Предыдущая серия истории здесь.
Ну что, продолжаю! Я всё ещё на первом курсе, удивительно. А вначале думала, что по статье на курс получится 😄
Итак, у меня была проблема с поездками в университет. А учились мы и по субботам, и четыре раза в неделю нужно было приезжать к первой паре. Я уже писала, что чувство холода меня преследовало везде. Даже в квартире родителей было в морозы 15 градусов. Электрички тоже грели по минимуму. Тогда из экономии пускали составы не по двенадцать, а по восемь вагонов, и, наверное, думали: народ сам надышит. Нередко приходилось ехать стоя. Романтика, правда?
Папа мой, наверное, рассчитывал, что я буду хотя бы раз в неделю останавливаться у его сестры на ВДНХ, но не срослось: так я ни разу у нее не поночевала. Зато иногда выручала мамина подруга. Она жила одна с кошкой в двухкомнатной квартире. Я привозила пирожные из буфета, мы ужинали, а утром она мне делала питу с сыром. Я тогда впервые увидела эту конструкцию: до нашего городка такая цивилизация еще не дошла. Проблема с этими ночевками была не только в том, что от ее квартиры нужно было идти пешком на автобус, ехать до метро, а потом на другой конец Москвы. В любом случае это было быстрее и теплее. Но наметился еще один момент, даже два. Я знала, что мамина подруга не так давно похоронила свою маму, и она мне рассказала, как слышала стуки, вздохи и шарканье тапочек, и кошка, судя по реакции, тоже это слышала. Вот такая примерно у нее была кошка:
Я сообразила, что сплю в комнате мамы на ее кровати, на которой она умерла, и мне стало не по себе. И ещё мне не понравилось, что эту кошку, оказывается, гоняли по квартире ремнём, который лежал на видном месте специально для нее. Мой внутренний кошатник был в возмущении. И ещё я боялась быть обузой. Ну, раз так, то приходилось искать другие варианты тоже.
Я с удовольствием болтала с одной девушкой. Мы в основном обсуждали то, что услышали на лекциях. Например, у нее была версия, что Мандельштам в строчках:
Вооруженный зреньем узких ос,
Сосущих ось земную, ось земную,
Я чую все, с чем свидеться пришлось,
И вспоминаю наизусть и всуе…
– намекал на своё имя, как на звательное от «Осип». Да, филологи – они такие, что вы хотите! Еще она рассказывала, как родители дали ей почитать письма своей молодости, и ее поразило слово «дезик» вместо «дезодорант». Мы-то думали, что первые изобрели молодёжный сленг, как же иначе?
Девушка эта была вегетарианка и нередко ночевала у друзей в «коммуне», как она это называла. Ничего плохого они не делали, наоборот, варили кучу овощей на винегрет для вегетарианских филологических девушек. Так вот, я набралась наглости и спросила, нельзя ли мне иногда ночевать в ее общежитии? Тем более, что ее соседка тоже жила где-то в другом месте.
Разрешение было легко получено, меня, наверное, снабдили пропуском (вот уже не помню), и я предупредила родителей, что буду иногда ночевать в общежитии!
Первая ночевка в ДСВ произошла 1 декабря 1993 года.
Был уже поздний вечер. Я наслаждалась ощущением, что завтра первая пара, но можно поваляться подольше. Всего две троллейбусные остановки – это вам не электричка плюс метро! Тем более, у меня с собой была новая книжка, купленная на книжном прилавке возле аудитории. Куча неизвестных мне стихов 1890–1925 годов, с подробным разбором особенностей их рифмовки, ритмики, метрики и прочих радостей в свежем, 1993 года, учебном пособии Гаспарова «Русские стихи».
А вдруг, на снег и зиму злясь,
Канала грязь
Тебя затянет без проклятья?
– вопрошал поэт Серебряного века Михаил Кузмин. В голове сразу же стали возникать сюжеты романов Достоевского, и в этой маленькой комнатке с зеленоватой краской на стенах и тусклой лампочкой стало уже не так уютно.
Ах, всё равно, летим, летим,
Куда хотим, – ведь цель поставлена не нами!
– и в сознание начало проникать то настроение облегчения, когда человек полностью отдается своей судьбе.
Над садом, там, видна всегда
Одна звезда – мороженный осколок злата!
Вор, кот иль кукольный кумир,
Скрипач, банкир,
Самоубийца ль, – та же плата!
("Кот" здесь - на жаргоне того времени "сутенёр").
Я подошла к окну. На небе и правда висела яркая звезда. Именно так и висела – мороженным осколком злата. Меня охватило странное чувство: и восторг, и тревога одновременно. И ощущение, что времени нет. Я смотрела в окно, пока не начала замерзать. Тогда я еще раз перечитала стихотворение, стараясь запомнить его наизусть, погасила свет и быстро юркнула в постель.
Но заснуть я не успела.
В дверь постучали. Я притаилась. Заперлась ли я на замок? – судорожно соображала я, вслушиваясь в веселые голоса явно подвыпивших парней, которые расположились в «тамбуре». Они стали стучать то в мою, то в две другие двери, но никто не выходил. Тогда один из них начал методично бить в мою дверь ногой, явно повернувшись к ней спиной. Я лежала с колотящимся сердцем, соображая, что делать. Ни ножа, ни топора, как говорится. Даже бутылки нет, чтобы сделать из неё «розочку» 😄
«Харэ стучать, нет никого», – услышала я, и подвыпившие визитёры ушли. Наверное, искать другие варианты. А может, догоняться.
Это было мое первое знакомство с общежитием ДСВ: Дом студента на Вернадского.
На следующий день я спросила у девочки, что это было. Она ответила, что ни разу такого не встречала: всё тихо-мирно. Наверное, эта «гастроль» была специально для меня 😄
Потом я ещё несколько раз там ночевала, и, действительно – тишь да гладь. Я болталась по коридорам, заглядывала на кухни, выходила на балконы запасных лестниц. Ну, интересно ведь! Чисто антропологический интерес. Вот две девушки, усевшись в коридоре прям на пол и прислонясь к стене, поют под гитару нежными голосами:
Сенсимiлья – мой флаг
Сенсимiлья –мой свет
Боже, вышли мне знак
Дай мне совет!
Чиж, ага!
Я знала, что это про наркотики. А девушки продолжали тематический концерт:
А я сижу на крыше и я очень рад,
Потребляю сенсимiлью, как аристократ!
Причем я уверена, что это были нормальные, приличные гуманитарные девочки. Ну, может, кто-то из них и затягивался пару раз чем-то лёгким, из любопытства. Почему гуманитарные? Так в ДСВ в основном они и жили, за очень редким исключением (про исключения и про судьбу я расскажу попозже). Ну, просто время такое было. Мода, что ли – поэтизировать нарк0тики. Алмазный путь, Бриллиантовые дороги, вот это вот всё. Позднее появилась песня «Я маленькая лошадка», и ее совершенно свободно крутили по радио и на тв! Наверняка помните этот забавный клип.
А ещё я заглядывала одним глазком на первый этаж, где было знаете, что? Студия бальных танцев! Со вздохом я думала: как бы всё-таки мне получить заветное место в общежитии?
Ну что, до новой встречи в этой рубрике! ❤️