Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Ущелье” (2025, The Gorge): У незнакомого посёлка, на безымянной высоте

“Ущелье” – новый проект режиссёра Скотта Дерриксона (Scott Derrickson), который мне известен по супергеройской фантастике Marvel “Доктор Стрэндж” (2016, Doctor Strange) и по фильму ужасов “Чёрный телефон” (2021, The Black Phone) по рассказу Джо Хилла. Фильм ужасов “Синистер” (Sinister) 2012 года – тоже его проект, и его часто называют одним из самых страшных. “Ущелье”, в отличие от выше названных фильмов, не так просто отнести к какому-либо жанру. Кажется, он собрал в себе всего по чуть-чуть. Здесь есть и романтика (правда, она не приторная, что идёт только на пользу), есть и выживание, есть и детектив (два снайпера ищут ответ на вопрос, что же происходит), есть и приключение, есть и хоррор. Больше всего фильм похож на компьютерную игру – это словно стрим по Until Dawn или Silent Hill (лучшие игры в жанре хоррор), к которому зритель присоединяется, чтобы понаблюдать, как пара симпатичных разнополых ребят проходит миссию и отстреливаются от монстров, чья ДНК подверглась изменению из-за
Оглавление

“Ущелье” – новый проект режиссёра Скотта Дерриксона (Scott Derrickson), который мне известен по супергеройской фантастике Marvel “Доктор Стрэндж” (2016, Doctor Strange) и по фильму ужасов “Чёрный телефон” (2021, The Black Phone) по рассказу Джо Хилла. Фильм ужасов “Синистер” (Sinister) 2012 года – тоже его проект, и его часто называют одним из самых страшных.

“Ущелье”, в отличие от выше названных фильмов, не так просто отнести к какому-либо жанру. Кажется, он собрал в себе всего по чуть-чуть. Здесь есть и романтика (правда, она не приторная, что идёт только на пользу), есть и выживание, есть и детектив (два снайпера ищут ответ на вопрос, что же происходит), есть и приключение, есть и хоррор. Больше всего фильм похож на компьютерную игру – это словно стрим по Until Dawn или Silent Hill (лучшие игры в жанре хоррор), к которому зритель присоединяется, чтобы понаблюдать, как пара симпатичных разнополых ребят проходит миссию и отстреливаются от монстров, чья ДНК подверглась изменению из-за воздействия опасного химиката.

постер к фильму "Ущелье" (2025), режиссёр Скотт Дерриксон
постер к фильму "Ущелье" (2025), режиссёр Скотт Дерриксон

Я думала, есть ли тут драма – но нет. По моему мнению, это самый настоящий аттракцион, этот фильм не намерен погружать в размышления, в нём слишком много всего намешано и с правдоподобностью не имеет ничего общего, он искренне намерен лишь развлечь и дать отдохнуть. За что ему отдельное спасибо.

Более того, премьера пришлась на 14 февраля (фильм вышел на платформе Apple TV+). И это довольно-таки оригинальный фильм для этого романтического праздника – во время совместного просмотра обе половинки останутся довольны. Те части, которые не тронуты VFX, очень красиво сняты Даном Лаустсеном (Dan Laustsen), любимым оператором Гильермо дель Торо.

Кстати, Дерриксон некоторое время в 2016 году был закреплён в команде по адаптации компьютерной игры Deus Ex, но ему пришлось отказаться от участия в проекте из-за съёмок "Доктора Стрэнджа". Потому “Ущелье” можно назвать частичным закрытием гештальта по адаптации компьютерной игры – пусть это оригинальная идея, но итоговый результат очень похож на игру в жанре хоррор особенно в эпизоде, когда главные герои оказываются на дне ущелья.

Сюжет

Левай Кейн (в исполнении Майлза Теллера) – элитный снайпер-разведчик, морской пехотинец в отставке последние четыре года. Отправлен в отставку по заключению военного психиатра. Теперь он работает в частном порядке.

Левай потерял интерес к жизни. Свободные дни он проводит за сочинением стихов и созерцанием морской глади с пляжа. Однажды его вызвали на военную базу пехотинцев, и строгая засекреченная дама (в исполнении Сигурни Уивер) выдала ему задание: он должен целый год провести на очень удалённой от цивилизации территории в смотровой башне на краю ущелья. Его задача – не позволить выйти на поверхность тому, что находится на дне этого самого ущелья.

Бартоломью (в исполнении Сигурни Уивер)
Бартоломью (в исполнении Сигурни Уивер)

На противоположном берегу ущелья расположена такая же башня, как и та, в которой проведёт служебный год Левай. В ней свою службу несёт литовка Драса (в исполнении Ани Тейлор-Джой), чьё имя переводится как “Смелость”.

Несмотря на то, что контакты с коллегой из противоположной башни запрещены, общение между ними завязывается. И однажды Левай и Драса оказываются на дне ущелья, где им открывается правда о том, что тут происходит и что именно они охраняют.

Мысли и впечатления после просмотра

Дуэт из Майлза Теллера и Ани Тейлор-Джой получился очень милым. Они хорошо сработались вместе, по крайней мере на экране их Левай и Драса выглядят искренними по отношению друг к другу.

Их история любви не похожа на типичные отношения, которые выстраиваются через конфликт. Левай и Драса, судя по тому, как их показали, всегда были осознанными одиночками. Но пребывание в неизвестной безлюдной локации, куда их доставили, опоив снотворным, открыла им, насколько они одиноки, и одиночество “напугало” их.

Левай (в исполнении Майлза Теллера)
Левай (в исполнении Майлза Теллера)

По крайней мере, раньше они себя по-настоящему одинокими не ощущали, потому что двигались в привычном направлении – убирали цель и возвращались в свой угол. Пребывание в неизвестности – а им объяснили лишь скупыми общими фразами, чем они и их предшественники тут занимаются – подтолкнуло их друг к другу и сплотило их в одну команду.

Драса (в исполнении Ани Тейлор-Джой)
Драса (в исполнении Ани Тейлор-Джой)

В истории любви Левая и Драсы есть задор и юмор. Если её и можно назвать диснеевской, то только из-за двух очень высоких башен, в которых они сидели как Рапунцели. И игриво передавали приветы самим себе в крайне успешные прошлые проекты: “Ход королевы” (у Ани Тейлор-Джой) и “Одержимость” (у Майлза Теллера).

Таким же игривым можно считать упоминание поэта Томаса Эллиота и его творчество; это служит здесь просто как подписи к открыткам, так как особо смысл сюжета не углубляет.

К слову, о Башнях. Они в этом фильме, как мне показалось, важнее ущелья в метафорическом смысле. Сначала я думала, что именно оно будет символизировать чудовищное непонимание между людьми, но во время просмотра поняла, что за ущельем оставили лишь роль тайника для сверхсекретной лаборатории по созданию суперсолдат для американской армии.

Левай должен был следить за ущельем из Западной башни, Драса – из Восточной. То есть метафорически это как США и Россия. По сюжету им нельзя было контактировать, но они всё равно нашли способ для общения и даже объединились против зла, которое одинаково опасно для обеих сторон, в конце концов обе стороны понимают, что на дне ущелья хранятся общие секреты, которые могут внести хаос повсеместно, если монстров не сдерживать. Ближе к финалу Левай произносит реплику: “Да, у русских арсенал получше будет”, когда Драса предложила пистолет с абордажным крюком, чтобы он смог перебраться в свою башню. Признаюсь, это было приятно слышать от американской стороны.

Подтекст общения между Леваем и Драсой прописан как мирный, как объединение. Обе стороны показаны готовыми к переговорам, поддержке и сотрудничеству; вместо того, чтобы выписывать причины, из-за которых два сторожа могли бы избегать друг друга, сценарий предлагает что-то новенькое. За одно это фильму можно накинуть плюс два балла. Многие фильмы многократно показали бессмысленность кровопролития, так этот показал выгоду от взаимной поддержки.

Интересный факт

Визуально дно ущелья и обитающие там существа вдохновлены работами польского художника Здзислава Бексиньского (Zdzislaw Beksinski).

Примеры работ художника: