. Когда стало известно, что я поступила в МГУ, мы стали собираться к бабушке в Донбасс. Курс рубля к украинским «купонам», как их тогда называли, был тогда 1:4, но в официальных обменниках купоны были не всегда, на Украине же меняли рубли 1:2,5. Мы решали эту проблему у стоящих на курском вокзале «мужиков», у которых курс был примерно между этими показателями, но каждый раз мы рисковали нарваться на фальшивые деньги, конечно.
Потом наше правительство устроило денежную реформу – в конце июля, как раз людям под отпуска! Все нервничали, на уверения с экранов реагировали слабо. Народ-то пуганый, чего уж там. Мои родители тоже переживали.
Да, Черномырдин сказал эту крылатую фразу про денежную реформу 1993 года!
А вот и новые деньги:
В самом начале августа мы уехали в Донбасс. Но перед этим сдали рукопись А.Н. Греча «Венок усадьбам», и нам даже за нее обещали заплатить!
И поехали мы в Донбасс, я уже как студентка! Да, дед бы за меня очень порадовался, но он не дожил два года до этого. Слишком уж тревожным выдался 1991 год, а у него больное сердце. В эту поездку мы поставили ему памятник. И с восхищением слушали рассказ моей 80-летней прабабушки, которая одна выкопала 15 вёдер картошки, перебрала и спустила в погреб! Да, мощные у меня корни! Чего же я такая дохлая-то получилась? 😄
И еще мы у моей бабушки срывали груши таким специальным приспособлением. У неё отличный сорт! Знаете, сколько вышло? Двадцать вёдер! Благодатный климат, конечно. Вот такие примерно:
В конце августа мы вернулись в Москву. Как это часто бывало, людей в поезде было больше, чем мест. Вернулись из жары в холод. 31 августа я съездила за учебниками, а 1 сентября наступила отличная солнечная погода. И где же новоиспеченная студентка провела свой первый учебный день? С родителями в лесу, конечно. Восемьдесят подберёзовиков! Да-да, мы их всегда считаем: семья грибных маньяков. А потом перебираем и маринуем полночи. Утром же 2 сентября, еле оттерев черные после грибов пальцы, на семичасовой электричке – за знаниями!
А двадцать первого сентября Ельцин объявляет об окончательной ликвидации советской власти и разгоняет Съезд народных депутатов, ну, и Верховный Совет заодно. Новая эпоха официально началась!
Немного про эти события я уже писала в первой статье. Ну, про обгорелый «Белый дом» из верхних окон нашего корпуса. Родители переживали, боялись гражданской войны, к которой были все основания. Папа говорил, что Хасбулатова с его хапугами не жаль, но и пиратская команда Ельцина совсем не лучше. Хасбулатов, по крайней мере, не попирает действующую конституцию. И еще говорил, что все эти разборки напоминают ему драку двух бандитов. А четвертого октября пролилась кровь. В Москве – роспуск Моссовета, чрезвычайное положение и комендантский час. И снятие поста у Мавзолея. 9 октября хоронили погибших, был траур. А, ещё помню беспокойство родителей по поводу постановления об отмене обязательных поставок продовольствия совхозами и колхозами: в стране-то 80 % городского населения. Цены на хлеб к началу ноября сильно подскочили.
Как мы, юные будущие филологи, оценивали эти события? Я – с волнением, но, по большому счету, мы были больше поглощены своим новым положением и началом учёбы, которую сразу в большом количестве обрушили на наши головы.
На этой вывеске я однажды обнаружила птичку! В «египетской» надписи. А внутри пространство под ней называлось почему-то «большой сачок».
В конце ноября приезжала в гости бабушка, страшно кляла Кравчука. Донбасс – такое место, где социальная поддержка пенсионеров особенно важна: цены всё-таки ориентировались на шахтерские зарплаты.
В декабре мои родители купили новый телевизор, старый стал совсем плохо показывать. А по телевизору – активная агитация за партию «Выбор России» Гайдара. Ну, и Жириновский чуть ли не выпрыгивал из экрана. Мы в студенческой группе, помню, обсуждали его фразу «мама русская, папа юрист» и называли «Юристовичем». Развлекал он тогда весь народ своими инициативами по полной.
Помните? Примерно так:
А мне запало в мозг: «О какой демократии вы говорите, если 65 % территории России – вечная мерзлота?»
Ну, и про «омыть сапоги русских солдат в Индийском океане» – как же было не помечтать? Мечтали наши императоры про это порой, да. Но там плотно окопались англичане, да и местность такая пересеченная, что наскоком не перепрыгнешь, как Суворов через Альпы.
А двенадцатого декабря все пошли на выборы!
Сейчас погуглила: за новую конституцию проголосовали с небольшим перевесом. Чечня не голосовала, потому что объявила независимость.
Я с родителями тоже ходила, потом мы полночи следили за предварительными результатами. Неужели ЛДПР?! Здравствуй, п0па, «новый политический год»! Трансляцию часа в три прервали, кстати, хотя собирались показывать всю ночь.
Какой молоденький ещё!
Все были в некотором шоке: выборы в Думу выиграл Жириновский – 22,9 % голосов! Ну да, многие мои знакомые с бравадой говорили, что проголосуют «за Жирика». В знак протеста, что ли? Или для эксперимента: посмотреть, что тогда будет 😄
Гайдаровский «Выбор России» (по сути, партия власти) – 15,5 %, коммунисты – 12,4 %. А на четвертом месте, оказывается, партия «Женщины России» – 8 %. Интересно!
Кстати, такие проценты показывают знаете, что? Честность и несфальсифицированность (слово дико смотрится, конечно) тех выборов 😄
А вы помните, за кого тогда голосовали?
Мой папа следил за дальнейшими перипетиями и с удивлением говорил: как же так хитро получилось, что в итоге от партии Гайдара в Думе оказалось 92 депутата, а от ЛДПР – 45? Ельцин хозяин-барин, но зачем тогда было проводить выборы? Ну, кто же мог предположить такие результаты!
Перед самым Новым годом в очередной раз подорожал транспорт, повысились цены на коммунальные услуги, топливо и многое другое. «Подарок правительства» – ругался папа.
На праздник у нас было одно пожелание – чтобы не стало хуже. Да и у многих, думаю. У всех!
Со второй декады января у меня началась первая сессия. Родители порадовались, что первой оценкой в зачетке стала пятёрка: хорошая примета! Сдала я ее успешно. Значит, и правда могу учиться в МГУ!
К концу января похолодало, и большая часть февраля была морозной, до минус 30 градусов. Как же я мёрзла! И как же тяжело учиться, думать, запоминать, когда вечное чувство холода.
Но зима не вечна, и мы дождались весны. С середины марта снова подорожал транспорт: одна поездка на метро стала стоить тысячу рублей.
В конце марта я еще устроилась по договору на месяц в академический институт, где работаю и сейчас. Предложила знакомая преподаватель, и я не могла не согласиться, конечно. Я ведь помнила, как долго мама добивалась попасть на работу в эту систему! Моей задачей был сбор в архиве информации по одной теме. Так что я после учёбы еще и в архив ездила. Сейчас вспоминаю – как я всё это выдержала-то?
Весной нам выплатили гонорар за «Венок усадеб» Греча, собрались ещё деньги, и в начале апреля мне купили шубу! Горный козёл серо-серебристого цвета, помните такие? Как раз на рынке были скидки, всё-таки сезон кончился.
Ой, их до сих пор продают, оказывается! Вот, фото не моё:
Вот почти такая у меня была. Посимпатичнее только. Правда, в морозы она грела неважно, как выяснилось, и ее потом утеплили подстёжкой.
Во внешнем инфополе волновал Крым: Украина требовала раздела флота пополам, и ситуация накалялась. А, ещё Босния была тогда на слуху. Ещё все переживали, не устроят ли чего на Первое мая, но всё обошлось: в Москве была демонстрация, как говорили, в 50 тысяч человек, в центр ее не пустили. Главное – прошло без крови. Может быть, помогло и то, что в этот день была Пасха?
И вот снова сессия! Я сдавала экзамены вполне успешно. Папа мой был весь в новой задаче: сделать картотеку научной библиотеки историка П.А. Зайончковского – 1,5 тыс. единиц. Мама ездила на конференцию в Питер. Параллельно внешним фоном шла ваучерная приватизация, которую папа называл неслыханным ограблением народа: с обещанных эквивалентов двух «Волг» за ваучер – до стоимости килограмма колбасы.
Я на столе в большой аудитории увидела написанный кем-то стишок про одного из наших преподавателей:
Александр Андреич прячет
Тело жирное в утёсах,
Там он спрятал кучу денег
И два ваучера сверху…
Так что и до нас, студентов, долетали брызги ваучерной волны.
Папа свой ваучер подарил в музей, мы с мамой куда-то вложили, в какой-то Гермес, что ли. Без толку, конечно.
После экзаменов была производственная практика, я выбрала разбор материалов и работу с картотеками. Бабушка, заждавшись меня, в начале июля даже отправила нетерпеливую телеграмму 😄
И вот пятого июля я сдала практику и сразу же взяла билет на восьмое число. Я студентка второго курса! У меня каникулы! И я еду в Донбасс!
Ну, отлично же, правда? Хоть согреюсь там. А то весь учебный год мёрзла и болела, но продолжала учиться.
Уф. Всё. Простите за многабукв, что-то я увлеклась!
Всем хорошего дня ❤️