Удивительно, но «поворот на Восток», который сегодня является всеобъемлющим в российском автопроме, перечеркивает возвращение немецкого и других западных брендов на российский рынок. Это печальная новость для тех, кто является лояльной аудиторией и поклонниками немецкой марки Volkswagen, а также чешской Skoda.
Поясним. В сети распространяется информация от Олега Мосеева, бывшего руководителя дилерского сообщества Российской Федерации (РОАД). Наш канал не сомневается в ее достоверности.
Напомним. В прошлом году владельцем бывшего завода Volkswagen в Калуге стала российская группа AGR Automotive Group. Кроме калужского предприятия ей принадлежит и бывший завод Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус (Hyundai), расположенный в Санкт-Петербурге. Недавно южно-корейский концерн распространил информацию через агентство Yonhap о том, что может вернуться на российский рынок. Вдобавок в декабре заканчивается опцион на обратный выкуп завода. Все это происходит на фоне начала политических переговоров между РФ и США.
Но вернемся к информации Олега Мосеева, который сообщил некоторые подробности. По его данным, российский собственник завода в Калуге AGR Automotive Group договорился с дилерами о дистрибуции китайских автомобилей, которые будут собраны в Калуге. Партнерство предполагает обмен 49% акций ООО «Чери автомобили Рус» на 49% акций ООО «АГР».
Вдобавок, немецкий автопроизводитель Volkswagen, покидая российский рынок в 2022 году, был непредусмотрителен, и не оставил право на обратный выкуп, как это сделали корейцы из Hyundai.
Таким образом, китайский автопроизводитель через дочернюю структуру становится совладельцем завода в Калуге, который наряду с предприятием в Санкт-Петербурге считается крупнейшей инвестицией в российский автопром новейшего времени.
Как известно, губернатор Калужской области Владислав Шапша несколько дней назад на встрече с президентом РФ озвучил цифру – 110 тысяч автомобилей. Именно такое количество будет произведено на калужском предприятии AGR Automotive Group.
Вдобавок чуть позже была рассекречена и номенклатура выпускаемого модельного ряда. Это кроссоверы Chery Tiggo 4, Chery Tiggo 7L и Chery Tiggo 8 Pro MAX, то есть автомобили в популярных на российском рынке классов SUV-B, SUV-C и SUV-D. Эти автомобили войдут в гамму недавно рассекреченного нового российского бренда Tenet. Младшую модель будут выпускать под именем Tenet 3XT, а старшую - Tenet 31T. Также возможна сборка Chery Tiggo 9.
После того, как пару дней назад была обнародована эта информация нас удивило отсутствие какой-либо реакции на то, какие серьезные последствия несет эта сделка для российского автопрома. Итак, разложим все по полочкам и объясним ситуацию.
Немецкий автомобильный концерн Volkswagen в 2006 году начал строительство автомобильного завода в индустриальном парке Грабцево под Калугой. Объем инвестиций составил 570 млн евро. Затем на этой же площадке в середине прошлого десятилетия был введен в строй моторный завод Volkswagen инвестиции в который составили еще 250 млн евро. Производственные мощности предприятия позволяли выпускать 225 тысяч автомобилей по полному циклу со сваркой и окраской и 150 тысяч моторов. Немцы работали по правилам инвестиционных режимов «промсборка-1», а затем «промсборка-2». После заключения специнвестконтракта (СПИК) с правительством РФ в 2019 году планировалось увеличить производственные мощности моторного завода Volkswagen до 240 тыс.двигателей. Помимо силовых агрегатов 1,6 л серии ЕА211, начать выпуск турбодвигателя TSI объемом 1,4 л. То есть немецким концерном в Калуге оставлены большие мощности по выпуску автомобилей и двигателей. Теперь все это переходит практически под контроль китайского автопроизводителя.
Таким образом, хорошо видна схема. Передача автомобилестроительных активов в собственность российской компании, затем передача этих активов партнеру из дружественной страны. Это и есть «поворот на Восток».
Но остается ряд вопросов. И они вытекают из более ранних заявлений кураторов автопрома профильных чиновников. Напомним, что в конце 2023 года вице-премьер Денис Мантуров утверждал, цитируем:
«Это уже будут именно совместные производства с китайскими партнерами. <…> Мы готовы к сотрудничеству, и наши восточные партнеры ведут себя очень корректно, понимают нашу заинтересованность в создании своего собственного автопрома», — подчеркнул вице-премьер.
То есть прошел год и слова вице-премьера наполнились конкретным содержанием. Но еще чиновники утверждали, что нужно привлекать технологии, чтобы они оставались на российской почве, чтобы не повторился печальный опыт выхода западных компаний 2022 года из страны. А это весьма сложная задача. Напомним, что еще летом прошлого года на совещании министерства торговли КНР в Шанхае чиновники предупредили представителей ведущих китайских автопроизводителей не вкладываться в создание заводов по выпуску автомобилей и комплектующих в РФ, Турции, Индии, странах Евросоюза и Таиланде. Тем более не передавать им технологии. Как автопроизводитель Chery будет выполнять эти рекомендации сегодня - неизвестно.
Также пока нет информации о том, как китайский автопроизводитель будет углублять локализацию, привлекать на территорию РФ своих партнеров-поставщиков на конвейер. И тем более передавать техническую документацию. Будет ли подписан СПИК с Chery или его российской дочкой? Вопросов очень много.
Но вернемся к немецкому партнеру, оказавшимся в стане недружественных стран. Даже если начнется потепление в политической сфере, немецкий автопроизводитель в РФ, оказавшийся в новой реальности без собственных активов на территории РФ, хватит ли ему решимости второй раз "войти в ту же воду"? А именно начать строительство еще одного нового предприятия. Вряд ли. Уроки даром не проходят. Максимум на что может решится – контрактная сборка, наподобие той, которая практиковалась до 2022 года с Группой ГАЗ. Тогда в Нижнем Новгороде на площадях Горьковского завода выпускались кроссоверы VW Taos, Skoda Karoq, Skoda Kodiaq, а также лифтбек Skoda Octavia.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz