Найти в Дзене

Кокошники Таргариенов

Когда Рейнира выходит замуж за своего дядю Деймона Таргариена в первом сезоне сериала «Дом Дракона» (House of the Dragon), принцесса появляется в головном уборе, очень похожим на русский кокошник. У него высокий гребень, украшенный золотным и серебряным шитьем. А по бокам спускаются подвески из золотых нитей. Форма этого головного убора напоминает кокошники XVIII-XIX веков из Галичского уезда Костромской губернии. Свадьба, вторая для Рейниры, происходит как бы по древнему обычаю Валирии, далекой и утраченной родины Таргариенов. В фэнтезийной вселенной Джорджа Мартина Валирия — своеобразная смесь исторической Римской империи и Мелнибонэ из фэнтезийных романов Майкла Муркока. Ничего русского в ней нет. Правда, герб Таргариенов — трехголовый дракон. Велик соблазн провести здесь параллель со Змеем Горынычем из русских сказок. Но нет никаких доказательств того, что Джордж Мартин действительно вдохновлялся именно этим мифологическим образом. Трехглавый дракон символизирует короля Эйгона I За
Сцена свадьбы Рейниры и Деймона Таргариена в первом сезоне сериала «Дом Дракона» (House of the Dragon)
Сцена свадьбы Рейниры и Деймона Таргариена в первом сезоне сериала «Дом Дракона» (House of the Dragon)

Когда Рейнира выходит замуж за своего дядю Деймона Таргариена в первом сезоне сериала «Дом Дракона» (House of the Dragon), принцесса появляется в головном уборе, очень похожим на русский кокошник.

У него высокий гребень, украшенный золотным и серебряным шитьем. А по бокам спускаются подвески из золотых нитей. Форма этого головного убора напоминает кокошники XVIII-XIX веков из Галичского уезда Костромской губернии.

-2

Свадьба, вторая для Рейниры, происходит как бы по древнему обычаю Валирии, далекой и утраченной родины Таргариенов.

В фэнтезийной вселенной Джорджа Мартина Валирия — своеобразная смесь исторической Римской империи и Мелнибонэ из фэнтезийных романов Майкла Муркока. Ничего русского в ней нет.

Правда, герб Таргариенов — трехголовый дракон. Велик соблазн провести здесь параллель со Змеем Горынычем из русских сказок. Но нет никаких доказательств того, что Джордж Мартин действительно вдохновлялся именно этим мифологическим образом. Трехглавый дракон символизирует короля Эйгона I Завоевателя и королев Рейнис и Визенью, его верных соратниц, сестер и жен. А также трех драконов этой предприимчивой троицы, объединившей мечом и дипломатией королевства Вестероса (кроме Дорна, с ним история затянулась).

Юная Рейнира Таргариен в первом сезоне сериала «Дом Дракона» (House of the Dragon)
Юная Рейнира Таргариен в первом сезоне сериала «Дом Дракона» (House of the Dragon)

Скорее всего, художница по костюмам Жани Темиме, говорившая о Византии как одном из источников вдохновения, просто увидела в кокошнике нечто экзотическое и условно «русско-византийское».

Стоит сказать, что когда стилизованные кокошники вошли в моду на Западе в конце XIX-первой четверти XX века, кокошник начал восприниматься и как свадебный убор. Возможно, как раз отголосок этого представления можно увидеть в «Доме Дракона»?

Костюм Рейниры Таргариен в первом сезоне сериала «Дом Дракона» (House of the Dragon)
Костюм Рейниры Таргариен в первом сезоне сериала «Дом Дракона» (House of the Dragon)
Иван Аргунов. «Портрет крестьянки», 1784
Иван Аргунов. «Портрет крестьянки», 1784
-6

Венец юной Рейниры тоже отчасти похож на русские кокошники. В нем она появляется в первом сезоне сериала «Дом Дракона» — когда отец, король Визерис, провозглашает дочь своей наследницей и лорды Семи Королевств торжественно клянутся ей в своей верности.

Речь о повойникообразных кокошниках. Иногда их еще называют московскими. В основном они бытовали в Центральной России во второй половине XIX века, но встречались и на Русском Севере.

А еще венец Рейниры можно сравнить со стилизованными кокошниками-тиарами XIX века. В форменное платья придворных фрейлин, созданное под влиянием русского костюма, входил головной убор в виде стилизованного кокошника с фатой.

Пимен Орлов. «Портрет Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (копия)». 1835. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Пимен Орлов. «Портрет Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (копия)». 1835. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Юная Елизавета Тюдор, изображенная в арселе на портрете 1546 года
Юная Елизавета Тюдор, изображенная в арселе на портрете 1546 года

И у придворных кокошников, и у венца Рейниры есть общие черты с западноевропейскими головными уборами XVI века — арселе, «бретонским капюшоном» или «французским капюшоном», сложными конструкциями из ткани и, возможно, металла (до нас дошли только многочисленные изображения, но не сами уборы).

Но у носивших арселе придворных дам уши обычно скрыты, а у Рейниры они открыты, как и в других рассмотренных случаях с кокошниками.

Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM