Наталья медленно провела пальцем по экрану смартфона, стирая капельки воды. Февральский дождь барабанил по подоконнику. Размывая очертания серых многоэтажек за окном. Сообщение от свекрови она перечитывала уже в третий раз. Чувствуя, как неприятно екает сердце.
"Дорогие наши! Мы с папой забронировали замечательный домик в Геленджике на две недели в августе. Четыре спальни, своя беседка, до моря 10 минут пешком. Приезжайте, отдохнем все вместе! P.S. Я уже составила примерное меню на всю поездку."
Последняя фраза добила окончательно. Перед глазами тут же всплыла картина трехлетней давности. Душная кухня съемной квартиры в Крыму. Она у плиты пытается приготовить ужин. А свекровь, Алла Петровна, методично перекладывает специи в "правильном порядке" и выдает бесконечные комментарии:
"Котлеты надо делать поменьше... Лук слишком крупно порезан... В наше время хозяйки умели готовить..."
Пятнадцать лет замужества научили Наталью многому. Например, тому, что идеальной невесткой быть невозможно. Особенно если твоя свекровь — бывший завуч школы. Привыкшая все контролировать и всех строить. Или тому, что компромиссы не всегда работают в обе стороны.
Близнецы Костя и Катя, их с Андреем дети-подростки, с грохотом пронеслись по коридору.
— Мам, мы на тренировку! — крикнула дочь уже из прихожей.
— Куртки застегните, дождь на улице!
— Да ладно, мам, нам четырнадцать уже! — это Костя, вечно споривший по любому поводу.
Наталья вздохнула. Дети взрослели стремительно, отвоевывая право на самостоятельность. А она все никак не могла отвоевать свое — даже в мелочах.
Взяв чашку остывшего чая. Наталья подошла к книжному шкафу. За стеклом, среди других фотографий, стояло их свадебное фото. Молодые, счастливые лица. Андрей в строгом костюме. Она в пышном платье с кружевной фатой, которую выбрала Алла Петровна.
"Наташенька, это же классика, а твое модное платье-футляр совсем не для такого события!"
Тогда она уступила. Как уступала потом много раз. В выборе имен для детей. В планировании семейных праздников. В организации совместных отпусков. Свекровь умела настоять на своем. Преподнося это как заботу и житейскую мудрость.
В кабинете послышался голос мужа. Судя по интонации, он говорил с кем-то из клиентов. Андрей работал из дома второй год. После того как открыл собственную юридическую практику. Это тоже было предметом постоянной критики со стороны его родителей:
"Бросил стабильную работу в госструктуре, променял на эти непонятные перспективы..."
Наталья помнила, как поддерживала мужа в решении начать свое дело. Как просиживала с ним ночами над бизнес-планом. Как радовалась первым успехам. А свекровь только качала головой и говорила:
"Вот увидите, намучаетесь еще..."
Телефон снова завибрировал. На этот раз сообщение было от подруги Ольги:
"Спа-отель в Подмосковье, о котором я рассказывала, делает скидку 40% на августовское бронирование. Две недели релакса - и ты как новенькая! Присоединишься?"
Наталья закусила губу. Две недели... Массаж, бассейн, никакой готовки и придирчивых взглядов. Возможность просто быть собой, а не соответствовать чьим-то ожиданиям.
Решительно встав, она направилась в кабинет мужа. Пора было расставить точки над i. Андрей как раз закончил разговор и снимал гарнитуру.
– Нам надо поговорить, – Наталья присела на край дивана. – Твоя мама прислала сообщение про отпуск.
– Да, и мне написала. Неплохая идея, правда? – он потянулся за чашкой кофе. – Папа давно хотел на море. У него с давлением последнее время проблемы...
– Андрей, я не поеду.
Муж замер с чашкой в руке:
– Что значит "не поеду"? А дети?
– Дети могут поехать с тобой... А я... хочу провести свой отпуск иначе.
Муж нахмурился. Между бровей залегла знакомая складка - точь-в-точь как у его отца.
– Наташ, ну что ты опять начинаешь? Родители уже немолодые… Надо проводить с ними больше времени. Тем более папа после того микроинсульта...
– А я? – тихо спросила Наталья. – Обо мне кто-нибудь думает?
Она достала телефон и открыла галерею:
– Помнишь эти фотографии? Крым, три года назад. Вот я на кухне, готовлю. Вот я на кухне, мою посуду. Вот я опять на кухне, слушаю лекцию о правильной сервировке стола. А вот единственный раз, когда я вырвалась на пляж - и получила выговор за то, что "прохлаждаюсь".
Андрей вздохнул:
– Мама просто хочет как лучше...
– Нет, – Наталья почувствовала, как дрожит голос.
– Она хочет как привычнее. Для себя. А я устала быть вечно неправильной невесткой. Устала чувствовать себя школьницей. Которую отчитывают за несделанное домашнее задание. Мне сорок два года. У меня своя жизнь. Свои представления о том, как ее проживать!
– И что ты предлагаешь? – в голосе мужа появились жесткие нотки. – Просто отказаться от поездки? Обидеть родителей?
– Я предлагаю компромисс. Ты едешь с детьми в июле. А в августе я возьму свой законный отпуск. И проведу его так, как хочу я.
– С красавцем-инструктором по дайвингу? – попытался пошутить Андрей. Но шутка вышла натянутой.
– С подругой. В спа-отеле. Буду делать маски. Ходить на массаж. Читать книги. И никому не буду доказывать, что я достаточно хорошая жена, мать и невестка…
Повисла тяжелая пауза. За окном усилился дождь. Капли теперь стучали как-то особенно настойчиво. Наталья смотрела на мужа. Пытаясь уловить его реакцию. За пятнадцать лет она научилась читать его лицо. Вот эта морщинка у глаз означает сомнение… Чуть приподнятая бровь - внутренний спор с самим собой.
– Знаешь, – наконец произнес Андрей, откидываясь на спинку кресла, – а ведь ты права. Я как-то... не замечал. Или не хотел замечать.
Он помолчал, потом добавил:
– Помнишь, когда я решил уйти с госслужбы? Ты единственная поддержала меня. Даже когда было тяжело. Когда все вокруг твердили. Что я совершаю ошибку. Ты просто была рядом. И верила в меня…
Наталья почувствовала, к горлу подступает комок. Этот разговор они должны были провести давным-давно.
– Мама... она хороший человек, – продолжил Андрей.
– Но иногда забывает, что мы уже выросли. Что можем сами принимать решения. И ты не обязана постоянно соответствовать ее представлениям об идеальной семье.
Он встал. Подошел к жене. Обнял ее за плечи:
– Я позвоню родителям сегодня вечером. Объясню. Мы с детьми приедем на неделю в июле. А ты... заслужила свой отпуск. Только пообещай привезти мне магнитик на холодильник, – улыбнулся он.
– Привезу, – Наталья прижалась к мужу. – И даже научу тебя делать антистрессовую маску из огурцов и авокадо.
В прихожей хлопнула дверь. Вернулись дети с тренировки.
– Ма-а-ам! У нас новости! – раздался голос Кати. – Нас берут на соревнования в Питер!
– И еще мы жутко проголодались! – подхватил Костя.
Наталья улыбнулась. Жизнь продолжалась - со всеми ее сложностями, компромиссами и маленькими победами. И, кажется, она наконец-то научилась отстаивать свое право на собственное пространство.
Вечером, отправляя Ольге сообщение о согласии на совместный отпуск. Она чувствовала удивительную легкость. За окном все еще шел дождь. Но теперь он казался теплым и уютным. Как будто природа одобряла ее решение…
***
Подписывайтесь на канал. Первыми узнавайте о новых публикациях 👋 И спасибо, что читаете ❤️🙏🏼