Каждый год органическое сообщество со всего мира собирается в Нюрнберге на международной выставке органических продуктов Biofach, чтобы поделиться новинками, расширить партнерство и обсудить вызовы. В этом году выставка состоялась с 11 по 14 февраля, собрав 2300 компаний из 94 стран.
В условиях многочисленных кризисов, экологических катастроф и меняющегося климата темой выставки стала «Да, мы можем! Как повлиять на изменения в сегменте органических продуктов». Вызовов становится больше, но это не мешает рынку органической еды расти, внедрять инновации и представлять новые продукты.
Тренды на органическом рынке или даешь веган
Органические продукты уже давно переросли из тренда в неотъемлемую часть жизни многих людей. Это показывает стабильный рост органического рынка, который достиг 136 млрд евро в 2023 году. Сегодня в мире 2,1% земель заняты под органическим сельским хозяйством, а в ЕС – 10,9%. Тренды существуют уже внутри самого органического рынка, а какие – рассказываем ниже!
Экономическая нестабильность и инфляция не обходят и органические продукты. Несмотря на рост продаж в 2023 году, в большей степени он произошел не из-за наращивания объемов, а из-за увеличения цен. Потребители же балансируют между поиском качественных органических продуктов по приемлемым ценам. На первый план выдвигается наслаждение от еды и многообразие, а экологичность и устойчивость становится менее важными критериями при покупке. В то же время от производителей ожидается прозрачность, честность и приверженность принципам органического производства.
Растительные продукты доминируют на рынке новинок. Но уже недостаточно просто имитировать мясо, рыбу или молочку. Потребители хотят новых сочетаний вкусов, инновационных подходов к растительному белку, а если и подражание животным продуктам – то идеальное. Главной мотивацией при выборе органических продуктов всегда было здоровье, но теперь вплотную к нему идёт вкус. Это требует от производителей креативных подходов при создании новых линеек продуктов.
Продуктовые тренды сфокусированы вокруг вкуса, легкости в готовке, продуктов с полезными добавками, самых разнообразных напитков и, конечно, всего веганского. Это не значит, что базовая продуктовая корзина отошла в сторону. Но те, кто уже давно покупают органические продукты, хотят идти дальше за новыми вкусами и альтернативами.
Готовые пасты, пиццы, смеси для выпечки, овощные смеси для готовки, вермишель быстрого приготовления – спрос на такие продукты растёт вместе с ритмом жизни. Времени становится все меньше, а питаться хочется все так же качественно. Плюсом органических полуфабрикатов является наличие только добавок натурального происхождения, всего их разрешено 40 в органической переработке. Лучшим продуктом в категории замороженной еды выставки Biofach стала веганская пицца с (не)тунцом от немецкого бренда followfood.
Тренд на веганское действительно очень сильный и иногда даже пугает количеством идей и альтернатив. Веганский лосось из водорослей, экстрактов овощей и растительных масел, веганская рикотта, ветчина из сейтана, снеки из пшеничной массы со вкусом копченой сосиски, веганская яичная смесь – это лишь некоторые новинки этого года. Из мяса в линейки новинок можно было найти только утку и тайское карри с курицей, имеющее срок годности 10 лет. Веган становится не просто модным, а частью жизни для многих. В категории свежих продуктов награда тоже досталась веган продукту – котлетам для бургера из нута и джекфрута от немецкого бренда BunterBurger.
Не только вкусно, полезно, но и с дополнительной ценностью для организма. Функциональное изящество – так называется еще один тренд 2025 года. Если кофе, то с экстрактами грибом, если йогурт, то с коллагеном или просто грибные таблетки для поддержания иммунитета, либидо и настроения. Потребители хотят меньше сахара, больше растительного белка и добавки, которые усилят иммунитет. Все более популярными и доступными становятся фрукты и овощи, высушенные с помощью мягкой сушки или лиофилизации. Такой метод сушки позволяет сохранить максимальное количество витаминов и нутриентов.
В противовес тем, кто ищет в продуктах суперсилы, выступают те, кто ищет наслаждения вкусом. Сладкие батончики, необычные снеки, чипсы, шоколад занимают уже значительную долю рынка. В категории сладостей в этом году победил My Mug Cake или пирог в чашке. Плюс органических сладостей – отсутствие лишних добавок, усилителей вкуса, рафинированного сахара, а больше экстрактов овощей, фруктов, трав, орехов и белка.
Беспрецедентное разнообразие – это совершенно точно можно сказать о рынке органических напитков. Самые разные вкусы и сочетания от классического кофе, чая, соков и алкоголя до комбучи, имбирного пива, матчи и лимонадов. Напиток точно найдется для любого повода. Лучшим новым напитком стал Real Meal от немецкой компании Purya!, которая известна своей линейкой продуктов с растительным белком, минеральными добавками и витаминами.
Говоря о трендах, важно не забыть еще один ключевой фактор устойчивости – локальность продуктов. Покупая органические местные продукты вы не только помогаете своему региону экономически, но и снижаете углеродный след и поддерживаете традиции в еде.
Не только еда
Выставка Biofach – это не только про еду, но и про натуральную косметику и zero waste. Правда, в этом году косметики было намного меньше и в первый раз стенды были представлены в разброску с едой и услугами.
В секторе натуральной косметики появляется все больше твердых продуктов с экологичной упаковкой и возможностью рефила. Но эффективность продукта всегда остается на первом месте при выборе.
Из интересных новинок можно выделить “картошку” с ши-маслом для тела из Индии, твердый шампунь для животных от испанского бренда Essabó и серию дезодорантов с возможностью рефила от бренда Greendoor. Победителями в категории “Лучший новый продукт” стал Sos-крем на основе пчелиного воска и лиственницы от немецкого бренда 4peoplewhocare и травяные саше для купания малышей от Krautbad. А в категории бытовой химии первое место заняло твердое средство для мытья посуды из Испании от бренда Jabones Beltran.
Многоразовые средства женской гигиены помогают сократить мусор и поддерживать женское здоровье. Сегодня появляется все больше альтернатив прокладкам и тампонам: менструальные чаши, диски, менструальное белье. В этом году среди новинок оказался купальник для менструации от бренда Masmi.
Отдельно наградой отметили организацию Sea me из Гамбурга, которая продвигает систему сбора возвратной тары от косметики и других нестандартных продуктов. Если система сбора бутылок хорошо налажена в большинстве странах Европы, то косметические продукты – это новая ниша. Система состоит из сбора тары через специальные автоматы или магазин покупки, очистки и продажу или возврат компания для переиспользования.
А что происходит с органикой в Беларуси
В Беларуси развитие органического сектора замерло и постепенно идёт на спад. Количество органических производителей снижается, как и площади. В 2023 году всего 5 387 гектар было занято под органическое производство, большая часть которых относится к одной компании “Ноу-Тилл Органик”.
О трендах говорить в Беларуси тоже нельзя, хотя бы пока не сформировалась базовая продуктовая корзина – это те продукты, которые мы едим каждый день (хлеб, яйца, молочка, овощи, мясо). Кроме этого, практика показывает, что потребителям не важен органический сертификат, вкус практически всегда стоит на первом месте и идёт рядом с ценой.
Причин отсутствия развития органики много: нет финансовой поддержки фермеров, образования в направлении органического производства, санкции, сложная система национальной сертификации, низкий спрос, экономическая нестабильность.