Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Типичные вызовы в работе психотерапевта

Типичные вызовы в работе психотерапевта

Порой в терапии мы можем столкнуться с ощущением, что где-то «застреваем», вне зависимости от опыта практики, количества сертификатов и продолжительности личной терапии.

Клиенты, обращаясь за помощью к психологу, часто рассказывают о своём травматичном опыте, который всплывает снова и снова. В ACT-терапии подобный процесс характеризуют как «застревание» на определённых переживаниях или событиях, которые могут стать преградой для комфортной жизни.

Но что, если «застревание» характерно не только для клиентов, но и для самих психологов и психотерапевтов?

Давайте разбираться, как проявляются типичные проблемы психотерапевта.
(Ссылаться я буду на примеры, взятые у Стивена С. Хейса, доктора философии, основателя ACT).

Возможные трудности психотерапевта:

  • Непоследовательность в терапии и противоречивые сообщения

Например, во время выполнения практики принятия своих переживаний клиент сообщает, что чувствует себя лучше и тревога ушла. Предположим, что психолог отвечает: «Это прекрасно!»

Что происходит на самом деле? Терапевт посылает сообщение, что целью упражнения было снижение тревоги. В результате клиент будет использовать эту технику не для принятия тревоги, а для того, чтобы от неё избавляться.

  • Чрезмерный энтузиазм

Знакомо ли вам чувство, когда очень хочется ускорить процесс осознания у клиента и выдать какую-нибудь классную интервенцию?

Замечали, к каким последствиям это приводит без предварительной валидации и сопереживания страданиям клиента?

Я однозначно сталкивалась с этим и часто совершала эту ошибку в начале своей практики — из желания принести в терапию больше пользы и упражнений я переходила к активным интервенциям. Конечно, последствия оказывались не из самых приятных: если слишком рано переходить к техникам, можно невольно обесценить переживания клиента. В результате он может просто исчезнуть, не попрощавшись.

  • Быть «хорошим слушателем»

Мы можем легко взять на себя роль хорошего слушателя и больше ничего не делать. Клиент будет услышан, принят, испытает удовлетворение от процесса — но только до поры до времени.

Если не уделять внимание практическому применению подхода, в котором вы работаете, клиент вряд ли повысит свою психологическую гибкость.

  • Быть «набором инструментов»

Иногда возникает соблазн проверить новую технику или метафору на клиенте, даже если она может оказаться неуместной. Так можно закидать клиента инструментами в надежде, что что-то сработает.

У ACT-терапевтов есть подходящее выражение на этот случай — «насилие метафорами». Мне это знакомо: как бы грустно ни было признавать, в погоне за желанием опробовать что-то новое легко сбиться с пути, забыв о цели терапии и состоянии клиента.

  • Позиция превосходства

Если мы не будем воспринимать клиента как цельную, сформировавшуюся личность и будем смотреть на него только через призму клинического диагноза, то невольно займём позицию превосходства.

Важный принцип ACT состоит в том, что клиент не сломан, а просто «застрял». Если мы будем забывать об этом, можем начать применять обобщённые заверения вроде: «У вас всё будет хорошо!», «Всё наладится!», «Ты справишься!» — что переводит общение в формат родитель-ребёнок и создаёт неравенство в диалоге.

  • Слияние и избегание у психотерапевта

Когда клиент не реагирует так, как мы предполагаем, это может привести к мыслям о собственной бесполезности, о неработающих техниках и другим сомнениям, которые могут затянуть нас в ловушку слияния с мыслями.

Безусловно, психологи тоже люди. Они чувствуют, страдают от болезненных переживаний и могут оказаться в этой ловушке.

Однако самые прочные терапевтические отношения строятся, когда мы можем отделить себя от своих бесполезных мыслей, найти место для собственного дискомфорта и продолжать работать, опираясь на свои ценности.

Заключение

В этой статье я хотела затронуть самые частые проблемы, с которыми психотерапевт может столкнуться в своей практике. Я взяла лишь небольшую выжимку, но, возможно, для вас актуальны другие сложности, которые встречались в вашей работе.

Стоит помнить: когда мы осваиваем сложный навык, мы неизбежно совершаем ошибки и переживаем неудачи. Однако одного только факта ошибок недостаточно — важно анализировать их и осознавать, что работает, а что нет.

Подробнее об этой теме можно почитать у Расса Хэрриса в книге «Клиническое руководство по ACT».

Автор: Шатирян Ольга Левоновна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru