Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

"Дневник памяти": любовь или болезнь? Психологический разбор фильма

Фильм, который даже циников заставляет достать носовой платок. На 14 февраля я решила пересмотреть эту историю и решила поделиться с вами своими мыслями. "Дневник памяти" — это не история о том, что они встретились, полюбили, всё сложно. Это фильм, который даёт повод подумать: "А что останется от нас, когда исчезнут даже воспоминания?" В сюжете фильма молодой плотник Ноа влюбляется в Элли — девушку из богатой семьи. Их роман — это страсть, романтика, влюбленность и... расставание из-за классовых предрассудков. Через много лет они встречаются снова, но Элли замужем, а её память начинает стираться. Ноа пытается "перезаписать" их историю, читая ей дневник, пока болезнь Альцгеймера не забрала всю её память. Память—это основа нашего Я. Элли теряет не просто воспоминания — она теряет себя. Болезнь Альцгеймера здесь не метафора, а жестокая правда. Фильм показывает, как наша идентичность строится на слоях памяти — как кольца дерева. И когда эти кольца стираются, человек превращается в призрака

Фильм, который даже циников заставляет достать носовой платок. На 14 февраля я решила пересмотреть эту историю и решила поделиться с вами своими мыслями. "Дневник памяти" — это не история о том, что они встретились, полюбили, всё сложно. Это фильм, который даёт повод подумать: "А что останется от нас, когда исчезнут даже воспоминания?"

В сюжете фильма молодой плотник Ноа влюбляется в Элли — девушку из богатой семьи. Их роман — это страсть, романтика, влюбленность и... расставание из-за классовых предрассудков. Через много лет они встречаются снова, но Элли замужем, а её память начинает стираться. Ноа пытается "перезаписать" их историю, читая ей дневник, пока болезнь Альцгеймера не забрала всю её память.

Память—это основа нашего Я. Элли теряет не просто воспоминания — она теряет себя. Болезнь Альцгеймера здесь не метафора, а жестокая правда. Фильм показывает, как наша идентичность строится на слоях памяти — как кольца дерева. И когда эти кольца стираются, человек превращается в призрака себя. При этом он остаётся человеком. Он живой. Он всё чувствует.

В фильме показано, как в моменты просветления Элли ненадолго возвращается — она смеётся, спорит, целует Ноа. Но эти вспышки лишь подчеркивают кошмар болезни: её настоящая реальность становится всё короче и короче.

Теперь о главных героях.
Молодая Элли разрывается между страстью к Ноа и давлением семьи, которая видит её в роли идеальной жены для успешного Лона. Это классика конфликта между аффектом (эмоциями) и социальными нормам. Её выбор в юности — это попытка убежать от себя, но сердцу не прикажешь.

Ноа не просто романтик — он одержимый. Его попытки вернуть Элли через дневник — это:
- Способ справиться с собственным экзистенциальным страхом ("Если она не помнит нас, то кто я?").
- Способ контроля над временем (он буквально переписывает их историю, как автор).
- Проявление травмы привязанности (он так и не смог внутренне отпустить её после расставания).

Вообще, его настойчивость граничит с токсичностью. Во многих моментах я искренне недоумевала: зачем он так с ней? Но фильм романтизирует это, как подвиг во имя любви.

Даже цинников этот фильм трогает, потому что мы все боимся, что наши истории исчезнут, как песок сквозь пальцы. Фильм цепляет за этот страх, показывая, что любовь может быть неким спасением.

В фильме есть иллюзия выбора. Элли в финале снова выбирает Ноа, но... была ли у неё свобода? Или болезнь стёрла её взрослое Я, вернув к подростковой страсти? Увы, ответа на этот вопрос нет.

Еще мы видим яркий пример "Синдрома спасателя". Жизнь Ноа обретает смысл только в заботе об Элли. Психологически это может быть бегством от экзистенциальной пустоты ( Кто я?).

Отношения Ноа и пожилой Элли — это история не столько о любви, сколько о привычке и тоске по прошлому. Он любит не реальную женщину (которая уже совсем не та, что была раньше), а воспоминание о ней. И имеет ли смысл жертвовать настоящим ради иллюзии?

"Дневник памяти" — это фильм-зеркало. Он отражает наш собственный страх быть забытыми и навязчивое желание оставить после себя след. И да, мы плачем не из-за Элли и Ноа, а из-за себя: а что останется после нас? Любовный роман? Записка на холодильнике? Или... дневник, который кто-то будет перечитывать, чтобы мы не исчезли насовсем?

Буду рада, если поделитесь своим мнением о фильме и о прочитанном.

С уважением и благодарностью за внимание, Ваш психолог-психотерапевт, клинический психолог Юлия Жукова.

© Жукова Ю. В., 2025

Автор: Юлия Жукова
Психолог, Уверенность-Деньги-Самореализация

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru