Найти в Дзене
Бесполезные ископаемые

Тайнопись "Слепой веры"

20 февраля '69 супергруппа гениальных музыкантов приступила к записи в лучшем смысле по духу и по форме "тихорецкого" альбома...

Тихорецкого в смысле парадоксальной близости зарубежных работ такого рода подпольным, сугубо советским, сессиям Аркадия Северного. Когда и там и там рождается нечто противоположное изначальному замыслу и не очень близкое, подчас враждебное, той аудитории, на какую был ориентирован данный проект. Одним словом - феномен. Самостоятельное, своевольное явление.

Тихорецкое от поговорки про "тихие омуты". Даже фото на обложке наше, черно-белое, любительское. Никакой готики в оформлении. Никакой жути в аранжировках - гром не гремит, гробы не скрипят, колокол молчит, дождь не хлещет. Разве что немного ресторанного эха за табличкой "спецобслуживание" - заказали "Море радости". То ли свадьба, то ли поминки.

Концертная деятельность Blind Faith и начинается с июньской панихиды по Брайану Джонсу в Гайд-парке за месяц до выхода одноименной пластинки, чье появление стало сенсацией, несмотря на отсутствие хитового сингла.

Формирование супергруппы на руинах былой славы её участников процесс загадочный.

Почему-то представляется город-призрак посреди прерии-пустыря, полустанок, автовокзал, телефонная будка на пустынной площади перед кинотеатром.

Cюда прибывают, добираются каждый своим путем, дарования, завербованные неким безумным профессором для осуществления проекта, которому, если будет осуществлен, суждено не только войти в историю рок-музыки, но и стать частью судьбы её отдельных поклонников, не знакомых друг с другом.

На самом деле, конечно, всё происходило по-другому, и как оно происходило на самом деле, серьезным исследователям известно во всех подробностях, но музыка Blind Faith навевает именно такие миражи

Скрипичное соло Рика Греча в "Море Радости" это и Чеслав Немен, и Михал Урбаняк, и "Песняры". Молодой человек, чье подлинное полное имя Рышард Роман Гречко вполне мог оказаться сайдменом кого-нибудь из них.

-2

При полном отсутствии психоделического флёра музыка "Слепой веры" чарует, в неё хочется войти, как в заброшенный замок с голыми стенами и окнами без стекол, где, тем не менее, гуляет странное эхо чего-то необычного, струятся невидимые сквозняки. Именно это отсутствие декораций обостряет фантазию слушателя до проницательности, о которой он и сам в себе не подозревал.

Никаких усилителей вкуса из библиотеки спецэффектов. Временами вторгается "лесли", распыляя и без того не слишком сгущенный, летучий, "джазовый" саунд длинных композиций.

Глухие щелчки оживающего потаенного механизма. Скрип неожиданно отворяющейся двери, которая минуту назад казалась запертой. Таковы впечатления от первых тактов Had to Cry Today.

Благодаря акустике, продолжительность Can't Find My Way Home кажется вдвое больше времени, указанного в программе. Проверив, так ли это с помощью часов, не каждый осмелится поделиться результатами опыта:

в одном театре лез куда-то вверх по картонным гранитам некто с совершенно голым черепом, настойчиво у кого-то требовавший отворить ему какие-то врата...

Нечто подобное происходит при знакомстве с песнями на сольном диске Джека Брюса - нас на чем-то прокатили, сводили на экскурсию в краеведческий музей, откуда мы возвращаемся с пожизненным ощущением, что все было несовсем так.

Каждая пьеса - шкатулка с сюрпризом.

Самый ослепительный из них - молниеносное, подобное падению Люцифера, соло в Presence of The Lord, когда не успел погаснуть магический аккорд Asus2, а Эрик уже включил свою педаль.

Позволю предположить, что им навеян такой же внезапный, но более камерный переход в (1 мин. 40 сек.) Il Nostro Caro Angelo Лучо Баттисти.

Do what you like - старомодная "ионика" из радиоточки (1 мин. 39 сек.) прорезается как слуховая галлюцинация при мысленном посещении хрущевки в давно снесенном квартале. Неужели кто-то еще слушает такое целенаправленно или это только у тебя в голове?

"Мёртв по прибытии" - музыкальный хоррор американской группы Bloodrock так же имеет точку соприкосновения с этим студийным джемом, в котором нет ничего специфически нового, но и отчаяния старости, что немаловажно, в нем нет ни секунды.

Well All Rright - вроде бы неуместный кавер Бадди Холли для периода, когда к наследию этого музыканта обращались значительно реже, нежели на заре мерси-бита. Дань безошибочной эклектике Spencer Davis Group, в которой начинал Стив Уинвуд. По разнообразию репертуара с ними могли сравниться, пожалуй, только Manfred Mann. И фанки джем Do What You Like перекликается с "Вальсом для Лумумбы".

Well All Right... в нем так же есть свои нюансы, возвращения которых ждешь даже при мгновенном повторном прослушивании, настолько спонтанно они возникают и пропадают "как гений чистой красоты".

Вступление, которого нет и не могло быть у Бадди Холли, рождает образ всадника-рыцаря, который, задумчиво ослабив поводья, мается ускользающим воспоминанием... ага - вот оно!.. и к страннику возвращается бодрость духа.

Немного позднее Арита Франклин подвергнет аналогичной переработке Spanish Harlem, чей персонаж озирается с рассеянным видом, но, постепенно к нему возвращается воля к жизни, страсть к познанию неведомого.

Blind Faith имеет все свойства единственной пластинки, способной навсегда приворожить того, кто понятия не имеет, какие люди участвовали в её создании.

-3