Постепенно дело близится к весне. Самое главное – становится длиннее день, а это важнейшая составляющая безвозвратности хронологии сезонов. Несмотря на то, что под календарный конец февраля зима всё-таки подняла руку с последней парты… правда, боюсь, что сделала она это исключительно с вопросом: «Можно выйти?».- текущий мороз и даже что-то похожее на снег не будут иметь долгого действия, хотя, как и я предполагал раньше – такой отрезок должен был случиться.
А в лесу уже слышна барабанная дробь. Уже зимой дятлы достают свои территориальные ударные установки и отстукивают предупреждающие ритмы – здесь мой участок леса. А заодно дают знаки подругам – вот, какой я умелый.
Дятлы – одни из моих самых любимых птиц и сегодня и решил показать вам все, ну, или практически все виды этих замечательных птиц, которых можно увидеть в лесах средней полосы и в частности: Москве и Подмосковье. Начнём мы, конечно, с самого распространённого – большого пёстрого. Чаще всего я замечаю этих птиц в рощах со старыми лиственными деревьями, весной они любят лакомиться берёзовым соком и старые березняки – обязательное место встречи. Скоро у старых оврагов в Измайлово можно будет наблюдать игры новобрачных. А самец будет строить новое гнездо – он так делает каждый год, старые «квартиры» становятся домом других видов, например, синиц, белок и даже воробьиных сычиков. Большинство дятлов легко различаются по половому признаку и, конечно, главный отличительный момент – красная шапочка у самцов и её отсутствие у самок. У БПД (так часто сокращенно называют большого пёстрого) – красная бандана на затылке. Молодые птицы имеют полностью красную шапку. Занимательный факт – БПД самый скоростной из наших дятлов, его дробь может достигать до 20 ударов… в секунду.
Средний пёстрый дятел – не так давно был в Красной книге причем не просто региональной, а Российской, но насколько мне известно, благодаря своему успешному распространению в последние годы – он оттуда «вылетел». Что не может не радовать. В Измайлово – это чуть ли не второй по простоте поиска барабанщик после вышеупомянутого БПД и вот с ним немного сложнее – самцы и самки почти неотличимы.
Малый пёстрый дятел закрывает трио собратьев. Размером примерно с воробья он отличается от других представителей тем, что может искать пропитание не в коре дерева – ему просто не справиться со старой берёзой, а в растениях, например, ствол репейника – отличный вариант. Что касается деревьев – МПД (думаю, вы уже поняли аббревиатуру) с удовольствием присоединяется к синичным поисковым отрядам осенью и изучает мелколесье – небольшие деревья и ветки, как на фотографии ему совершенно подвластны. Я бы сказал, что это довольно редкий и скрытный вид, но, если удаётся обнаружить маленького трудоголика – он не будет сильно возражать против компании человека. Разумеется, как и со всеми животными при наблюдении нужно делать минимум движений и полностью исключить резкие.
Белоспинный дятел – очень эффектен: шахматная чёрно-белая спина и акцентированная красная шапка (чёрная у девочек) с небольшой проседью, довольно длинный клюв придают этому лесному гражданину стильный вид. Мне очень нравится наблюдать за их трудами на берёзах. После работы остаются характерные отметки от клюва, похожие на след дрели – к слову, по опилкам и следам на деревьях достаточно легко определить какой именно дятел искал тут пропитание. Не просто так дятлов называют лесными лекарям – они никогда не будут пробивать кору здорового дерева – просто не за чем – там нет еды, а вот больные – с удовольствием. У этих птиц прекрасно развит слух и шебаршение личинки под толщей коры не останется незамеченным. В день дятел может слопать до 1000 насекомых. Что касается белоспинного – он представлен в Красной книге Москвы и области.
Трёхпалый дятел. Самый редкий представитель семейства – он малочисленный повсеместно. Единственный дятел, который носит жёлтый головной убор, а самка эффектный белый. Крупноголовый, эффектный, максимально скрытный, но, как и МПД весьма толерантный к человеку. В отличии от других дятлов – Трёхпалыч предпочитает хвойные деревья и может стать настоящим спасителем лесного участка от вреднейшего короеда-типографа. Отмечу, что вообще рацион дятлов может варьироваться, думаю, многим известен факт о работе дятловых наковален – удобных сплетений веток, где доктор оперирует еловые шишки. Бывает идёшь по зимнему лесу и находишь целую груду под деревом – если они не проедены до основания – дятел, если остались только «скелетики» - белка. А случается – дятел и поохотничать может…
О других дятлах мы поговорим во второй части обзора в четверг.
До новых встреч, друзья! Всегда жду Ваши комментарии - и буду очень рад, если подпишетесь на мой канал!
С Вами был фотограф природы Михаил Ездаков