Найти в Дзене
Культурный чердак

Яблоневый сад

В День дурака весною 2022 года в Театре Драмы Кузбасса им. А. В. Луначарского состоялась премьера драматического спектакля "Царёвы" по пьесе «Ведро» Д. В. Орлова. Почему драму решили представить публике 1 апреля для меня так и остаётся загадкой, но остальные аспекты этой театральной постановки я подробно рассмотрела в тексте рецензии. Особенно важен для понимания спектакля хронотоп. Сюжет разворачивается в конце августа в семейной усадьбе Царёвых. Родственники собрались вместе, чтобы отметить юбилей матери и бабушки. Екатерина Ивановна Царёва, хозяйка усадьбы, хочет, чтобы её дети и внуки были дружны меж собой, но, к сожалению, добиться этого ей не удаётся. Происходит непонимание, каждый говорит о своём и не слышит собеседника. Драматург здесь сделал очевидную отсылку к "Вишнёвому саду" – семейные взаимоотношения, большая усадьба, а вместо цветущих вишень – яблони. Все также течет разговор, в котором разные поколения и члены одной семьи, кажется, не умеют слышать друг друга, сожалеют о

В День дурака весною 2022 года в Театре Драмы Кузбасса им. А. В. Луначарского состоялась премьера драматического спектакля "Царёвы" по пьесе «Ведро» Д. В. Орлова. Почему драму решили представить публике 1 апреля для меня так и остаётся загадкой, но остальные аспекты этой театральной постановки я подробно рассмотрела в тексте рецензии.

Особенно важен для понимания спектакля хронотоп. Сюжет разворачивается в конце августа в семейной усадьбе Царёвых. Родственники собрались вместе, чтобы отметить юбилей матери и бабушки. Екатерина Ивановна Царёва, хозяйка усадьбы, хочет, чтобы её дети и внуки были дружны меж собой, но, к сожалению, добиться этого ей не удаётся. Происходит непонимание, каждый говорит о своём и не слышит собеседника.

Драматург здесь сделал очевидную отсылку к "Вишнёвому саду" – семейные взаимоотношения, большая усадьба, а вместо цветущих вишень – яблони. Все также течет разговор, в котором разные поколения и члены одной семьи, кажется, не умеют слышать друг друга, сожалеют об упущенных возможностях, таят взаимные обиды и не ценят того, что имеют.

Мысль о погубившем людей квартирном вопросе, прозвучавшая в романе "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, также имеет отражение в пьесе. На фоне делёжки наследства и без того не отличающиеся особой близостью родственники переругались все в пух и прах. Сохранить целостность семьи Екатерине Ивановне не удалось, все разъехались по разным городам, а усадьба в итоге опустела.

В финале спектакля мы слышим стук молотка (окна усадьбы заколачивают), что созвучно ударам топора в "Вишнёвом саде".

Если отойти от идейной составляющей и поговорить о качестве исполнения, то тут уже не всё так гладко. Героев в спектакле 14, но раскрыты из них меньше половины, а потому страдания Царёвых не вызывают сочувствия у зрителя. Ну, невозможно сочувствовать персонажу, чьё имя ты даже не знаешь!

Сюжет выглядит разрозненно, в нём отсутствует некая целостность, собственно, как и в семейных взаимоотношениях Царёвых. Жанровая принадлежность здесь тоже неоднозначна. В тексте пьесы (и спектакля) есть несколько хороших шуток, в том числе из разряда чёрного юмора.

Но даже эти смешные шутки не сумели скрасить общее впечатление от спектакля. У меня сложилось некое ощущение незавершенности, мне не хватило истории! Хотелось узнать тех нераскрытых героев лучше, понять мотивы их поступков и увидеть, что с ними сталося после "гибели" яблоневого сада... Не хватило...

Фото взято из официальных соцсетей театра
Фото взято из официальных соцсетей театра