«Иван Васильевич» или «Бориску? На царство?!»
Это у меня седьмая статья с разбором кинофильмов Леонида Гайдая.
Предыдущую статью найдете здесь.
В предыдущих своих шести статьях я разобрал шесть фильмов мастера, связанных одной пророческой «ниточкой», которая касается наших сегодняшних дней и даже недалекого будущего. Все самые известные и знаменитые фильмы мастера имеют скрытые смыслы. И только «Иван Васильевич» у меня оставался под большим вопросом: «А про что этот фильм?»
Фильм классный, знаменитый, не теряет свой привлекательности и сегодня. Не может он быть простым кинофильмом. И в то же время он выпадает из общего строя фильмов Гайдая.
Нашел в Сети пьесу Булгакова «Иван Васильевич», прочитал ее, и словно фильм по новой посмотрел. Фильм снят по пьесе Булгакова процентов на девяноста. Гайдай адаптировал его к времени 70-х годов, и от себя добавил в эту пьесу совсем немного. Так, что этот фильм больше Булгаковский, чем Гайдаевский. Но ведь, зачем-то Гайдай взялся за эту пьесу? Что-то его заинтересовало? Я стал размышлять и фантазировать.
В других статьях я всегда старался сказать о тех признаках фильма, которые отличают, для меня, фильм простой от непростого. Первый признак - это подмена людей. Второй признак – это принцип «ловли на живца». Вольно или невольно, но главный герой, становиться объектом охоты злодеев, выманивая их на себя. И последнее. Обратите внимание на то, что во всех своих знаменитых и популярных фильмах у Гайдая, главный герой вступает в единоборство с разного рода жуликами.
В этом кино есть подмена людей, и не просто подмена, а подмена царя. Ух! Жулик тоже есть, успел отличиться «во всех временах», где побывал. Но вот, перемещения во времени, история «про попаданцев», ее как оценить? Такого у Гайдая больше не встречается.
Во всех прошлых статьях я писал, что есть еще одна «фишка» в фильмах Гайдая. Я бы ее назвал, как помощь или вмешательство Высших сил. В каждом фильме, и в «Пленнице» и «На Дерибасовской» и в «Кооперации», и в «Спортлото» есть «специальный» персонаж, который действует как представитель Высших сил. Есть такое вмешательство и фильме «Иван Васильевич» - это инженер Тимофеев, который может «пронизать пространство и время». Это дано только Высшим силам, или с их высочайшего разрешения. Разве не так?
По поводу этого фильма, кое-какие мысли, все-таки, появились. Насколько они интересные, судите сами. Свои размышления и фантазии я хочу представить в этой статье.
Для начала, все равно, придется напомнить главное, хоть фильм и хорошо известен. Николай Тимофеев (Александр Демьяненко) изобрел Машину Времени у себя в квартире. В соседней квартире, за стенкой, живет Антон Семенович Шпак (Владимир Этуш), очень состоятельный, по тем временам, гражданин. Из-за опытов изобретателя часто «вылетали» пробки и «гасло» электричество в доме. К изобретателю частенько наведывался, по этой причине, управдом Бунша Александр Васильевич (Александр Яковлев). В день «Х», который нас интересует, он тоже пришел к Тимофееву. К гражданину Шпаку, в этот же день «Х», наведался вор-домушник Жорж Милославский (Леонид Куравлев).
У Тимофеева, в этот день «Х», «чесались» руки показать управдому как работает его машина. В ходе скоротечной демонстрации стенка между квартирами пропала и Жорж Милославский оказался в квартире у Тимофеева. Пространство было «побеждено». Все «герои» собрались в нужном месте и в нужное время. И тогда Тимофеев решается «пронзить время» и попасть в древнюю Москву. И что вы думаете? Опыт удался. Управдом и Милославский оказались прямиком в царских палатах, а настоящий царь Иоанн оказался в нашем времени. В результате три «попаданца» во времени.
По истории, которую нам преподают, мы знаем, что после Ивана Грозного царем был Борис Годунов, которого в фильме не очень уважительно назвали «Бориской». Но это было тогда. В наши времена был, ведь, тоже «царь-Бориска». Был совсем недавно. Я предлагаю читателю свою версию, которая состоит в том, что «командировка» Бунши и Милославского в древнюю Москву - это ни что иное, как время правления Бориса Ельцина (Бунша) и его команды (Милославский) в нашем времени, в конце прошлого века.
(Фильм смотрели все, и все его хорошо знают. Я же предлагаю обратиться к первоисточнику – пьесе Булгакова. Я сам ее прочитал только тогда, когда готовил эту статью. По выдержкам из пьесы можно судить настолько фильм близок оригиналу, или наоборот, насколько далек. Это тоже интересно и полезно для нашего кругозора. Различия есть.)
Вот что мы узнаем о Бунше из пьесы Булгакова, и это многое объясняет:
Тимофеев. Ей-богу… Вам лечиться надо, князь!
Бунша. Николай Иванович, вы не называйте меня князем, я уж доказал путем представления документов, что за год до моего рождения мой папа уехал за границу, и таким образом очевидно, что я сын нашего кучера Пантелея. Я и похож на Пантелея.
Тимофеев. Ну, если вы сын кучера, тем лучше. Но у меня нет денег (прим. - оплата за квартиру), Иван Пантелеевич.
Бунша. Нет, вы меня называйте согласно документам – Иваном Васильевичем.
Действительно, «царь-то – ненастоящий»! Про Жоржа узнаем, то же, что и в фильме:
Милославский. Я артист государственных больших и камерных театров. А на что вам моя фамилия? Она слишком известная, чтобы я вам ее называл.
Что произошло в моем понимании? Что ж это за эксперименты над человечеством? А ведь, это эксперименты. Научный эксперимент состоит в том, удастся или нет пронзить время и пространство. Социальный эксперимент состоит в том, а как «засланцы» сориентируются в новых для них условиях. Вместо царя подсунули «особую экспериментальную группу» из лиц с неопределенной родословной. Захватчики были не совсем случайные, их ведь, тоже специально собрали в нужном месте и в нужное время, так, чтоб одним движением «машины времени» закинуть в Царские Палаты. Команда была «разношерстная». Кто быстрее адаптируется к перемене мест: управленец или вор? Смогут ли сотрудничать? Чего больше: созидания или разрушения? Обстоятельства так сложились, что выживать «пришельцам» пришлось, действуя сообща, в одной команде. И каков результат?
Высшие Силы Царя настоящего изъяли (и закинули в будущее). Тоже эксперимент? Послали в будущее на стажировку, или для обмена опытом и поднятия кругозора? А потом вернут обратно и посмотрят, а как он справиться с тем, что в его хозяйстве натворят пришельцы-чужаки?
(Смею предположить, что такую же операцию по засылке «спецгрупп» были проведены во всех бывших республиках Союза, теперь в каждой бывшей республике появился свой «Бориска» со своей группой поддержки. Союз развалился, но каждому засланному «управдому» досталось по своей республике. «Нашему» Бориске повезло больше других – и республика самая большая и столица – Москва.)
Отсутствие Хозяина - это же «золотое» время для всяких авантюристов и пришельцев-проходимцев. Тут уж кто резвее и быстрее, и лучше соображает, тот и будет ближе ко «Двору Его Величества». Вспомним пьесу.
Милославский. Одежа! Царская одежа! Ура, пофартило! … (Надевая кафтан.) Надевай скорей царский капот, а то пропадем!
Бунша. Этот опыт переходит границы!
Милославский. Надевай, убью!… Бунша надевает царское облачение. Ура! Похож! Ей-богу, похож! Ой, мало похож! Профиль портит!… Надевай шапку… Будешь царем…
Бунша. Ни за что!
Милославский. Ты что же, хочешь, чтобы и меня из-за тебя ухлопали? Садись за стол, бери скипетр… Дай зубы подвяжу, а то не очень похож…
Милославский. Молчи! Садись, занимайся государственным делом. На чем они остановились? Царь и великий князь… повторяй… всея Руси…
Бунша. Царь и великий князь всея Руси…
Дверь раскрывается, вбегают опричники, и с ними Дьяк. Остолбеневают.
Ситуация похожа на ту, которую описывает старый анекдот про психушку – «кто первым халат надел, тот и врач». Если говорить научны языком: «эксперимент начался». Вот и здесь также. Ну и эта, еще знаменитая фраза о произошедшем:
Милославский. Были демоны, этого не отрицаю, но они ликвидировались.
Не ликвидировались демоны, а облачились в царские одежды и стали править страной.
Бунша и в фильме и в пьесе, в целом, показан одинаково. Поначалу, он робок и напуган. А потом ничего, под чутким руководством Жоржа мало-помалу освоился. А когда появилась возможность выпить и закусить, то и вовсе «хвост распушил». Обнаглел. И вообще стал вести себя неподобающим образом.
Милославский. Милые! Да он нарезался! Да ведь как быстро, как ловко! Надо спасать положение.
Но вообще, в целом, вся эта ситуация по существу, стала бенефисом Жоржа. Если сказать о 90-х, то это время Жоржиков – реформаторов, Жоржиков – банкиров, Жоржиков – бандитов и воров. Вор – он и в царских палатах вор. За тот короткий период, что показан в кино (и в пьесе) Жорж умудрился своровать все до чего дотянулись его «шаловливые ручки»: медальон у посла шведского и панагию у Патриарха (в фильме этого нет)
Бунша. Меня начинают терзать смутные подозрения. У Шпака – костюм, у посла – медальон, у патриарха – панагия…
Милославский. Ты на что намекаешь? Не знаю, как другие, а я лично ничего взять не могу. У меня руки так устроены… ненормально. Мне в пяти городах снимки с пальцев делали… ученые… и все начальники единогласно утверждают, что с такими пальцами человек присвоить чужого не может. Я даже в перчатках стал ходить, так мне это надоело.
Потрясающее объяснение. В наше время, особенно на «одичалом западе» призвали бы терпению, пониманию. Особенность у товарища такая, он не вор, у него к рукам все само прилипает. Уникум! Надо беречь и лелеять. Наши предки, видимо, были мудрее. С ворами всегда разговор был короче.
Милославский (дьяку)… я князь Милославский. Устраивает вас это?
Дьяк (впадая в ужас). Чур меня! Сгинь!… Да ведь казнили тебя намедни…
Милославский. Вот это новость! Брось трепаться, как так казнили?
Дьяк. Повесили тебя на собственных воротах третьего дня перед спальней, по приказу царя.
И еще один разговор интересен после пропажи панагии Патриарха.
Дьяк. Уж мы воров и за ребра вешаем, а все извести их не можем.
Милославский. Ну зачем же за ребра вешать? Уж тут я прямо скажу, что я против. Это типичный перегиб. С ворами, Федя, если хочешь знать, надо обращаться мягко.
Специально оставил этот «кусок» диалога (в фильме его нет). Не зря говорят: наглость – второе счастье, я о Милославском.
Какие выводы напрашиваются? Каковы результаты опыта?
За то короткое время пришельцы успели не так мало.
Во-первых, адаптировались к местным условиям, хоть и с разной скоростью. У вора – это получилось быстрее и качественнее. Управленец начал работать только после раскачки. Начали «управлять государством» совместно, в команде.
Во-вторых, вор своровал все до чего дотянулся. Управленец успел погулять на славу за чужой счет.
В-третьих, развязали или возобновили войну. Помните?
Милославский. А что, Феденька, войны никакой сейчас нету?
Дьяк. Как же это нету, кормилец? Крымский хан да шведы прямо заедают! Крымский хан на Изюмском шляхе безобразничает!…
Милославский. …Федор, я тебя не виню. Пиши. Послать опричников выбить крымского хана с Изюмского шляха…
В-четвертых, нанесли прямой вред «родной» культуре. Помните по фильму (и по пьесе – тоже) сцену, когда «царь трапезничать желает». Гусляры заиграли не тот мотив, не угодили новой власти.
Милославский. (Гуслярам.) Да что вы, граждане, молчите? Гряньте нам что-нибудь.
Бунша. …Не позволю про царя такие песни петь! (Дьяку.) Ты каких это музыкантов привел? Распустились здесь без меня! Дьяк валится в ноги.
Бунша. Пускай они румбу играют!
Произошел тихий, но быстрый и насильственный поворот культуры от своей народной к «заморской». Румба, понимаешь…
В-пятых, дела внешнеполитические и заграничные послы. Управленцы-реформаторы начали развал страны и хозяйства. (Вот как это в пьесе)
Дьяк. Он, батюшка, по-немецки говорит. Да понять-то его немудрено. Они Кемскую волость требуют. Воевали ее, говорят, так подай теперь ее, говорят!…
Милославский. Так что же ты молчал? Кемскую волость?
Посол. О, я… о, я…
Милославский. Да об чем разговор? Да пущай забирают на здоровье!… Господи, я думал, что!…
Дьяк. Да как же так, кормилец?!
Милославский. Да кому это надо? (Послу.) Забирайте, забирайте, царь согласен.
Обратите внимание. Булгаков «отдал» в пьесе, распоряжением Милославского, Кемскую волость шведам, А Гайдай в фильме – нет, не отдал. Послу было сказано, тем же Милославским, что «такие вещи с кондачка не решаются, посовещаемся…»
Я даже не знаю, кто оказался ближе к нашей действительности. Волость, может, и не отдали, но ресурсы страны стали продавать на Запад в бешеных количествам и бешеными темпами. И что здесь перевесило, я не знаю. Переориентация на Запад произошла изрядная. Кстати, даже имя Жорж – это на западный манер. Упаси бог, какой Иван? Жорж, и только Жорж.
Ну давайте, закончим историю с Кемской волостью. В тот момент, когда «попаданцы» возвращались обратно в квартиру Тимофеева, а Иоанн смог вернуться обратно в Палаты, Бунша успел предупредить настоящего царя (в пьесе) о произошедшем:
Иоанн вбегает в палату.
Бунша. Иван Васильевич! Имейте в виду, что мы шведам Кемскую волость отдали! Так что все в порядке!
Иоанн. Шведам – Кемь? Да как же вы смели, щучьи вы дети?!
А дьяка Иоанн, как представителя Министерства иностранных дел (на наш манер) чуть не прибил на месте за отдачу волости.
Так закончилась командировка управдома и вора-домушника в царские палаты. Нормально так съездили! Кстати, управдом, все же покаялся о содеянном:
Бунша. Я изнемогаю под тяжестью государственных преступлений, которые мы совершили. О боже мой!
По нашей жизни «Царь Бориска», он же Борис Николаевич, в последний день века ушедшего, тоже пытался изобразить раскаяние, ну да ладно, сейчас поздно пить «боржоми».
В пьесе окончание несколько банальное. Всех повязали в милицию, для выяснения всех обстоятельств. В фильме у Гайдая, в концовке, много беготни, но есть и юмор присущий Мастеру, из серии «и тебя вылечат, и меня вылечат».
Чтобы закончить статью, надо сделать какой-то вывод.
В основе пьесы и кино лежит влияние Высших сил, которые пронизывают и пространство и время. Они могут менять людей: по одиночке и группами. Мы, люди, на эти процессы влиять не можем, мы о них можем и не знать. Мы можем только барахтаться в тех ситуациях, в которые попадаем сами, а может и не сами. Все зависит от того, как людьми выполняется ИХ задание. Если плохо выполняется задание – могут повторить, хорошо выполняется – значит, ставиться «зачет» и переходим на другой уровень. Как в игре. Если совсем все хорошо, то могут и наградить. На все случаи есть примеры и в литературе, и кино. Я продолжу эту тему в своей следующей статье. Следующая статья будет заключительной в этом цикле и будет посвящена как раз теме с условным названием «преступление и наказание».
Вот такой, невеселый в целом, у меня получился расклад на тему фильма «Иван Васильевич меняет профессию». А фильм-то куда веселей! Надеюсь было, все равно, интересно?
Вот такие они простые – непростые фильмы Гайдая. Смотрите наше кино, оно лучшее.
г. Тобольск, декабрь 2024 г.
Окончание следует. Размышляем о наказании