«Вышел срок годности» – как часто мы слышим эту фразу, не задумываясь, что будет после неё. Срок годности есть у всего, даже у самых монументальных человеческих творений. Самолётов, например. Правда, у них это звучит сложнее: «Списан по причине отработки назначенного ресурса». И вот уже величественная небесная птица становится кусками отправляющегося в утиль металла. Но иногда у самолётов появляется шанс на жизнь после неба: их выкупают и под что только не приспосабливают – кафе, арт-объекты, хостелы...
В посёлке Коктебель сегодня стоит джазовый самолёт. Старый Ан-24, вставший на крыло в 1965-м и «списанный по причине отработки» в 1979-м, раз в год служит граффити-декорацией для толпы, качающейся под ритм блюза на фоне шума волн. И лишь немногие знают, что 30 лет назад он был… детским кинотеатром.
Первый самолёт модели Ан-24 поднялся в небо в октябре 1959 года и быстро вошёл в обиход. В течение следующих 20 лет он был одним из самых популярных и востребованных типов воздушных судов в Союзе. Коктебельский Ан-24 обслуживал линии Северо-Кавказского Управления гражданской авиации: летал на Ростов, Краснодар, Ставрополь. В 1979 году в СССР были выпущены последние самолёты этой модели. Сегодня они до сих пор местами в ходу: «срок годности» живучих машин продлён до 60 лет.
Как рассказывают старожилы Коктебеля, в далёком 1979-м году пансионату «Голубой залив» самолёт подарили после отдыха киевляне с завода «Авиант». Местные жители вспоминают, что самолёт в посёлок «пришёл пешком»: долетел до аэродрома в Симферополе, а оттуда его со снятыми крыльями притащили тягачом до площадки пансионата. Здесь он стоит по сей день. Поначалу блестящий, почти новенький борт (подумаешь, всего 15 лет) работал достопримечательностью, собирая вокруг себя зевак из отдыхающих, но через несколько лет ему нашли более достойное применение.\
«У нас в пансионате был начальник хозбюро, очень энергичный мужчина, – охотно делится историей местный житель Александр Факторович, работавший в те годы на площадке аттракционов при «Голубом заливе». – Он-то нам идею и предложил. Мы с ребятами всё сделали: притащили телевизор, видеопроигрыватель, в кабине пилота оборудовали видеорубку, пункт управления. И начали показывать детям мультфильмы». Забава прижилась. Самолёт разукрасили в броские цвета, на борту написали название кинотеатра – «Антошка» и крутили мультики для местной и отдыхавшей ребятни, по 2–3 сеанса в день. Потом добавили ещё один вечерний – для зрителей постарше.
«Кинотеатр на крыльях» продержался около четырёх лет. Затем пришёл 1990-й год. «Пока мы там работали, всё было целым – иллюминаторы, сиденья. Но потом всё, естественно, похоронили. Наша бригада, работавшая на аттракционах, ушла из пансионата, всё пришлось закрыть», – вспоминает Александр.
Сегодня самолёт неприветливо чернеет пустыми иллюминаторами да свирепо скалится очередным трудночитаемым граффити. Кресла внутри рассыпались, все ценные детали давно вырезали и вытаскали местные – кто на сдачу лома, кто на сувениры. А кинотеатр… Кому он теперь нужен? Ведь в каждом номере пансионата есть телевизор с кабельными каналами.
И только раз в год на фоне обшарпанного бока Ан-24 с эмблемой джазового фестиваля к рокоту волн присоединяются звуки саксофона…
Фрагмент статьи из Крымского научно-популярного Альманаха "Полуостров сокровищ", выпуск №3.
Читайте также:
Век под знаком строжайшей секретности
Альманах-III продаётся только в полной подшивке "Полуострова сокровищ". Приобрести коллекцию можно в редакции: ps.crimea@gmail.com или +7 978 791 14 57 (любой мессенджер)