Найти в Дзене
Mrs. Murchenko

Сочинение ЕГЭ по проблеме: «Как влияют выдающиеся люди эпохи на общественную и литературную жизнь страны?»

Оглавление

В данной статье представлено готовое сочинение ЕГЭ по требованиям 2025 года. Далее - исходный текст для написания сочинения.

Каждое историческое время порождает своих героев, мыслителей и творцов, которые оставляют культурный след в этом мире и даже меняют его.

Проблеме влияния выдающихся людей эпохи на общественную и литературную жизнь страны посвящён текст Константина Георгиевича Паустовского. Автор считает, что любое время имеет своих летописцев, которые своей общественной и творческой деятельностью сохраняют культурную историю страны для будущих поколений.

Для того чтобы глубже понять позицию автора, стоит обратить внимание на предложения 9 и 10, в которых Константин Георгиевич объясняет на примере Толстого, Чехова и Пушкина, насколько летописцы времени, описывающие быт и уклад современного им общества, помогают людям проникнуться культурой прошлого. Этот пример вводится автором для того, чтобы показать, что лишь современники могут ярко и красочно передать дух своего времени.

Размышляя на тему влияния выдающихся людей эпохи на общественную и литературную жизнь страны, Константин Георгиевич рассказывает об исторической личности, которой посвящён текст, – Владимире Александровиче Гиляровском. Автор утверждает, что вся современная Гиляровскому культурная история страны преломлялась в деятельности этого поэта. Автор не просто восхищается талантом Гиляровского, на его примере он показывает читателю, как именно историческая личность определяет собой своё время.

Анализируя данные примеры, мы понимаем, что Константин Георгиевич обращается к примеру Гиляровского, чтобы пояснить, насколько исключительными личностями являются летописцы своего времени.

Я полностью разделяю позицию автора. Выдающиеся люди адаптируют свои идеи в соответствии с вызовами времени, они определяют идеалы и ценности, берегут традиции. Говоря о значимых исторических личностях, нельзя не сказать о поэтах, которые в эпоху революций и социальных изменений вдохновляли людей на борьбу за свои права и свободы. Например, Александр Блок своим поэтическим словом стал голосом русской интеллигенции во время революции 1917 года, помогая людям осознать процессы, происходящие в стране, и относиться к ним с глубиной и пониманием.

Мы не должны забывать, что литература, создаваемая выдающимися людьми, всегда служила средством передачи опыта и знаний будущим поколениям. Самые сильные и яркие личности эпохи становятся проводниками идей и символами перемен. Они вносят свой неповторимый вклад в развитие культуры и формирование общественного сознания, оставляя неизгладимый след в истории страны.

(286 слов)

Исходный текст:

(1) Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Алексеевич Гиляровский – человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.

(2) Прежде всего в Гиляровском поражала цельность и выразительность его характера. (3) Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому.

(4) Он был живописен во всем – в своей биографии, в манере говорить, в ребячливости, во всей своей внешности, в разносторонней бурной талантливости.

(5) Никто из писателей не знал так всесторонне Москву, как Гиляровский. (6) Было удивительно, как может память одного человека сохранять столько историй о людях, улицах, рынках, церквах, площадях, театрах, садах, почти о каждом трактире старой Москвы.

(7) Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта и уклада.

(8) Летопись быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. (9) Чтобы до конца понять хотя бы Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени. (10) Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для того, кто знает быт пушкинского времени. (11) Поэтому так ценны для нас рассказы таких писателей, как Гиляровский. (12) Его можно назвать «комментатором своего времени».

(13) К сожалению, у нас таких писателей почти не было. (14) Да и сейчас их нет. (15) А они делали и делают огромное культурное дело.

(16) О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: «Моя Москва». (17) Невозможно представить себе Москву конца девятнадцатого и начала двадцатого века без Гиляровского, как невозможно ее представить без Художественного театра, Шаляпина и Третьяковской галереи.

(18) Хлебосольный, открытый и шумный дом Гиляровского был своего рода средоточием Москвы. (19) По существу это был (как и сейчас остался) редкий музей культуры, живописи и быта чеховских времен. (20) Необходимо бережно сохранить его, как образчик московского житейского обихода девятнадцатого века.

(21) Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. (22) Это – своего рода бродильные дрожжи, искристый винный ток.

(23) Не важно – много ли они, или мало написали. (24) Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их деятельности. (25) Важно то, что они определяли собой свое время.

(26) Таким был Владимир Александрович Гиляровский – поэт, писатель, знаток Москвы и России, человек большого сердца, чистейший образец талантливости нашего народа.

 (По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) русский советский писатель, современному читателю более всего известен как автор рассказов и повестей о природе. Литературное наследие Г.К Паустовского составляют, кроме того, разнообразные по тематике повести («Кара-Бугаз» «Судьба Шарля Лонсевиля», «Колхида», «Северная повесть» и др.), а также биографические повести и очерки о людях искусства — известных художниках и писателях.

Задание: Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Как влияют выдающиеся люди эпохи на общественную и литературную жизнь страны?»