❝ Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живучая и крайне заразная. Стоит идее завладеть мозгом, избавиться от нее практически невозможно. Я имею в виду сформировавшуюся идею, полностью осознанную, поселившуюся в голове. ❞
Цитата из кинофильма 🎬 Начало (Inception)
В одной старой черно-белой киноленте «Газовый свет» (англ. Gaslight) героиня подвергается психологической обработке со стороны супруга, намеренного убедить ее в сумасшествии. Речь о классике кинематографа триллере Джорджа Кьюкора (1944) с участием Ингрид Бергман.
Фильм подарил миру термин «газлайтинг» про одну из форм психологической манипуляции, направленной на то, чтобы заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности, почувствовать неуверенность. Героиня Ингрид Бергман в результате непрекращающегося давления со стороны мужа начинает сомневаться в своей памяти и ощущает, что теряет рассудок.
Психологические манипуляции, окно Овертона, внушение мыслей, внедрение идеи, обработка сознания, зомбирование и т.д. Все эти и другие близкие по сути к ним понятия существуют уже достаточно давно и каждый хоть раз слышал о них, а кто-то может припомнить и личный опыт субъекта или объекта воздействия. Всё перечисленное используется как методы или совокупность приемов для контроля человеческим поведением или проще говоря для управления человеком.
Самым невероятным случаем внедрения идеи пока остаётся история, показанная режиссёром Кристофером Ноланом в фантастическом блокбастере «Начало» (2010, Inception).
В мире, показанном в ленте «Начало», есть криминальные специалисты необычного направления – воры, но не щипачи и форточники, а этакие «мозгошниферы», т.е. умеющие извлекать ценные секреты из подсознания человека во время сна, когда человеческий разум беззащитен. Главный герой Кобб (Леонардо Ди Каприо) – лучший в этом искусстве.
И вот Коббу предлагается совершить невозможное – вместо кражи идеи, ему с командой (а как же без соучастников) нужно внедрить ее. Если получится, Коббу обещана возможность вернуться к своей семье.
Эта лента Нолана представляет собой многослойный пирог из квеста, иллюзий и эмоций главного героя, и конечно очень интересно наблюдать как Кобб со товарищи реализовали замысел.
Известно, что автор ленты (Нолан выступил не только как режиссер, но и сценарист) пришел самостоятельно к идее кинофильма про влияние на человека через его сны.
Это не первый фильм Нолана, в котором идет речь об управлении человеком и его поступками. В фантастической драме 2006 года «Престиж» манипулятором является иллюзионист Альфред Борден, которого сыграл Кристиан Бэйл. Его конкурент Роберт Энджер (Хью Джекмен) не смог разгадать секрет самого главного фокуса с перемещением в пространстве. Зато с помощью Николы Тесла им получена машина, клонирующая испытателя при каждом его входе в кабину.
Манипуляции для скрытого управления человеком и достижения таким образом определенной цели видим в рассказе «Уровень шума» Рэймонда Ф. Джоунс, который был экранизирован в форме теленовеллы в шестой части советского сериала «Этот фантастический мир».
Спецслужбы собирают ведущих ученых и сообщают им, что некий неизвестный изобретатель сумел открыть антигравитацию и изобрести действующую модель антигравитационного двигателя. К сожалению, в ходе испытаний изобретатель погиб, а его аппарат пришел в негодность. Перед учеными поставлена задача — в кратчайшие сроки воссоздать этот аппарат.
Ученых убедили демонстрацией полета летательного аппарата, парящего в воздухе, и кабинетом с литературой, якобы использованной для открытия. Этого оказалось достаточно, чтобы собравшиеся поверили в возможность изобретения антигравитационного двигателя и в итоге создали рабочий прототип.
Но, оказывается есть киноленты с сюжетом, в котором человеку внедряют концепцию или идею путём комбинации сложных психологических манипуляций . Логично, что тут спойлеров не избежать.
В российской картине 2012 года «Шпион» художественный вымысел о таких манипуляциях, как результате многоходовой операции абвера, вплетен в исторические реалии - даже в аннотации говорится (текст под постером).
Только главным героям (Ф.Бондарчук и Д.Козловский) своевременно раскрыть агента абвера и помешать германской разведке претворить план в жизнь не удалось, что не умаляет достоинства киноленты.
Среди современных историков по-моему нет единства мнений о причинах неадекватной реакции руководства СССР на явные военные угрозы со стороны фашистской Германии. О том, почему нападение ее войск в июне 1941 года оказалось внезапным для Советского Союза высказано немало. Сегодня нет (и не будет, полагаю) достоверных свидетельств, подтверждающих что было какое-то управляющее психологическое воздействие на Сталина и его министров (народных комиссаров). Поэтому всё, что мы видим в фильме «Шпион», — это художественный вымысел.
Зато про операцию «Багратион», проведенную командованием советских войск в 1944 году, слышали многие. И, как помнится по книге Владимира Богомолова «Момент истины» (по мотивам которой в 2001 году снят замечательный остросюжетный фильм «В августе 44-го»), успех операции зависел от успешной реализации стратегический мероприятий, проводимых руководством Ставки верховного главнокомандующего, по итогам которых наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике оказалось для противника неожиданным.
Как тут не вспомнить китайскую стратагему номер семь, называемой также стратагемой мистификатора. Сформулирована она вот так:
无中生有 (wú zhōng shēng yǒu) – «Сделать дело из ничего, измышляя небылицы».
Её как правило трактуют так - следует так инсценировать угрозу, чтобы противник смог заметить обман; тогда его бдительность ослабеет, при виде настоящей угрозы он примет ее также за ложную и в результате падет ее жертвой.
Почти в соответствии с этой стратагемой, также изощренно выглядит операция советской разведки по внедрению не только идеи, но и разведчика в мини-сериале 2014 года «Гетеры майора Соколова».
Эта лента с участием Андрея Панина (его последняя роль в кино) по сложности сюжета не уступает нолановским фильмам, а может даже и превосходит их в чём-то. Хотя мнения критиков и зрителей о самом фильме разделились, считаю возможным рекомендовать его к просмотру как развлекательное фантастическое кино. О добротном производственном кино, где работа отечественных спецслужб показана более правдиво, расскажу в следующих статьях, в которых также попробую разобрать использованные в сюжетах приемы управления человеком или влияния на его поступки и действия.
Спасибо за то, что дочитали до конца и за внимание к моим статьям, которые являются для меня прокачкой навыков сторителлинга и т.п. Если понравилось, обратите внимание на другие мои очерки на темы кино и литературы:
«Привет тебе от Вахрамеева», или небанальные детективные сюжеты в кино
Книга или фильм: когда хочется всё успеть и не упустить что-то важное