Найти в Дзене
Книжная дама

"Грибоедовский вальс" Александра Башлачева как символ подросткового бунтарства.

Встреча с местами юности былой навевает воспоминания, самые разные, порой неожиданные. Почему-то всплыл эпизод из школьных лет.

Примерно в далёком 1989 году, в моём еще пионерско-комсомольском отрочестве, принимала я участие в районном конкурсе чтецов.

Вот такой пусик читал такие брутальные стихи)))
Вот такой пусик читал такие брутальные стихи)))

Собственно, я в них принимала участие ежегодно, и это, признаюсь, порядком утомило. Может быть, поэтому я выбрала стихотворение, которое никак не вписывалось в формат данного мероприятия.

Прошёл всего год с момента гибели рок-музыканта, поэта Александра Башлачёва, но уже тогда некоторые понимающие люди обратили внимание на этого хрупкого непризнанного гения (думаю, всё же слишком хорошего для этой жизни). И в каком-то детско-подростковом журнале напечатали пару его стихотворений.

Что я поняла в них, уже не помню, но "Грибоедовский вальс" зацепил так, что захотелось выучить.

В отдаленном совхозе «Победа»
Был потрепанный старенький «ЗИЛ»,
А при нем был Степан Грибоедов,
И на «ЗИЛе» он воду возил.

Эта картинка была мне до боли знакома: жили мы в селе, и таких "степанов" было полно. "Словом, был человеком обычным"

После бани он бегал на танцы.
Так и щупал бы баб до сих пор,
Но случился в деревне с сеансом
Выдающийся гипнотизер.

Именно за эти строчки про Степана, щупающего баб, меня впоследствии отлучили от конкурса на все оставшиеся школьные года)). Хорошо, что их оставалось немного.

Но мне было всё равно. Я, как тот Степан с "заплёванной маленькой" сцены, была околдована гипнотизёром Башлачёвым.

Мне он казался (да и до сих про) очень красивым!
Мне он казался (да и до сих про) очень красивым!

Нет, я не представляла себя Наполеоном, как бедолага Грибоедов, и даже о стезе рок-музыканта не мечтала. Но понять боль разительного контраста: от Аустерлица до заплёванной сцены - понять могла.

Суть ведь не в том, где ты находишься, а в том, кто ты есть. А главное, есть ли у тебя шанс изменить жизнь, хватит ли энергии для таких перемен.

Опаленный горячим азартом,
Он лупил в полковой барабан.
Был неистовым он Бонапартом —
Водовоз Грибоедов Степан.

Но хуже всего даже не это. Примерив на себя чужую роль, вжившись в неё пусть на какое-то мгновенье, мы перестаём быть сам собой. Разрыв между мечтой и действительностью - непреодолимая пропасть.

На заплеванной сцене райклуба
Он стоял, как стоял до сих пор.
А над ним скалил желтые зубы
Выдающийся гипнотизер.

Почему человек не может принять разыгравшееся воображение просто как приятный сон?

Он домой возвратился под вечер
И глушил самогон до утра.
Всюду чудился запах картечи
И повсюду кричали «Ура!»

В момент знакомства с творчеством Башлачёва я, находясь в пубертате, остро чувствовала эту отчуждённость, когда человек не может выбраться из сложившихся обстоятельств. И никто, вроде, не виноват: не в том месте и не в то время оказался человек.

Но вот по прошествии времени, став взрослее и, надеюсь, мудрее, я поняла простую вещь: жить иллюзиями о себе и мире очень опасно. Почему не развить в себе критическое мышление? Почему не научиться воспринимать себя адекватно?

Со Степаном это не сработало, видимо, в силу его общей неразвитости. Вступив "из грязи в князи", пусть и в воображении, он не смог выбраться из плена этих иллюзий.

Спохватились о нем только в среду.
Дверь сломали и в хату вошли.
А на них водовоз Грибоедов,
Улыбаясь, глядел из петли.

Но вот что произошло с автором? Почему при тонкости восприятия мира ( а это, безусловно, было, стоит почитать его стихи) Башлачёв не научился отделять зёрна от плевел?

Может, подвело окружение? В последние десятилетия многие "примазываются" к славе Башлачева, записывая себя в его друзья. Но как было на самом деле? Неизвестно. Да и не нужно уже это.

Чем закончился для меня этот конкурс, вы уже знаете. Чем всё закончилось для моей замечательной учительницы, не знаю. Надеюсь, не выговором.

Мне же она объяснила нашу неудачу "выбранным не по возрасту стихотворением". Что, на мой взгляд, было как раз неверным.

Ибо Башлачёва остро чувствуют как раз люди вот такого, подросткового склада. Ранимые, неуверенные, излишне рефлексирующие.

Не могу назвать себя стопроцентным поклонником творчества этого поэта: я эту ранимость хорошо чувствую.

Но время от времени обращаюсь к его стихам как к напоминанию о том, что и мир, и человек чрезвычайно хрупок!

Берегите себя и своих близких!