Найти в Дзене

Если вы тратите много денег, это не значит, что вам можно доначислить на них НДФЛ

Налоговая провела выездную проверку предпринимателя и обнаружила, что он на протяжении пары лет внёс наличкой на счета подконтрольных компаний около 120 млн руб. — Откуда эти деньги? Непонятно. Но раз бизнесмен ими распоряжается, значит, это его доход. А значит, пусть платит НДФЛ. И доначислила бизнесмену 15,7 млн руб НДФЛ. Предприниматель с таким положением вещей не согласился и пошёл в суд. Пришлось судиться до третьей инстанции, но бизнесмен победил — суды признали, что тут нет дохода, а значит, начислять НДФЛ не на что. Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно. Налогообложение — штука достаточно формализованная. Чтобы начислить НДФЛ (и любой другой налог), инспекция должна доказать: Но в этом деле инспекция ничего этого не доказала. По сути, её заявление было основано просто на том, что у предпринимателя есть деньги. А значит, рассудила инспекция, это деньги — доход. Но это не доказательства, а предположение. Инсп
Оглавление

Налоговая провела выездную проверку предпринимателя и обнаружила, что он на протяжении пары лет внёс наличкой на счета подконтрольных компаний около 120 млн руб.

— Откуда эти деньги? Непонятно. Но раз бизнесмен ими распоряжается, значит, это его доход. А значит, пусть платит НДФЛ.

И доначислила бизнесмену 15,7 млн руб НДФЛ. Предприниматель с таким положением вещей не согласился и пошёл в суд. Пришлось судиться до третьей инстанции, но бизнесмен победил — суды признали, что тут нет дохода, а значит, начислять НДФЛ не на что.

Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно.

Почему суды так решили?

Налогообложение — штука достаточно формализованная. Чтобы начислить НДФЛ (и любой другой налог), инспекция должна доказать:

  • налогооблагаемую базу, то есть сколько денег было получено и источник;
  • налоговый период, то есть когда предприниматель получил доход.

Но в этом деле инспекция ничего этого не доказала. По сути, её заявление было основано просто на том, что у предпринимателя есть деньги. А значит, рассудила инспекция, это деньги — доход. Но это не доказательства, а предположение. Инспекция ничего не доказала (базу, период, вид деятельности), и суды обоснованно ей об этом напомнили.

Судьи сослались на ранее высказанные позиции высших судебных инстанций:

доначислить сумму НДФЛ возможно, только если обнаружены незадекларированные налогоплательщиком доходы, а не расходы, установлен источник происхождения денежных средств, вид дохода и дата его получения налогоплательщиком…

Суд также напомнил, что:

Денежные средства, находящиеся в собственности физического лица, как таковые не являются объектом налогообложения сами по себе. Для включения денежных средств в налогооблагаемую массу необходимо доказать, что данные денежные средства получены налогоплательщиком в результате совершения операций, создающих объекты налогообложения, указанные в статье 38 НК РФ, то есть они являются эквивалентом полученного налогоплательщиком дохода, прибыли, имущества, реализованного товара (работы, услуги), иного объекта налогообложения.

То есть, чтобы вам могли доначислить НДФЛ, мало, чтобы эти деньги просто у вас были. Надо ещё доказать, повторяюсь, источник происхождения, налогооблагаемую базу и период получения средств.

Кто хочет прочитать первоисточник: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 05 декабря 2024 года по делу № А27-3874/2022.

Эта история напомнила мне потуги белгородской налоговой и грустную историю с госслужащими

Там инспекция периодически предпринимает попытки доказать, что деньги, на которые люди покупают дорогое имущество, — это незадекларированный доход, на который надо начислить налоги.

Такие истории были несколько лет назад с госслужащими (правда, там не налоговая была участником дела и все это шло не по налоговой части). Чиновники покупали дорогую недвижимость, а суды потом решали, что у них нет доходов, на которые это можно купить. Вернее, нет официальных доходов. По этому основанию по иску прокуратуры этих госслужащих увольняли, а недвижимость конфисковывали.

На моя взгляд, это юридически неверно. Человек мог копить деньги. Он мог копить их годами. А если у него супруга работает, то она могла вносить свой вклад. И родители могли что-то «подкидывать». За 10-15 лет могла набраться очень серьезная сумма, особенно, если деньги хранились в долларах или евро (можно было выиграть на разнице курса).

Решения судов, которые признавали, что покупки не соответствуют зарплатам этих госслужащих, на мой взгляд, противоречат позиции высших судов:

что сам по себе факт расходования налогоплательщиком денежных средств в налоговом периоде не подтверждает получение дохода…

То есть если вы потратили много денег, это не значит, что все эти деньги — ваш доход. В конце концов, вы могли взять в долг. Это не доход.

Но, видимо, в тех ситуациях была чёткая цель — добиться увольнения чиновников, поэтому суды вынесли отрицательные для них решения.

Время идёт, и ситуация может измениться к худшему

Как видим из недавнего судебного решения, позиция

траты ещё не означает, что здесь был доход; доход и налогооблагаемую базу ещё надо доказать

пока держится. Но тут многое зависит от состояния бюджета. Если с ним станет все плохо, то и позиция судов может поменяться.

____________________________________

С 2008 года я защищаю бизнес, его руководителей и собственников от претензий налоговой.

Если она проявляет к вам повышенный интерес, пишите или звоните. Я разберусь в ситуации, и мы решим, что делать дальше.

Телефон:📱+7 (499) 283-80-20

Мой Телеграм-аккаунт: https://t.me/Roman7999

-2