Найти в Дзене
Юлькины радости

"Адепты красного. Малявин, Архипов" в Третьяковке. Фантасмагорический фейерверк и тончайшая деликатность

Вихрь
Вихрь

Филипп Малявин, "Крестьянская девушка с чулком"
Филипп Малявин, "Крестьянская девушка с чулком"

Люблю красный. И пёстрый мир обожаю! Многоцветный, объёмный, с гомоном и смехом, красками и шумной радостью. Это как витамины, как энергетик. Наполняет жизненными силами, даёт толчок к новым свершениям (или просто даёт толчок) и раскрашивает серые зимние будни. Моя стихия. Люблю яркость, лето, цветы и цвета, насыщенность и яркость. Поэтому очень хотелось сходить на "Адептов красного" в Третьяковку, но всё время что-то мешало: то дела и работа, то припадок жмотовства (дорого... всё очень дорого...). Но я на неё попала. Под самый финал. Успела сделать этот живительный глоток! Выставка, если что, длилась несколько месяцев, с 20 сентября. Разумеется, стоило дотянуть почти до закрытия. Но по 23.02.2025 года в Третьяковке можно с головой рухнуть в невообразимой насыщенности концентрат яркости, пестроты, всех оттенков красного. И вдруг застыть у невероятно тонко прописанной картины легчайшего нежнейшего розово-туманного заката на реке. Пронестись вместе с жизнерадостными девушками в диком вихре хоровода, где смешались платья, платки, косы, руки, образуя скорее влетающий за пределы полотна, вырывающийся за грани рамы (да и вообще зала) винегрет всех оттенков красного и всех красок вообще. И замереть перед небольшими картинами с изображением северной глубинки, такой достоверно современной и душевно-простой, что невозможно оторваться - до такой степени тянет оказаться там и просто немножко отдохнуть и надышаться. Особенно после сверх жизнерадостных пёстрых барышень. Малявин и Архипов в Инженерном корпусе Третьяковки. Ощущения после выставки можно, наверное, описать, как "в меня вкачали сразу залпом много литров концентрированной вишнёвого сока, а потом, перегревшуюся на солнце и переплясавшую в жаркий летний полдень, остудили в тёплом, но уже слегка влажном прозрачном вечернем воздухе". Зной и прохлада. Радость везде. Энергия, бьющая вне, а не забирающая в себя. Перебор всего и сразу - и невероятная фотографическая тонкость. Теплота в каждом полотне.

Филипп Малявин
Филипп Малявин
Абрам Архипов
Абрам Архипов

Душа, настроение, передача эмоций; натуральность, как бы она не проявлялась, даже в некой гротескности и перенасыщении красок. ("Смешание красок, чёрт побери!" (с) )

Зал с работами Малявина
Зал с работами Малявина
Абрам Архипов
Абрам Архипов

Хаотичные мазки, широкие плотные, крупные очертания вместе образуют какофонию, но в целом из этого рождается узор, и он не статичен, он в движении, ощущаешь это подстёгивающее чувство, что люди замерли лишь на миг, только для небольшого одолжения художнику, и через секунду бег продолжится, и жизнь понесётся дальше. И ты несёшься вместе с ней. И с ними. Вечное движение, пойманное Малявиным и переданное им совершенно невероятным образом.

Филипп Малявин, "Вихрь"
Филипп Малявин, "Вихрь"

Филипп Малявин, "Смех". Мы дружно назвали картину "Хохот". Даже... ржач, наверное... Но она прекрасна! Она такая ярко-задорная!
Филипп Малявин, "Смех". Мы дружно назвали картину "Хохот". Даже... ржач, наверное... Но она прекрасна! Она такая ярко-задорная!

Попав в эпицентр выставленных работ Малявина в какой-то момент захотелось закричать - ТАК много красного и мясисто-многослойно-яркого обрушилось на голову (и вздохов о том, как же Москве не хватает лета и красок). Долго такой концентрат вкушать очень трудно. Но почему-то и уйти не хотелось. Перенасытиться жизненной энергией и солнечным настроением можно так, что в итоге вся набранная сила может перегореть и пропасть. Но одновременно и подсесть на эту красно-розово-коралловую фантасмагорию. Тут, в большом зале, центр которого полностью походит на взрыв чана с винегретом в цехе салатов возникло такое чувство. И... отходишь в боковые ответвления, более щадящие, но столь же плотные по насыщенности красок, или возвращаешься в первый зал, где можно передохнуть, протереть глаза (в прямом смысле), немножко освежиться, вглядываясь в необыкновенные и очень живые полотна с портретами.

Филипп Малявин, "Автопортрет художника"
Филипп Малявин, "Автопортрет художника"
-11
Филипп Малявин
Филипп Малявин
Филипп Малявин
Филипп Малявин
Филипп Малявин, "Портрет Мары Олив".
Филипп Малявин, "Портрет Мары Олив".

Эскизы графитными карандашами там же, в первом зале, в начале осмотра.

-15

Один просто поразил. Набросок к одной из картин с крестьянками во всём ассортименте ситца и цветочных платков. Шаль прорисована так, что невозможно оторваться. Яркое цветистое зелёное пятно (внезапно, да, не красное ))) ), так фантастически прорисованное, что кажется, что это фотография, наклеенная на лист картона с наброском лица толстой бабы.

Неровные контуры фигуры, фотографическое лицо и невероятно написанная шаль. Мощи и концентрация в размытом эскизе
Неровные контуры фигуры, фотографическое лицо и невероятно написанная шаль. Мощи и концентрация в размытом эскизе

Но объединяет все полотна Малявина какая-то внутренняя открытость, простота. Радость. Свет от каждого лица. Иногда даже слишком давящий. Ну, почти от каждого. Одна крестьянка со взглядом убийцы немного выбивалась из коллектива.

Филипп Малявин, "Крестьянская девушка"
Филипп Малявин, "Крестьянская девушка"

А ещё выступающий из темноты мужичок... С какой бы стороны я ни подошла к портрету, с любого ракурса он за мной смотрит. И этот эффект прослеживается на многих полотнах Малявина. Ну... мурашки пробегают, честно.

Филипп Малявин, "Старец у очага"
Филипп Малявин, "Старец у очага"
-19

-20

-21

Полотна живые. Не все красные ))) Но все насыщенные. С открытой ли улыбкой, с ехидцей ли в глазах, передающие буйно-радостный экстаз и глубину души - они очень точно и прямо передают настроение картины. Кажется, что всё просто и что нарисовано - то и подразумевалось. Но за этим ворохом пятен, мазков, смешанных оттенков и превалирующего торжества красок - многослойность души и не всегда только праздник.

-22

-23

Калейдоскоп цветных пятен, образующий цельную картинку. Малявин широкий, вблизи он не виден. Он раскрывается только на расстоянии. Как, например, на картине, где изображена его семья. С первого раза вообще не всех можно разглядеть. Вблизи не разобрать - палитра с красками. А отойдёшь на несколько шагов - и все разрозненные мазки соединяются в причудливый узор и становятся совершенным законченным произведением.

-24
-25
Филипп Малявин, "Вихрь". Вариант два. Чуть поменьше, но столь же энергичное колыхание юбок!
Филипп Малявин, "Вихрь". Вариант два. Чуть поменьше, но столь же энергичное колыхание юбок!

Или тот же "Вихрь".

И первое впечатление "О, я летом на даче тоже несколько банок с краской пролила - было так же!" обманчиво. Сложные фотографические лица немного в сепии - и буйство разноцветия. Сложно. Не "бежево". Вкусно. Невыносимо в больших дозах - и бесконечно радостно, а от того не отпускаемо от себя.

-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33

Иначе как объяснить, что даже устав от накой насыщенности, по третьему-четвёртому разу возвращаешься снова и снова к цветастым пышным румяным красным портретам?

-34

И тем нежнее и тоньше, спокойнее, но так же внутренне не статичны картины Архипова. Переход к нему на другой этаж - как передышка, небольшое возвращение в реальность перед новым всплеском эмоций.
Движение, радость, умиротворение, нет возбуждающего и животного бешеного чувства, рождающегося в столкновении красок и цветов у Малявина. Тут красный - скорее акцент. Это эмоция, передача чувства, настроения, а не главный действующий персонаж. В большинстве случаев - роль второго плана, но, как говорится, короля играет свита!

-35
-36
Абрам Архипов, "Подёнщицы на чугуннолитейном заводе"
Абрам Архипов, "Подёнщицы на чугуннолитейном заводе"
Абрам Архипов
Абрам Архипов
-39

Как западают в душу его северные работы... в первую очередь - впечатление. Чуть размытое, сдержанное, дарящее покой.

"Абрам Архипов, "После дождя"
"Абрам Архипов, "После дождя"
Абрам Архипов, "Сибирская деревня"
Абрам Архипов, "Сибирская деревня"
-42

А какие-то из картин так тонко, почти с фотографической точностью прорисованы, что не верится, что это картина, а не подретушированная фотография.

-43
Абрам Архипов, "Завод"
Абрам Архипов, "Завод"
-45
Абрам Архипов, "По реке Оке"
Абрам Архипов, "По реке Оке"

Сколько света, теплоты и открытой улыбки несёт в себе "Чаепитие".

Абрам Архипов, "Чаепитие". Влюбилась в ведро... цвет Тиффани как-никак )))
Абрам Архипов, "Чаепитие". Влюбилась в ведро... цвет Тиффани как-никак )))
Исключительно мужская компания. Женщин на картине нет. Они пьют чай и сплетничают на углом, в соседнем зале, вон на картине справа )))))
Исключительно мужская компания. Женщин на картине нет. Они пьют чай и сплетничают на углом, в соседнем зале, вон на картине справа )))))

Рязанские девушки - в белом с красным узором платье (одно на все портреты) - пышная, счастливая, радостная. Похожая на Малявинских барышень, но эта светится лучистой тёплой добротой, а не давит агрессивной радостью.

-49
-50

После очень сильного, порой, давящего Малявина - зал Архипова - это отдохновение после напряженного жаркого рабочего дня и душевная близость полдничного чаепития. Но не просто бесцельного отдыха, а общения, улыбчивого со-беседования, радости окружающего мира.

-51
-52

Некоторые картины тоже невозможно воспринимать вблизи - только на расстоянии, иначе всё превращается в калейдоскоп. Только с третьего раза поняла, что картина, в которую я вглядываюсь - это не только бардак в комнате, а девушка спиной и бардак в комнате.

-53

Или эта. Но как она хороша!!!

Абрам Архипов, "Октябрь в деревне"
Абрам Архипов, "Октябрь в деревне"
Ничего не понятно ужасно интересно
Ничего не понятно ужасно интересно
-56

А иногда - не красный акцент действует гипнотически... а ведро цвета Тиффани и хомут ему в пару. И всё. Из головы вылетает вся прочая информация, и остаётся только это прекрасное ведро! Хотя, возможно, оно не сыграло бы так эффектно без множества вкраплений красного.

-57
-58

День - и вечер. Жара - и тепло. Экспрессия - и воодушевление. Такие чувства оставляет после себя выставка.

И она прекрасна. Осталось 4 дня, может, кто-то, у кого цветовое голодание, вдохновится и успеет. Я вчера вдоволь накупалась в яркой цветовой феерии!

-59
-60
-61

Хорошо было попасть на неё именно после Передвижников. Потому что всё - оттуда.

Из минусов - два.

Первый. Подсветка картин, увы, периодически даёт сильные блики. При той сгущенности, которая присутствует в большом зале с буйством работ Малявина - очень раздражает. Архипову в этом пране повезло больше.

И второй. Ад в раздевалке. Битва. Не справляющие с толпой приходящих-уходящих посетителей гардеробщики. Особенно когда он/она..... в количестве олного на всю эту толпу. Это вооБще КАК??? Мне кажется, за такую стоимость билета подобный бардак надо как-то исправить. В 21 веке, устраивая такие масштабные по посещению мероприятия, давки у раздевалки не приемлимы... Так что спойлер: приходить в инженерный корпус надо заранее и бесцельно убить минут 20-30 на гардероб.....

И это уже получше, чем когда я пришла. Но и тут видно, что очередь большая, и, главное, еле ползёт...
И это уже получше, чем когда я пришла. Но и тут видно, что очередь большая, и, главное, еле ползёт...

Из смешного. Я, конечно, не была оригинальна, надев на выставку "Адепты красного" в красной водолазке. Но немало ярких розово-кумачёво-вишнёвых сполохов в человеческом обличии бродило вчера между стационарными красными пятнами прекрасных полотен русской/мировой живописи.

-63

Да, чуть не забыла. На выходе из второго зала с Архиповым, в коридоре детские работы по мотивам выставки. Мне кажется, детское восприятие очень точное - потому что настроение и цвет они в своих рисунках и поделках передали! Может, потому что через весь красный кордон у обоих мастеров проступает что-то чистое, детское, наивно-радостное... И в детях это сразу же откликнулось!

-64
-65
-66
-67
-68

Да-2. Платочек-мозаика в том же коридоре зачётный!

Хотеть!
Хотеть!