Сейчас мало кто помнит о студенческих строительных отрядах, а 50-60 лет назад аббревиатура ССО была, как теперь говорят, в тренде. Увидев на обочине дороги голосующего человека в форме стройотряда, останавливались даже дальнобойщики и мотоциклисты. Как-нибудь я коротко расскажу об истории их появления, а пока приведу несколько эпизодов из своей практики, поскольку каждые летние студенческие каникулы я ездил в ССО. Сначала бойцом, потом, бригадиром, а последние два года, командиром.
Человек ко всему может приспособиться. Все зависит от желания и обстоятельств. Так и я, не будучи от природы нахальным, иногда действовал на грани наглости (или за ней), действуя в стиле незабвенного Остапа Бендера. Таков случай с поездкой на спортивные соревнования в Полиноме. Прозевал я или директор совхоза (очень тяжелый человек) просто из вредности не захотел дать машину, или ее действительно не было, но на четвертьфинал нам ехать было не на чем. Наша деревня расположена в стороне от трасс (даже районных), поэтому на общественный транспорт ни малейшей надежды не было - автобус до Луги (километров тридцать) ходил только утром и вечером, а от Луги добираться до Толмачево еще столько же. Вылететь из-за неявки было обидно, но еще хуже было подвести ребят, готовящихся к играм и говорящих только о голах, очках и тактике - проблемы транспорта должны решаться сами собой, то есть командиром. Проблему доехать "туда" мне удалось решить, найдя попутную машину, а литер "обратно" по доброй нашей расейской привычке я оставил "на авось" и "как- нибудь". Естественно, кроме меня об этом никто не знал - зачем нервировать ребят перед играми, но кошки на душе не то, что скребли, а просто хулиганили: вечером из Толмачево выбраться без собственного транспорта невозможно. Толмачево на союзной трассе Ленинград - Новгород, Луга - в стороне, а Каменка в стороне от районной дороги Луга - Оредеж, то есть как минимум три автобуса, чего даже днем не совместишь. Однако поехали. Как сыграли, честное слово, не помню - не до того было, с ужасом ждал конца соревнований, безуспешно пытаясь найти коллегу - командира, который бы согласился "закинуть" нас в нашу, богом и районным начальством, забытую Каменку. Соревнования кончились. Ребята бурно и весело (видимо мы все-таки не все проиграли) обсуждали перипетии борьбы, шутили и дурачились. Какие проблемы - сам командир с ними, что, кстати, было впервые - до этого с ними ездил комиссар. А мне было не до шуток. "На руках" двадцать пять молодых ребят и девчонок, до "дому" по самой короткой дороге километров 15-17, незнакомый город и рублей тридцать в кармане на всех... Этого даже на автобусы (если бы они и были) не хватило бы... Но как говаривал через несколько лет Владимир Семенович Журид - из каждого безвыходного положения есть, по крайней мере, два выхода.