Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Была ли советская продукция конкурентоспособной на мировом рынке?

Есть мнение, что советский машиностроительный экспорт, в составе которого (почему-то) упоминаются корабли и автомобили «Москвич», стал сдуваться в 70-х. Это, с чего стоит начать, странное мнение. И в 70, и в 80-х годах СССР поставлял, – причём, отнюдь не только в страны соцлагеря, а по всем миру, – «Лады», «Нивы», грузовики, трактора, комбайны. Не говоря уж об авиатехнике. А один из комментаторов, внезапно, вспомнил и телевизоры.

-2

Телевизоров тоже на экспорт отправлялось много. Был даже анекдот: покупатели вытряхивают изнутри всякий хлам, и получаются прекрасные тумбочки. Соответственно, – это тоже из анекдотов социалистической эпохи, – советские станки и автомобили охотно покупались всякими японцами на металл. Причём, это были анекдоты разрешённые, – рассказывавшиеся не на кухнях, а сразу с эстрады. Чудовищная ситуация с качеством отечественной продукции в СССР не замалчивалась, не отрицалась, – с таким положением дел даже пытались бороться путём введения госприёмки… Но без заметного эффекта.

-3

О качестве экспортной сборке в СССР ходили легенды. Сравнительно с тем, что предлагалось советскому потребителю, это было небо и земля. Однако… со стороны туземцев из Африки и Латинской Америки претензии выдвигались именно к качеству. Некоторая техническая отсталость, – кондовая простота советских машин, низкий уровень удобства, высокий расход топлива, – всё это во многих обстоятельствах представлялось, скорее, преимуществом. Но… это если б они вообще работали. Однако эффект автомата Калашникова, почему-то, не возникал. Не даром же в советское время счастливый автовладелец неизменно изображался склонившимся под капот или лежащим под днищем своей машины… Белые люди, включая и негров, к такому, естественно, не привыкли.

Тем не менее, советская техника продавалась, а значит, пользовалась спросом. Хотя, и ограниченным. На мировом рынке советские производители существенной доли не занимали. Успех же обеспечивал неотразимый аргумент – цена.

Машины продавались на экспорт ниже себестоимости, – за сколько согласятся купить. Стране была нужна валюта, рубли же для обеспечения деятельности предприятий, просто, печатались.

Этот факт вскрылся ещё в советское время, – под занавес, – когда были разрешены и стали создаваться совместные предприятия. И обнаружилось, что именно они, в отличие от заводов государственных, продать советские автомобили в другие страны не могут. Ибо, в отличие от последних, должны получать прибыль. Советский же потребитель, с учётом курса валют (тогда ещё устанавливавшегося государством), внезапно, оказался готов платить за «Ниву» или «Ладу» больше, чем европейский. Не столько, конечно, как за иностранный автомобиль равного класса, – пусть даже сильно подержанный, – но намного больше.

С отменой госмонополии на внешнюю торговлю советская промышленность вошла в штопор, не выдержав конкуренции с потоком товаров импортных, иногда лучших, но куда чаще просто более дешёвых.

...Но так-то, предприятие, убытки которого покрывает владелец, – государство, – конкурентоспособно по определению. Пока деньги на покрытие убытков не кончатся.