Найти в Дзене
Есть решение

«Балет – это не просто танец, а полноценное производство»: о наследии, дисциплине и жизни в балете не как в кино

Балет «Сотворение мира»
Балет «Сотворение мира»

Иван Василев, ВРИО художественного руководителя в Государственном академическом театре классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василева, рассказывает о сложностях профессии хореографа, о том, почему балетное искусство нужно сохранять как культурное наследие, и о жизни артистов, которая совсем не похожа на то, что показывают в кино.

Какую роль вы играете в театре?
В данный момент я являюсь хранителем наследия моих родителей, Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Они были хореографами, создававшими масштабные балетные спектакли. Эта профессия невероятно сложная: нужно владеть не только танцем, но и музыкой, драматургией, литературой, живописью, архитектурой. Настоящий хореограф – это человек, который объединяет все эти знания в одном. Мое дело – сохранить и передать их творчество будущим поколениям.

Как устроен ваш театр?
В театре сейчас работает около 110 человек, включая артистов, постановочную группу, маркетинг и технический персонал. Если говорить только об артистах балета, их 75. Это немного, потому что часть из них может быть травмирована, кто-то уходит в декрет. Иногда сложно набрать полноценный состав. Но театр – это закрытая система: мы создаем спектакли, мы же их и продаем.

Какие существуют мифы о балете?
Самый распространенный миф – что балерины сидят на жестких диетах и мучают свой организм. Да, есть артистки, которые пьют только кофе и курят, но не могут похудеть. А есть те, кто ест все подряд и остается в форме. Это физиология, эндокринология. Нельзя всех загонять в рамки.

Как выглядит распорядок дня артиста балета?
Каждое утро у нас начинается с класса – это что-то вроде тренировки, где отрабатываются основные элементы. Если артист пропускает класс три дня, он выходит из формы. После класса идут репетиции. Каждый спектакль уникален, даже если в нем задействованы одни и те же артисты.

Как в театре относятся к беременности артисток?
Мы всегда рады, когда артистка уходит в декрет. Недавно ведущая балерина объявила, что ждет ребенка, и мы чуть не отменили спектакль. Но она пообещала, что успеет станцевать перед декретом, и спектакль состоялся.

Сколько времени требуется на подготовку спектакля?
Создание нового спектакля – это производство. Мы разрабатываем эскизы декораций, костюмов, затем их изготавливаем. Балетный костюм – самый сложный среди театральных. Он должен выглядеть роскошно, как оперный, но при этом не мешать движениям. Если что-то сшито не так, артист просто не сможет танцевать.

Как финансируются балетные театры?
Балет – это дорогое искусство. В оркестровой яме сидят 70 человек, на сцене – еще 70 артистов. Окупаемость за счет продажи билетов невозможна. В России мы живем благодаря поддержке государства, как это было еще в XVIII веке. В Европе государство частично компенсирует расходы частных импресарио, в США все строится на инвестициях предпринимателей и налоговых льготах. Во время пандемии почти все американские труппы закрылись, а мы выжили только благодаря государственной поддержке.

Какие спектакли являются знаковыми для вашего театра?
Наши флагманы – «Сотворение мира» и «Весна священная». Первый спектакль ставили в более чем 60 театрах мира, его первым исполнителем был Михаил Барышников. Второй – знаковая постановка, сделавшая имя моим родителям. К сожалению, чтобы спектакли оставались на слуху, нужно вкладываться в рекламу. У нас на это нет бюджета – все средства уходят на производство и аренду залов.

Почему театр до сих пор не имеет собственного здания?
Мы уже много лет пытаемся построить свой театр. У нас есть участок земли в Москве, но вокруг него постоянно идут споры. В 90-е мы даже столкнулись с бандитами, которые пытались его отобрать. Мы их выгнали, но строительство так и не началось. Были проблемы с инвесторами, пандемия, кризисы, а теперь санкции. Надеюсь, что в ближайшее время нам удастся реализовать этот проект.

Как балетное искусство сохраняется и передается?
Балет – это не каменный памятник, который будет стоять веками. Если спектакль не репетировать хотя бы несколько месяцев, он умирает. Однажды мои родители поставили «Ромео и Джульетту» в Новосибирске. Через восемь лет приехали туда и приказали снять спектакль с репертуара – он уже не имел ничего общего с тем, что они создали.

Какую роль играет дисциплина в балете?
Балетная труппа – это армия. У нас нет демократии, художественный совет нам не нужен. Если во время репетиции кто-то зевнул или уткнулся в телефон, иногда приходится повышать голос. Без этого не получится держать всех в фокусе. Конечно, каждый руководитель по-разному управляет коллективом, но без жесткой дисциплины здесь не обойтись.

Какой совет вы бы дали тем, кто хочет связать жизнь с балетом?
Если ребенок мечтает о балете, нужно понимать, что это огромный труд. Балет – это не хобби, а полноценная профессия, которая требует полной самоотдачи. Если нет готовности работать на износ, лучше даже не начинать. Но если человек действительно любит это дело, балет может стать делом всей жизни.

Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василева принял участие в съемках программы «Есть решение» на Телеканале «Россия 24». Эпизод смотрите в соцсетях: YouTube | Telegram | Vk Видео | Rutube