Вся реальность есть проявление Сознания Шивы, а индивидуальное "я" неотделимо от этого универсального источника. Игнорирование этого единства, вера в обособленность индивидуального существования — это корень неудовлетворенности и всех ограничений, ведущих к бесконечному циклу перерождений (самсара).
Индивид отождествляя себя со своим ограниченным "я" (т.е. грубым телом, пятью органами чувств, умом, эго и интеллектом), забывает о своей божественной природе и погружается в иллюзию разделения, становится как бы полностью изолированным от всепроникающего Сознания Шивы. Это ложное отождествление, коренящееся в неведении (аджняна), приводит к ошибочному восприятию мира как совокупности отдельных объектов, якобы имеющих независимое и самостоятельное существование.
Причины разделения:
1. Анава-мала (нечистота в силе воли): Корневая ошибка восприятия себя как отдельной сущности, отличной от природы Шивы.
Это изначальное ограничение есть чувство неполноты и зависимости, проявляемое как ощущение "я не совершенен", "я не полон сам в себе", "я отделенный, обусловленный" и т.д.
Индивид направляет свою силу воли (иччха-шакти) на поиск удовлетворения в объектах, отличных от себя, чувственных наслаждениях, вещах во внешнем мире и т.д., что ещё больше усиливает разделенность, поэтому анава-мала порождает два других загрязнения: майийя-малу (непосредственную иллюзию разделения) и карма-малу (последствия действий, совершаемых в этом состоянии невежества).
2. Майийя-мала (нечистота в силе знания): Иллюзия двойственности, восприятие мира как множества отдельных объектов. Именно эта нечистота вызывает дифференциацию воспринимающего и воспринимаемого и ведет индивида к многочисленным рождениям и смертям в соответствии с заслугами и недостатками его дальнейших действий.
Проявляется как знание дифференцированного мира: "это моё", "это не моё", "это хорошо", "это плохо" и т.д.
Возникает окончательное ощущение различия себя и мира, единое Сознание превращается в индивида, полного ограничений.
3. Карма-мала (нечистота в силе действия): Привязанность к действиям и их плодам.
Проявляется как мысли "я сделал это", "это сделано хорошо", "это сделано плохо", любые действия, окрашенные дуалистическим восприятием.
Это ограничение изначально чистой силы действия (крийя-шакти), сокращающее её творческую активность и создающее бессознательные впечатления (самскары), что определяет страдания и наслаждения, благие и неблагие причины и следствия.
Последствия игнорирования единства:
1. Рабство (бандха): Человек оказывается в плену иллюзии, страдает и не может реализовать свою истинную природу.
2. Утрата абсолютной свободы (сватантрии): Ограниченное индивидуальное "я" не обладает свободой, присущей Сознанию Шивы.
3. Неспособность к истинной йоге: Без осознания единства с Шивой практика йоги сводится к механическим упражнениям, не приводящим к освобождению.
Пути преодоления разделенности:
1. Шамбхавопая (путь Шивы): Путь мгновенного осознания, основанный на прямом распознавании своей истинной природы как Шивы.
2. Шактопая (путь Шакти): Путь божественных сил (шакти), основанный на работе со своим умом и мыслями.
3. Анавопая (путь индивида): Путь индивидуального существа, включающий в себя практики хатха йоги, медитации, мантры, техники дыхания для очищения ума и прочую подготовку для доступа к высшим методам.
Плоды осознания единства:
1. Освобождение (мокша): Прекращение неудовлетворенности и выход из колеса самсары.
2. Свобода (сватантрия): Обретение абсолютной свободы и независимости.
3. Способность к божественным действиям (сиддхи): Духовное совершенство, осознание себя как автора космических процессов, возможность действовать на уровне трансформации мироустройства.
Вывод:
Реализация пара-адвайты — это прямое переживание единства со всеми живыми существами и миром. Игнорирование высшего единства является корнем всех ограничений. Путь к осознанию единства — это самопознание, возвращение к своей истинной природе Сознания Господа Шивы.
Телеграм: 🌀 Каулики 🔱