Старый мир мёртв. Человечество мертво. Остался лишь жалкий остов былого величия. Осколки некогда единого общества, благополучно догнивающие в тщетных попытках удержаться за существование, попутно дожирая друг друга. Существование, обеспеченное благодаря естественной на генетическом уровне для людей способности сбиваться в стаи и образовывать сложные структуры, которые они гордо прозывали Обществом, Социумом и, как смешно это теперь звучит, Цивилизацией.
"Разум - вот что отличает человека от остальных животных", - в унисон повторяли словно мантру самые прогрессивные из них. Вздор! Сбиваться в стаи циклопических размеров, словно саранча в рой - вот их единственное преимущество. Разум им нужен для того, чтобы находить оптимальные способы экспансии. Способность образовывать структуры с сложной иерархией, занимающую бОльшую площадь, чем другие виды. Всего-то.
Всего пару тысячелетий доминации над другими видами на суше им хватило для того, чтобы счесть себя вершиной эволюции. Они даже не допускали, что это не так. Что есть нечто, способное формировать структуры быстрее и качественнее, даже не прибегая к социальным иерархиям, а люди нужны лишь в качестве промежуточной ступени для воцарения настоящего венца эволюции? Сколько нужно времени, чтобы на пустыре возвысилась империя человечества? Град на холме, диктующий всей окружающей реальности свою волю? Не одно тысячелетие.
На то, чтобы на руинах Града воспарило торжество иной формы жизни не понадобилось и недели. Человеческий Бог ваял мир 6 дней. За сопоставимый срок новый мир на костях старого создал себе и кордицепс, используя остатки человечества словно стройматериалы, взамен на их тела и разум позволяя ещё немного покопошиться в мирской суете.
И если всмотреться в это копошение повнимательнее, то можно увидеть, что хоть жизнь человека хоть на первый взгляд и претерпела кардинальные метаморфозы, в сути же своей осталась такой же, какой и была всю историю. Они всё ещё любят и ненавидят, клянутся и предают, взрослеют и умирают, убивают, но приходят на помощь себе подобным. Да, с благими делами всё значительно скуднее, банально по причине рискованности затеи проявлять к кому-то доброту, но и без этого не обходится.
Постапокалипсис лишь окружающая среда, адаптация к которой будто бы и заложена в саму суть Человека. И всё ещё из старых как мир паттернов поведения состоят людские жизни и вьются их судьбы.
Судьбы же эти большей частью из тех, что поменьше: банальные и незначительные, ни на кого, кроме них не влияющие. Но бывают и такие, которые по мере своего становления затрагивают жизни множество окружающих её людей. Им будто бы судьбой уготовано влиять на жизни окружающих.
Именно об такой эта история.
История об "избранной" эволюцией и лёгкой рукой сценариста на бремя обладания иммунитетом к КЦИ (кордицепсная церебральная инфекция) 13-ти летней девочке Элли, путешествующей по постапокалиптичной Америке в компании утратившего почти все свои моральные качества контрабандиста Джоэла, с целью найти окутанных ореолом борьбы за всё хорошее и против всего плохого «Цикад». (Которых, как позже выяснилось, правильнее было бы локализовать как "Светлячков", но увы, пути локализаторов неисповедимы, так что дабы не сеять путаницу буду пользоваться официальной версией перевода.)
Цикады же по факту являются террористической группировкой, что занимается разработкой вакцины от КЦИ и партизанскими методами ведения войны бодается за власть с явно доминирующей ФЕДРА (Федеральное агентство по урегулированию стихийных бедствий - последним осколком американской государственности, по сути мин. обороны, скрещенное с мин. здравоохранения. Остальные ведомства в постапокалипсисе резко утратили значимость.) - местным аналогом государства, тоталитарного и беспощадного.
а) И тут можно подметить первую глобальную тему, которую поднимает игра.
Ведь основные конфликты в мире игры происходит не между людьми и зараженными, а между разными группировками, сформированными из выживших. Разрушенный мир и орды зомби тут как фон, задающий различные ситуации, в которых проявляются взаимоотношения персонажей. Как и практически любой постапокалипсис - это произведения про людей.
И с самого пролога игра размашистыми мазками кисти рисует свою картину полит-социального дискурса.
Это в том числе и тема так называемой гражданской борьбы с узурпаторами за свои права и свободы, будь то правительство или метрополия. Даже в постапоке свободные некогда люди знают себе цену и решают, как им стоит жить и как обустраивать свой малый социум. В общем весь тот обширный спектр и нынешнего политического дискурса, который вызывает знаменитая 2 поправка.
Она, как бы внезапно это не шло в разрез с общественным представлением, не столько и не сколько про частную самооборону и право на ношение оружия. Это, конечно, она в себя тоже включает, но как следствие. Основная же суть в том, чтобы гражданское население смогло в случае чего оказать сопротивление и свергнуть деспотичное и тоталитарное правительство. Принцип работы прост - если слишком много людей начинает считать, что правительство их угнетает и подавляет, они вправе образовывать организованное сопротивление, способное дать отпор системе, пользующейся монополией на насилие.
Аналогия очевидна - ФЕДРА это организованная милитаризированная группировка, занявшая роль государства, с которой кустарными способами борются собранные из добровольцев "Цикады". Всё не так просто, конечно, и Цикад святыми борцами за свободу тоже назвать очень сложно, ведь методы их борьбы зачастую не отличаются от методов ФЕДРЫ. Да и к целям они, скорее всего, стремятся таким же, каких уже достигла ФЕДРА - установить контроль над Бостоном, а после расширять влияние, выполняя роль государства. И неизвестно, собираются ли они что-то менять после прихода к власти.
Кстати, тут очень символично вписывается город, в котором начинается эта дилогия - Бостон. Ведь именно с него исторически и началось освобождение Штатов от колониализма Британской Империи и образование американкой государственности.
Пишу я, как Вы уже могли догадаться, про Бостонское чаепитие. День, когда колонисты в знак разрыва отношений с Ост-Индской компанией уничтожили груз чая, что в итоге привело к Американской революции, и , следовательно, подписанию декларации Независимости - основе и гаранту американского устройства государства.
Кажется, что основные локации, как и всё остальное в игре подбирались не просто так, а именно с расчётом в том числе и на символизм и культурную значимость той или иной локации. Чем примечателен Солт-Лейк-Сити (город, в котором первая часть оканчивается) кроме того, что является столицей самого мормонского штата - Юта, я, к сожалению, не знаю, но символизм больницы Святой Марии, в которой находится штаб Цикад и в которой и собирались провести операцию над Элии сам бросается в глаза.
В любом случае финал ярко овеян религиозной символикой. И если в начале игрока постепенно погружают только в поверхностный социально-политический дискурс, то чем ближе к концу, тем чаще в сюжете начинают фигурировать более фундаментальные вопросы и проблематики.
Ведь что происходит в самом финале? "Избранную" собираются "распять"/препарировать аки Христа во имя возможности спастись всему остальному человечеству в центре некогда ультрарелигиозного города в больнице, названной именем св. Марии. (к этой мысли вернёмся чуть попозже). К тому же пикантности данной ситуации добавляет единственное ДЛС к игре, в котором узнаётся, что Элли - лесбиянка. В общем масштабе, держа все эти элементы пазла в голове, рисуется до одури ироничная и одновременно драматичная картина.
Вот, кстати, ещё одна интересная тема - как максимально ненавязчиво и не вызвав отторжения у большой части аудитории сделать политическое заявление в проекте высокого уровня. Ведь 13-й год это не время, когда было принято идти на "смелые и непопулярные" решения и персонажей каждой второй игры делать лгбтQwerty+. Тогда для подобного действительно нужна была смелось, ведь тот же ведьмак 3, где бисексуальность Цири принимали весьма холодно вышла аш спустя 2 года. По какому непаханому полю социальных высказываний и экспериментов проезжал Дракман с командой страшно и вообразить.
Касаемо единственного большого города 2 части - Сиэтла, тоже однозначно сказать сложно. Возможно для действия игры просто был нужен крупный город на западном побережье и недалеко от Вайоминга.
Вряд ли его выбрали из-за того, что он является городом, подарившем миру грандж, Курта Кобейна и Билла Гейтса впридачу. Хотя одну примечательную вещь всё-таки удалось найти - Сиэтл так же называют Изумрудным городом.
Возвращаясь к центральным персонажам и сюжету..
В целом по меркам 13-го года довольно неожиданно взрослый и я бы даже сказал литературный сюжет, в иных областях искусства, правда, уже малость истасканный.
Если в одном предложении описывать основной конфликт 1 части - то тут на лицо практически классическая история экзистенциального выбора: жизнь одного, но успевшего стать близким человека или возможность спасение всего оставшегося человечества.
Или, если немного углубиться и переформулировать: может ли человек оставаться собой и действовать исходя из своей природы вопреки социуму, заставляющему его адаптироваться под запрос биологического вида, к которому он принадлежит и идти ради него на жертвы.
б) Таким образом напрашивается вторая тема, бросившаяся мне в глаза, ибо моральный выбор, представленный перед Джоэлом иллюстрирует знакомая многим дилемма вагонетки, только в перевёрнутом виде и здоровски вписанная в сюжет.
Принцип выбора прост: "нажимаешь на рычаг" - спасаешь одну, но губишь многих. Бездействуешь - одна гибнет, все остальные получают шанс на спасение. И тем интересней наблюдать, как основные и второстепенные персонажи решают для себя эту дилемму. Из каких принципов и соображений они исходят.
Я не слукавлю, если скажу, что выбор Джоэла на самом деле предсказуем, ведь именно проявлению почти погибших отцовских чувств к Элли и посвящена его сюжетная арка. Но от этого ход не менее драматургически выверен.
Разобраться в его морально-этических воззрениях не особо просто, так как по мере игры он не так уж много и рассуждает о должном, скорее просто делает то, что нужно для выживания, просто закрывая базовые потребности в пище и безопасности.
Да и в реальности отдельный человек крайне редко руководствуется какой-либо чёткой, выверенной этической позицией. Но даже если в далёком прошлом у него такая позиция и была, то десятилетия борьбы за выживание с зомбированными и ФЕДРА не могли не снизить чьи угодно моральные нормы.
К тому же эти нормы только тяготят в новом мире, они там ни к чему. В самом начале эпидемии он теряет свою дочь. Легко представить, насколько трагедия его сломила, что с тех пор на протяжении двух десятков лет, судя по всему, он существует подобно биороботу, тупо выполняющему свою программу в бессмысленном и утратившем для него былую красоту мире.
Оно и понятно, ведь сближаться с кем-то и эмоционально привязывать себя всегда опасно и в нашем, всё ещё функционирующем обществе, ведь никто не застрахован от завтрашней возможной боли от ещё сегодня крепких отношений. Что уж говорить об обществе постапокалиптичном..
Он вполне успешно обманывал своих временных попутчиков, выдавая себя за бессердечного и ведомого только прагматизмом контрабандиста. Только вот природу обмануть гораздо сложнее. А исходя из своей природы люди как раз-таки прежде всего социальные существа, за редким исключением, но Джоэл таковым не является, иначе бы и до апокалипсиса вёл бы отрешенный от социума образ жизни.
Таким образом очерствевший контрабандист в преклонном возрасте и уже успевшая вкусить боль потери девочка по мере путешествия находят друг в друге ту самую зыбкую точку опору, которую он уже думал, что навсегда потерял, а она толком и не знала что это такое, ведь с раннего детства все её отношения с людьми вели только к разлуке и потерям.
И что должен выбрать Джоэл, когда они непонятно каким образом год спустя от начала их путешествия добираются до штаба "Цикад"?
От Джоэла требуется титаническая и, с его точки зрения бессмысленная жертва для возможности синтеза вакцины. Нужно согласиться с смертью Элли во имя человечества. Но зачем только спасать то, вера во что уже была уже безвозвратно утрачена? Человечество в его нынешнем виде чуждо ему. Оно уже однажды забрало у него дочь. И если оно ещё раз хочет забрать единственный источник света, который остался в его жизни, то во второй раз он не даст этому случится.
Но если вписывать его в морально-этический дискурс, то его модель поведения явно подходит под деонтологический взгляд на этику.
В противовес его точке зрения интересной кажется и точка зрения Джерри (отец Эбби и единственный в мире врач, способный провести ту самую операцию). Тут мне рассуждать немного проще. Он похож на типичного учёного-утилитариста, для которого страдания и даже смерть нескольких человек допустимы, если они тем или иным образом ведут к пользе и благу для большинства. А уж если на кону всё человечество и синтез вакцины, то тут и излишние размышления ни к чему..
К тому же он никак с Элли не связан, а значит и отягчающих факторов нет. Я не хочу сказать, что он бессердечный и аморальный персонаж, ибо во второй части эпизод с зеброй показывает, что человеческое сострадание и ему не чуждо. Просто, в отличии от Джоэла, ему ещё есть что терять, и жизнь одной незнакомой девочки в его видении мира легко обменивается на возможную гарантию выживания всего того, что ему дорого, плюсом ко всему такой выбор объективно ведёт к наибольшему благу как для всех выживших людей, так и для ещё не рождённых. Грубо говоря для всего человечества.
Джоэл же однозначно к вышеупомянутым утилитаристам не относится, ибо если речь идет о единственном близком человеке, то ни о каком общем благе он даже не думает.
Элли же, судя по её репликам и в 1 и во 2-ой части, вполне себе была готова пожертвовать собой. Насколько это можно списать на зрелое решение, а не на детскую опьянённость внушенной ей великой идеей и желанием быть признанной и полезной миру, который никак её не принимал - вопрос открытый.
Во второй части основной лейтмотив с нахождения любви сменяется на раскрытие темы гнева и мести. Поначалу, но потом оказывается, что сама игра о диаметрально противоположном: о прощении и милосердии. Не только по отношению к врагам, но и к близким и к себе в том числе, способности принять боль и продолжать жить дальше не руша все свои отношения до основания. Не даром Дракман сам подобными же словами описывает основную мысль игры.
Проблематика новых поколений.
в) Как всем давно известно, любое произведение в первую очередь повествует про персонажей, а сеттинг лишь способствует раскрытию тем, затрагиваемых в произведении.
Так уж исторически сложилось, что постапокалипсис – это прежде всего критика/деконструкция современности. Таким этот жанр зародился с самых своих истоков. Его первопроходец Гербер Уэллс ещё в начале прошлого века помещал героя "Машины времени"в заметно деградировавшую цивилизацию, и посредством описания устройства мира будущего критиковал и указывал на дегенеративные аспекты современного ему общества, которые могут привести к такому исходу.
В те времена, ещё до двух мировых войн, это ответвление фантастики авторы использовали предполагая, как с помощью технологического и индустриального прогресса можно построить лучший мир.
Минуло столетие, научный прогресс навсегда изменил весь цивилизованный мир. Две мировые войны и куча за ними следовавших техногенных катастроф явили истинное лицо прогресса в руках человека. Наивное отношение писателей к предостережениям и утопиям будущего чуть менее, чем полностью истлели. И тогда стали появляться тенденции обратного процесса - антиглобализм, реабилитация института семьи, возвращение к традициям и корням социальной иерархии в виде коммун и практически племенных видов социума.
Размышления на эту тему можно во всей красе наблюдать и в обеих частях LoU. За обе части игрок видит около 6-ти фракций, а если считать персонажей, которые имеют своё уникальное видение жизни в постапокалипсисе, по типу Билла, то размышлений и точек зрения там значительно больше.
И фракции это не просто разные модельки недругов, а детально проработанные и разнообразные системы социальных взаимоотношений и иерархий. Хотя они и могут показаться поверхностными, если не исследовать мир игры. Если облутывать каждый угол, читать записки и слушать диалоги, то должно возникнуть чёткое представление об устройстве всех фракций.
Можно считать, что каждая группировка и каждый проработанный персонаж это один мысленный эксперимент в головах разработчиков о том, как люди могли бы организовать свой социум и быт в постапоке, имея весь тот багаж опыта и знаний, накопленный до вспышки вируса. Ведь прошло ещё не так много времени, всего 20 лет, и новые поколения, родившиеся после конца света, ещё не успели сменить старичков.
- В рамках первой игры Джоэлу и Элли приходится путешествовать и через Бостоне, контролируемых милитаризованными и авторитарными ФЕДРА
- И через руины Питтсбурга, которые подмяла по себя клика мародеров.
- В Линкольне они видят как себе обустроил жизнь старые приятель Джоэла, Билла, который доволен своим отшельническим образом жизни и живёт в городе совсем один.
- Чуть позже им встречается через чур религиозный тип по имени Дэвид, который в итоге оказывается предводителем племени каннибалов.
- Ну и в конце Цикады - в целом довольно жизнеспособная организация, без рьяных деструктивных черт, однако эта группа оказалась неустойчивой и объединенной эфемерной целью, благодаря чему и распалась после первой части.
- Во второй части имеем продолжателей дела ФЕДРА - ВОФ. Такая же милитократичная группировка. Однако несмотря на поверхностное сходство с ФЕДРА, на самом деле ВОФ из себя представляет скорее боевое братство, аки спартанцы. Со своей воинской этикой и крепкими горизонтальными связями. Исходя из геймплея за Эбби можно судить, что ВОФ является вполне себе жизнеспособной группировкой, внутри которого существует несколько сотен людей, и не все они солдаты - это для элиты этого общества. Там есть место и медикам, и фермерам и прочему персоналу, не только же зомбей и серафитов отстреливать, кому-то и кукурузу взращивать нужно.
- Второй основной группировкой в Part II являются серафиты, с недавних пор люто воюющие с ВОФ из-за конфликта, в ходе которого были убиты дети из племени серафитов. На момент 2-ой части серафиты являются глубоко повёрнутыми на религиозных догмах своей пророчицы, причём интерпретированных крайне жестоко и к оригинальному тексту её писания отношения не имеющих, что регулярно приводит их к бесчеловечным практикам относительно и чужаков и своих, отступивших от "истинной веры".
Однако играя за Эбби и общаясь с Левом можно узнать, что до смерти их пророчицы их обычаи были не так суровы, а уклад общества был более здоровым и традиционным, не настолько закостенелым и повёрнутым на деспотичном религиозном контроле.
- И самой здоровой формой устройства малого социума является Джексон - городок, образованный Томми и Марией на старой ГЭС. Поскольку он находится в глуши, то автоматически данная фракция не претендует на гнёт подконтрольных горожан - ведь чтобы этот Джексон найти нужно ещё очень хорошо постараться. Таким образом получаем городок, образованный сугубо из пришедших по своей воле поселенцев с разнообразными навыками выживальщиков (а иначе они смогли бы до него добраться, не будучи растерзанными или убитыми мародерами?).
Устройство самого города можно назвать коммуной. Каждый должен вносить свою лепту в жизнь поселения, ездить в патрули или работать над урожаем, но в остальном присутствует свобода выбора, начиная с занятий, заканчивая вероисповеданием и ориентацией. Люди не просто борются за выживание, а живут полноценной жизнью внутри Джексона. Проводят досуг со сверстниками и семьями, свободны в выборе партнёра, построении семьи и не лишены прочих радостей жизни. Полагаю, что примерно таким видят здоровый постапокалиптичный социум разработчики.
Как можно заметить, не всё так плохо. Да, по большей части люди склонны строить всякий неработающий в долгосрочной перспективе кал, который только перемалывает людей ради краткосрочных и сомнительных успехов.
Но, судя по всему, авторы уверены, что человечество не обречено на неизбежное исчезновение и отдельные "здоровые" социумы так или иначе будут образовываться в любые времена. Главное чтобы старшие поколения успели сформировать это самое здоровое общество и передать его ценности новому поколению, которое в скором сменит его.
И по LoU заметно, насколько те, кто родился после вспышки КЦИ отличаются от старшего поколения, ведь не несут то бремя потери лучшего мира, они его попросту не видели. Видеть они могут только остатки, но не многие из них рисуют себе подробные картины о том, как мир выглядел раньше. Это хорошо показано в эпизоде, где Эбби с Оуэном исследуют океанариум и он натыкается на декорацию с грибами в углу для детей, возмущаясь кому могло прийти в голову помещать главного крага человечества в место, где играли дети.
Его, как и большую часть нового поколения не заботит значение вещей, которое осталось в старом мире. Они имеют только смутное настоящее и ещё более неуловимую и мелькающую, словно светлячок, надежду на будущее. Но каким оно будет, если смотреть на ситуацию реалистично?
Можно предположить, что дети являются этакими "чистыми листами бумаги", и чему их научат взрослые, то они и будут проецировать во вне большую часть осознанной жизни. В таком случае будущее у человечества обречено на то, чем эти 20 лет занималось подавляющее большинство старшего поколения - перегрызанием друг другу глоток, безразличие и недоверие к каким-либо кроме базовых биологических потребностей.
Но Part II отвечает на этот вопрос немного иначе. Да, "написанное" и привитое взрослыми имеет ценность и определённо тянется за человеком, но не только этим детерминирован человек. Элли пришлось самой научиться прощать и смиряться с потерей и ложью. Этому не смог научить её Джоэл, потому что сам не умел.
Чтобы продолжить жить ей пришлось простить Эбби. Простить её не потому, что струсила, она ведь и так уже убила всех её друзей.
Чтобы продолжить жить, ей пришлось простить Джоэла за то, что тот спас её, не сказав ей правду и годами врал ей. Не ради его светлого образа в её воспоминаниях, а потому, что приняла его право поступить так.
Просто в какой-то момент жизнь переполняется озлобленностью, страхом и желанием мстить всему миру. Такое состояние становится не лучше смерти, и только пройдя через его и придя к очищению становится возможно жить дальше.
Эбби поняла это раньше, хоть искупление и не делает её положительным персонажем. Как и Элли, и Джоэла и кого бы то ни было среди персонажей этой дилогии. В таких условиях просто не может быть святых и невиновных хотя бы в одном по нынешним меркам ужасном поступке. Вернее могут, но они долго не протянут.
Как мне видится, финал первой части пытается настроить нас на оптимистичную ноту, давая надежду на новое начало жизни для персонажей, которой они не преминули воспользоваться. Загвоздка только в том, что из-за лжи Джоэла их новая жизнь была изначально замарана, что в итоге и вылилось в те отношения, которые мы наблюдаем в начале второй части. Новую жизнь нельзя построить на лжи, хоть иногда иначе поступить бывает невозможно.
Финал второй части весь наглухо окутан мистической атмосферой, оттого интерпретация его может двоиться. Если считать, что всё, что было после отъезда Элли на поиски Эбби в Санта-барбару происходит уже на том свете - то получается яркий пример не отпустившей тяготы души, которая и в посмертии вынуждена метаться и мстить обидчикам. Если же не надумывать того, чего не показывают открыто в игре и считать, что в конце они все живы - то так или иначе мы видим, как месть опустошила жизнь Элли. Даже выжив, она лишилась всех, кто у неё был. Джоэла и Джесси она бы никак не вернула, а вот Дина до самого конца была с ней, пока так не ушла ради мести..
Два из пяти оставшихся пальца во время игры на гитаре являются красочной метафорой того, что остаётся от изначального человека, прошедшего через подобный процесс и какие метаморфозы ему суждено претерпевать..
Религиозный символизм имён.
г) Финальный аккорд. Попробую поспекулировать на тему: а о чём же эта игра, помимо очевидного психологизма? Что лежит глубже бросающихся в глаза тем о любви и прощении?
Не особо люблю формулировку "смысл произведения". Считаю, что у произведения в первую очередь есть лишь форма, состоящая из тех или иных средств художественной выразительности, а так называемый смысл включен в неё и находится уже интерпретатором - в нашем случае игроком. Но попробую высказать хот-тейк. Last of Us - это игра о боге и человеке.
Как говорится: "если хочешь узнать смысл и подтекст любого европейского произведения - ищи корни в Библии, ибо все они так или иначе о Боге или о Дьяволе". Но учитывая место рождения и национальность Дракмана, лучше будет подключить азы иудейского символизма.
И из всего вышеперечисленного хотел бы заострить внимание на классического для интерпретации произведений хода - разбора этимологии имён персонажей. Вы удивитесь насколько они символичны и насколько вписываются в происходящее в игре.
Джоэл - древнееврейская версия имени Йоэль, что означает «Яхве — Бог».
Элли - сокращение от древнегреческого имени Элеонора, которое переводится как «светлая, светоносная».
Таким образом имеем, что с точки зрения религиозной интерпретации Last of Us это произведение про то, как Бог забирает у человечества "свет", лишая его ориентира и надежды на будущее. Свет ли это жизни как таковой, ведь без антидота рано или поздно кордицепс победит, или имеется ввиду то, что Бог более не покровительствует людям, оттого они вольны как угодно им самим распоряжаться своими жизнями? Быть может это вообще начало того самого царствия антихриста, тут много чего можно напридумывать.
Однако любопытно наблюдать, как в данном контексте по новому играет и название "Цикады", которые в оригинале "Светлячки", так рьяно ищущие свой "свет". И уже языческий миф про Прометея отлично вспоминается, который некогда дал людям этот самый огонь и свет, подарив жизнь. Здесь же Бог уже христианский этот свет забирает, из-за чего ещё раз возникает вопрос - так действительно человек был тем самым венцом творения? Быть может время этой по ошибке обожженной глины истекло?
Ещё один забавный момент.
Эбби - имеет еврейское происхождение и происходит от имени «Авигаиль», что означает «мой отец — радость». Ни слова больше, вся мотивация персонажа, из-за которого и случилась завязка основного действия в одном предложении.
И если вы думаете, что Дракман случайно насочинял имена и просто всё так удачно совпало - поспешу расстроить. Разработчики Last of Us ненормальные, когда дело касается проработки всяких дотошных мелочей, на которые другие студии забили бы. Например они чуть было не вырезали из игры песню лишь потому, что она вышла на пару месяцев позже, чем по датам игры состоялся конец света. Потом выяснили, что на самом деле демка песни существовала уже давно, да и выступали с ней раньше, чем она появилась в студийной версии, так что её решили оставить, но если бы зазор между выходом песни и апокалипсисом составлял даже эти несколько месяцев - она непременно пошла бы под нож.
Не говоря уже о всяких ЛОР-ных деталях и мелочах, раскрывающихся во время диалогов персонажей. Например во время путешествия в Сиэтл Элли с Диной попадают в синагогу, в которой вторая, являясь иудейкой, проводит краткий ликбез относительно этой религии и традиций своей семьи. Видно, что Дракман явно не пренебрегает возможностью репрезентовать собственный народа с помощью своих игр.
В таком случае получается всё тот же смысл, выведенный мною в предыдущем разделе, только с немного иного ракурса.
Человек определённо является совокупностью оказавших на него влияние идей и ценностей, но будущее его только в его руках, и ни к чему волочить ненужным грузом за собой прошлое, будь то боль, месть, ложь близкого человека или оставленность Богом. Всё это крайне неохотно тебя отпускает, так что придётся приложить усилия самому для сбрасывания тяготящего балласта, и глядишь, день грядущий не всегда будет мрачен, одним из нас он будет сулить и свет.
И помните: «Когда вы потерялись во тьме, ищите свет»
Части основного обзора, уже более детального: