Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Когда французы зашли в Москву, то поняли, что войну они проиграли: по событиям 1812 года будет снят фильм

Оглавление
   Алексей Пиманов возглавил медиахолдинг «Красная звезда» в 2013 году. Фото: Личный архив Алексея Пиманова
Алексей Пиманов возглавил медиахолдинг «Красная звезда» в 2013 году. Фото: Личный архив Алексея Пиманова

Поводов для встречи с тележурналистом, режиссером, продюсером Алексеем Пимановым было несколько. В этом году исполняется 20 лет телеканалу «Звезда», которым он руководит. И 55 лет программе «Человек и закон», которая последние лет тридцать неразрывно связана с его именем. А еще он снял уникальный документальный цикл «Неизвестный Кремль», где в формате 3D будет восстановлен архитектурный облик Московского Кремля начиная с ХIV века. Дворцы, палаты, церкви, которых уже не существует, зрители впервые увидят своими глазами. И, наконец, Пиманов готовится к съемкам исторического полнометражного фильма о войне 1812 года. Но начали мы разговор со «Звезды».

Кризисный менеджер

- Если честно, даже поверить не могу, что уже 11 лет я возглавляю этот телеканал, - сообщил мне Алексей Пиманов. - Я приходил как кризисный менеджер, на пару лет. Канал был банкротом. В основном показывал старые советские фильмы: они стоили дешево. Интересных программ не было, потому что не было денег. А денег не было, потому что не было интересных программ и своих звезд. Рекламный рынок сюда не стремился. Задача была сложная - поставить канал на ноги. Для этого нужны были современные студии, журналисты и ведущие. Потихонечку мы начали формировать команду.

Сегодня у нас работают звезды первой величины: Арарат Кещян, Эдгард Запашный, Вячеслав Фетисов, Гарик Сукачев, Иван Охлобыстин, Ольга Белова, Борис Щербаков, Андрей Луговой, Андрей Чернышов. В ток-шоу «Открытый эфир» - потрясающая четверка ведущих, которых мы вырастили: Николай Матвеев, Надана Фридрихсон, Юлия Шамаль, Алексей Гудошников.

Другая, не менее важная задача - донести до зрителей, что канал «Звезда» - это не только про войну и про погоны. Сегодня на канале показывают потрясающее документальное кино, есть программы о легендах музыки, театра, науки и спорта. У нас замечательные новостные и итоговые программы, информационно-аналитическое вещание - одно из лучших. Понятно, что есть и чисто военные программы. Но я с самого начала хотел, чтобы вокруг канала собрались зрители, которые думают о стране, интересуются наукой, историей, культурой.

На первые заработанные деньги мы построили в бывшем цехе Академии им. Жуковского (это район метро «Аэропорт») современный аппаратно-студийный комплекс с двумя павильонами-трансформерами, одними из лучших в стране. Выпуск программ сразу стал и дешевле, и технологичнее. Потом «Звезда» приступила к развитию «Главкино», и сегодня это девять современных павильонов, где мы снимаем программы и планируем производство кино и сериалов. Кроме того, у нас вещает радио «Звезда», которое за последние годы получило 25 премий «Радиомания», стало лауреатом премии Правительства РФ.

Если подвести итог, то за эти годы из канала «Звезда» мы стали медиахолдингом, объединяющим телевидение, радио, издательский дом, цифровые ресурсы и кинопроизводство.

«Человек и закон» для меня - проект номер один

- Вы тоже звезда телевидения: почти 30 лет ведете программу «Человек и закон». Не надоело вам за столько лет?

- Что вы! «Человек и закон» - это проект номер один для меня. Скольким людям мы помогли, меня часто останавливают на улице и благодарят. За эти годы случалось, что я в отпуске или снимаю кино, но по средам обязательно возвращаюсь в Москву на запись программы. И после улетаю обратно на съемки или в отпуск. За 10 лет из команды «Человека и закона» не ушел ни один человек. У нас очень сильный коллектив.

- Вы хорошо знаете актерский мир. Как вы относитесь к артистам, уехавшим из страны после начала СВО?

- Как к больным детям. Они выбрали этот путь, выбрали чужую страну, это их право, и дай им Бог удачи. Но я про другое. Проблема в том, что актеры часто играют в кино философов, историков, математиков и нередко отождествляют себя со своими героями. При этом они не разбираются ни в истории, ни в математике, ни в политике, знаний нет, но ощущают себя мессией. И начинают вещать... Необразованность и непонимание приводят к катастрофе.

Почему Наполеон хотел взорвать Кремль

- Вы собираетесь снимать кино о войне 1812 года. Что это за проект?

- Рабочее название «Охота на императора». Мало кто знает, что Наполеон, когда уходил из Москвы, приказал заминировать Кремль, он хотел уничтожить символ России. Он был в бешенстве, что Москва ему не покорилась, что из города ушли жители... Французы начали волю императора исполнять. Было взорвано пять башен, колокольня Ивана Великого, заминированы дворцы, башни, соборы - Успенский, Благовещенский, Архангельский... Но внезапно начался проливной дождь, который затушил фитили. Бог помог. Спас Кремль.

Об этих событиях мы с братьями Пресняковыми (это наш третий фильм, до этого были «Одиннадцать молчаливых мужчин» и «Водитель-олигарх») написали сценарий, где главный герой - русский по происхождению адъютант Наполеона. Он ненавидит Россию, потому что когда-то давно Василий III замучил в башне Кремля его предка. А главная героиня - девушка, которая хочет убить Наполеона, чтобы отомстить за брата, погибшего под Смоленском.

Начинается сюжет с входа французов в Москву. Они же как привыкли? Заходят в Вену или в Берлин, вдоль улиц стоят местные жители, которые, может быть, французов не любят, но смотрят на них с любопытством. И ключи от города приносят. Когда французы зашли в Москву, Наполеон несколько часов ждал ключи от города, но так и не дождался. А потом французская кавалерия увидела пустые улицы. Москвичи город покинули. Адъютант Наполеона после вспоминал: мы зашли в дом, где стоял еще горячий самовар, а людей не было. Богатейшие дворцы вместе с картинными галереями, мебелью были брошены. Склады, подвалы, винные погреба... Европейцы бы так никогда не поступили - бросить частную собственность на разграбление врага. А русские все бросили и ушли. И тогда французам стало страшно. Они поняли, что проиграют эту войну. А уж когда москвичи подожгли город, когда вся Москва горела, стало понятно: с русскими воевать бесполезно.

А ЧТО ЕЩЕ?

Дворец Бориса Годунова и палаты Ивана Грозного

- Вы сняли и документальный сериал о Кремле...

- В свое время я делал цикл «Кремль-9», проект, где речь шла не только о Кремле, но и о его обитателях. За это время я облазил все: от звезд на кремлевских башнях до подвалов и чердаков. Многие вещи приходилось показывать на пальцах. Вот здесь стоял Чудов монастырь, там был такой-то дворец. Эти постройки не сохранились, были разрушены. Мне захотелось сделать документальный цикл о том, как Кремль выглядел в разные периоды.

Сначала казалось, что тот Кремль, который сохранился в гравюрах, картах и на фантастических картинах Васнецова, уже не восстановить. Но вдруг выяснилось, что есть группа архитекторов, которые знают, как Кремль выглядел начиная с ХIII - ХIV веков. И готовы сделать его модель в 3D. Спасибо ИРИ (Институт развития интернета), который помог нам воплотить идею. Мы сделали шесть серий про «Неизвестный Кремль», где показываем, как он выглядел начиная с ХIV века. Благодаря современным 3D-технологиям я смог прогуляться по палатам Ивана Грозного, где он умер. Мы покажем место, где убили Лжедмитрия, дворец Бориса Годунова и палаты, где родился Петр Первый. Это уникальный и очень нужный просветительский проект.

Автор: Анастасия ПЛЕШАКОВА