Люблю красный. И пёстрый мир обожаю! Многоцветный, объёмный, с гомоном и смехом, красками и шумной радостью. Это как витамины, как энергетик. Наполняет жизненными силами, даёт толчок к новым свершениям (или просто даёт толчок) и раскрашивает серые зимние будни. Моя стихия. Люблю яркость, лето, цветы и цвета, насыщенность и яркость. Поэтому очень хотелось сходить на "Адептов красного" в Третьяковку, но всё время что-то мешало: то дела и работа, то припадок жмотовства (дорого... всё очень дорого...). Но я на неё попала. Под самый финал. Успела сделать этот живительный глоток! Выставка, если что, длилась несколько месяцев, с 20 сентября. Разумеется, стоило дотянуть почти до закрытия. Но по 23.02.2025 года в Третьяковке можно с головой рухнуть в невообразимой насыщенности концентрат яркости, пестроты, всех оттенков красного. И вдруг застыть у невероятно тонко прописанной картины легчайшего нежнейшего розово-туманного заката на реке. Пронестись вместе с жизнерадостными девушками в диком вихре хоровода, где смешались платья, платки, косы, руки, образуя скорее влетающий за пределы полотна, вырывающийся за грани рамы (да и вообще зала) винегрет всех оттенков красного и всех красок вообще. И замереть перед небольшими картинами с изображением северной глубинки, такой достоверно современной и душевно-простой, что невозможно оторваться - до такой степени тянет оказаться там и просто немножко отдохнуть и надышаться. Особенно после сверх жизнерадостных пёстрых барышень. Малявин и Архипов в Инженерном корпусе Третьяковки. Ощущения после выставки можно, наверное, описать, как "в меня вкачали сразу залпом много литров концентрированной вишнёвого сока, а потом, перегревшуюся на солнце и переплясавшую в жаркий летний полдень, остудили в тёплом, но уже слегка влажном прозрачном вечернем воздухе". Зной и прохлада. Радость везде. Энергия, бьющая вне, а не забирающая в себя. Перебор всего и сразу - и невероятная фотографическая тонкость. Теплота в каждом полотне.
Душа, настроение, передача эмоций; натуральность, как бы она не проявлялась, даже в некой гротескности и перенасыщении красок. ("Смешание красок, чёрт побери!" (с) )
Хаотичные мазки, широкие плотные, крупные очертания вместе образуют какофонию, но в целом из этого рождается узор, и он не статичен, он в движении, ощущаешь это подстёгивающее чувство, что люди замерли лишь на миг, только для небольшого одолжения художнику, и через секунду бег продолжится, и жизнь понесётся дальше. И ты несёшься вместе с ней. И с ними. Вечное движение, пойманное Малявиным и переданное им совершенно невероятным образом.
Попав в эпицентр выставленных работ Малявина в какой-то момент захотелось закричать - ТАК много красного и мясисто-многослойно-яркого обрушилось на голову (и вздохов о том, как же Москве не хватает лета и красок). Долго такой концентрат вкушать очень трудно. Но почему-то и уйти не хотелось. Перенасытиться жизненной энергией и солнечным настроением можно так, что в итоге вся набранная сила может перегореть и пропасть. Но одновременно и подсесть на эту красно-розово-коралловую фантасмагорию. Тут, в большом зале, центр которого полностью походит на взрыв чана с винегретом в цехе салатов возникло такое чувство. И... отходишь в боковые ответвления, более щадящие, но столь же плотные по насыщенности красок, или возвращаешься в первый зал, где можно передохнуть, протереть глаза (в прямом смысле), немножко освежиться, вглядываясь в необыкновенные и очень живые полотна с портретами.
Эскизы графитными карандашами там же, в первом зале, в начале осмотра.
Один просто поразил. Набросок к одной из картин с крестьянками во всём ассортименте ситца и цветочных платков. Шаль прорисована так, что невозможно оторваться. Яркое цветистое зелёное пятно (внезапно, да, не красное ))) ), так фантастически прорисованное, что кажется, что это фотография, наклеенная на лист картона с наброском лица толстой бабы.
Но объединяет все полотна Малявина какая-то внутренняя открытость, простота. Радость. Свет от каждого лица. Иногда даже слишком давящий. Ну, почти от каждого. Одна крестьянка со взглядом убийцы немного выбивалась из коллектива.
А ещё выступающий из темноты мужичок... С какой бы стороны я ни подошла к портрету, с любого ракурса он за мной смотрит. И этот эффект прослеживается на многих полотнах Малявина. Ну... мурашки пробегают, честно.
Полотна живые. Не все красные ))) Но все насыщенные. С открытой ли улыбкой, с ехидцей ли в глазах, передающие буйно-радостный экстаз и глубину души - они очень точно и прямо передают настроение картины. Кажется, что всё просто и что нарисовано - то и подразумевалось. Но за этим ворохом пятен, мазков, смешанных оттенков и превалирующего торжества красок - многослойность души и не всегда только праздник.
Калейдоскоп цветных пятен, образующий цельную картинку. Малявин широкий, вблизи он не виден. Он раскрывается только на расстоянии. Как, например, на картине, где изображена его семья. С первого раза вообще не всех можно разглядеть. Вблизи не разобрать - палитра с красками. А отойдёшь на несколько шагов - и все разрозненные мазки соединяются в причудливый узор и становятся совершенным законченным произведением.
Или тот же "Вихрь".
И первое впечатление "О, я летом на даче тоже несколько банок с краской пролила - было так же!" обманчиво. Сложные фотографические лица немного в сепии - и буйство разноцветия. Сложно. Не "бежево". Вкусно. Невыносимо в больших дозах - и бесконечно радостно, а от того не отпускаемо от себя.
Иначе как объяснить, что даже устав от накой насыщенности, по третьему-четвёртому разу возвращаешься снова и снова к цветастым пышным румяным красным портретам?
И тем нежнее и тоньше, спокойнее, но так же внутренне не статичны картины Архипова. Переход к нему на другой этаж - как передышка, небольшое возвращение в реальность перед новым всплеском эмоций.
Движение, радость, умиротворение, нет возбуждающего и животного бешеного чувства, рождающегося в столкновении красок и цветов у Малявина. Тут красный - скорее акцент. Это эмоция, передача чувства, настроения, а не главный действующий персонаж. В большинстве случаев - роль второго плана, но, как говорится, короля играет свита!
Как западают в душу его северные работы... в первую очередь - впечатление. Чуть размытое, сдержанное, дарящее покой.
А какие-то из картин так тонко, почти с фотографической точностью прорисованы, что не верится, что это картина, а не подретушированная фотография.
Сколько света, теплоты и открытой улыбки несёт в себе "Чаепитие".
Рязанские девушки - в белом с красным узором платье (одно на все портреты) - пышная, счастливая, радостная. Похожая на Малявинских барышень, но эта светится лучистой тёплой добротой, а не давит агрессивной радостью.
После очень сильного, порой, давящего Малявина - зал Архипова - это отдохновение после напряженного жаркого рабочего дня и душевная близость полдничного чаепития. Но не просто бесцельного отдыха, а общения, улыбчивого со-беседования, радости окружающего мира.
Некоторые картины тоже невозможно воспринимать вблизи - только на расстоянии, иначе всё превращается в калейдоскоп. Только с третьего раза поняла, что картина, в которую я вглядываюсь - это не только бардак в комнате, а девушка спиной и бардак в комнате.
Или эта. Но как она хороша!!!
А иногда - не красный акцент действует гипнотически... а ведро цвета Тиффани и хомут ему в пару. И всё. Из головы вылетает вся прочая информация, и остаётся только это прекрасное ведро! Хотя, возможно, оно не сыграло бы так эффектно без множества вкраплений красного.
День - и вечер. Жара - и тепло. Экспрессия - и воодушевление. Такие чувства оставляет после себя выставка.
И она прекрасна. Осталось 4 дня, может, кто-то, у кого цветовое голодание, вдохновится и успеет. Я вчера вдоволь накупалась в яркой цветовой феерии!
Хорошо было попасть на неё именно после Передвижников. Потому что всё - оттуда.
Из минусов - два.
Первый. Подсветка картин, увы, периодически даёт сильные блики. При той сгущенности, которая присутствует в большом зале с буйством работ Малявина - очень раздражает. Архипову в этом пране повезло больше.
И второй. Ад в раздевалке. Битва. Не справляющие с толпой приходящих-уходящих посетителей гардеробщики. Особенно когда он/она..... в количестве олного на всю эту толпу. Это вооБще КАК??? Мне кажется, за такую стоимость билета подобный бардак надо как-то исправить. В 21 веке, устраивая такие масштабные по посещению мероприятия, давки у раздевалки не приемлимы... Так что спойлер: приходить в инженерный корпус надо заранее и бесцельно убить минут 20-30 на гардероб.....
Из смешного. Я, конечно, не была оригинальна, надев на выставку "Адепты красного" в красной водолазке. Но немало ярких розово-кумачёво-вишнёвых сполохов в человеческом обличии бродило вчера между стационарными красными пятнами прекрасных полотен русской/мировой живописи.
Да, чуть не забыла. На выходе из второго зала с Архиповым, в коридоре детские работы по мотивам выставки. Мне кажется, детское восприятие очень точное - потому что настроение и цвет они в своих рисунках и поделках передали! Может, потому что через весь красный кордон у обоих мастеров проступает что-то чистое, детское, наивно-радостное... И в детях это сразу же откликнулось!
Да-2. Платочек-мозаика в том же коридоре зачётный!