Наверное, это самый часто задаваемый вопрос, который приходится слышать от родителей.
Была у меня одна бабушка, которая возила ко мне ребёнка из пригорода (в то время я ещё была «кабинетным» логопедом). Каждая поездка в город была для них «праздником души и тела». После моего занятия ребёнка вели на развлекательные мероприятия. Так, вот эта самая бабушка спросила через несколько занятий: «Долго нам ещё ездить? Уже третий раз приезжаем!»…
…Смех смехом, но какие-то сроки обозначить нужно.
Так вот, на постановку и автоматизацию одного звука (научить произносить изолированно и закрепить звук в самостоятельной речи) по нормам отводится 3-3,5 месяца. Это сроки коррекции у здоровых дошколят! (У деток с дизартрией коррекция длится годами!)
Поэтому, зная, что ставить нужно, например, 4 звука, будьте готовы к общению с логопедом не менее года.
Безусловно, сроки могут меняться. Каждый организм индивидуален, и особенности нервной системы у каждого свои. Но, обязательно должна быть положительная динамика!
Очень часто звук я ставлю уже на первом занятии, но, к сожалению, это не означает, что с этого момента ребёнок говорить станет чище, начнёт применять новый звук в самостоятельной речи. Работа головного мозга по формированию новых нейронных связей, к сожалению, не быстрая.
Зато часты случаи, когда ребёнок как кораблик, находившийся на мели попадает в глубокие воды. То есть, при полиморфной дислалии, когда нарушены несколько групп звуков и работа предстоит длительная, малыш, в процессе занятий начинает вдруг говорить чище, самостоятельно появляются звуки, которых не было, и работу над которыми ещё не начинали. Просто, кораблику нужно было помочь…
Наверное, и вам приходилось слышать истории о «таком замечательном логопеде», который поставил звук за пару занятий и, больше его помощь была не нужна. И, как антипод, выступает другая история, из тех же уст, об «ужасном логопеде», который тянул время более месяца, но звук самостоятельно в обыденной речи ребёнок так и не использует. А ведь эти дети – друзья, вместе растут, мамы дружат, и т.д. и т.п.
Было бы неплохо, но, к сожалению, это совершенно не зависит от логопеда. Это – индивидуальные особенности работы высших психических функций. Кто-то учит стихи за 5 минут, а кому-то и недели не хватает, чтобы у доски рассказать его на «5». Всё зависит только от вас. А мы лишь помогаем в этом нелёгком деле.
Кто кем управляет: мы головным мозгом или мозг телом? Ученые до сих пор не нашли ответа на этот вопрос. Но, на попытки найти этот ответ мозг убеждает нас, что он всего лишь исполнитель…
И ещё момент. Детям сложно понять, что происходит с язычком в момент произнесения какого-либо звука. И взрослые-то не сразу могут описать положение языка. Поэтому, иногда малыш не может понять, что он делает не так, почему язычок не слушается. Однако через пару занятий проблема улетучивается (при условии, что ребёнок здоров). Конечно, этот аспект влияет на увеличение количества занятий. Но, об этом, обычно, логопед говорит сам, объясняя домашнее задание.
По моему мнению, отсутствие контакта с родителями – истинная причина, по которой дети, занимающиеся с логопедом в детском саду, хуже добиваются успеха. Логопед не видит родителей, а те, в свою очередь, не понимают, на чём акцентировать внимание, поэтому ребёнок «обнуляется» до следующего занятия.
Меня родители спрашивают: «Сколько потребуется занятий?» Хорошо, если спрашивают после диагностики, а бывает, требуют ответа по телефону, когда я ребёнка ещё и в глаза не видела.
Диагностика выявляет норму и отклонения в речевом развитии малыша, норму и патологии строения и подвижности артикуляционного аппарата. Точка. Ни один уважающий себя логопед не скажет, сколько потребуется занятий. Более того, если вам скажут, что всё исправим за три, пять занятий, бегите от таких специалистов, без оглядки.
А ещё бывает запрос: «У нас месяц до школы, поставьте нам все звуки!»
Человеческий организм – это не автомобиль, не холодильник или компьютер. У людей язык не поднимается до верхнего нёба (при отсутствии механических причин) от того, что сигнал из центра управления не дошёл до исполнителя (нарушение иннервации при дизартрии). И заикается человек не потому, что ему «что-то в горле мешает». Спазм связан с нарушением работы головного мозга. Речь формируется в голове и только потом оказывается на языке.
Сколько времени нужно, чтобы срослась сломанная нога? Примерно месяц. У каждого человека это свой срок. А сколько времени потребуется, чтобы человек смог танцевать? Это – ещё менее определённый срок. Вот так и с логопедическими проблемами. Это очень индивидуальный показатель.
Итак, ещё раз, кратко.
- 1. При отсутствии патологий ЦНС и речевого аппарата у деток дошкольного возраста один звук корректируется и вводится в самостоятельную речь за 3-3,5 месяца. Если звуков больше, работа затягивается.
Занятия со здоровыми детками по коррекции звукопроизношения начинаются с 4,5 лет. К этому возрасту у деток формируется самоконтроль. При этом важно учитывать, что коррекционная работа с дошкольниками будет менее длительная, чем с младшими школьниками, а с младшими школьниками пойдёт быстрее, чем со старшими школьниками. Из чего следует, что звукокоррекция у взрослых людей по срокам не имеет ничего общего с детской.
- 2. Чем чаще (не длительнее) занимаемся с логопедом и дополнительно дома, тем быстрее формируются новые нейронные связи и звук закрепляется. Не забываем контролировать и исправлять неправильное звукопроизношение по указанию логопеда.
Обязательно учитывайте, что коррекция звуков должна быть закончена до начала обучения грамоте!
Вот и всё, чем я хотела поделиться сегодня. Если есть вопросы или комментарии, обязательно пишите.