Горы Уишань. Пэн Цзу и Река Девяти Излучин. Культивирование чая Исэном. Монастырь Тянь Синь и Императорский чай из Северного сада. 6 материнских кустов легендарного Да Хун Пао. Комковой чай "Дракон и феникс" и чёрная посуда Цзянь Чжэнь. Первое упоминание об утёсном чае в 1640 году. Чань Ваньда покупает землю в УИ и делает из неё чайный заповедник.
Древность. Создание в УИ Реки Девяти Излучин
История улунов начинается в горах Уишань, что находятся на севере китайской провинции Фуцзянь. Согласно легендам, сам их микроклимат был создан в результате волшебства:
Ещё во времена мифической династии Ся (2 тыс.до н.э) сюда со своим кланом пришёл бессмертный даос Пэн Цзу. Вместе с сыновьями, Пэн У и Пэн И, он занялся преобразованием местности; в частности, отводом дождевых паводков с гор через специально созданную реку.
Благодарные потомки, избавленные Рекой Девяти Излучин от регулярных наводнений, назвали горы в честь своих избавителей, У и И — Уишань ("шань" — кит. "горы").
А на месте проживания Пэн Цзу вскоре были найдены чайные кусты ("цай ча", т.наз. "капустный чай").
Именно это место, живописная территория в 76 квадратных километров, вплотную примыкающая к Реке Девяти Излучин, станет впоследствии родиной утёсной чайной культуры.
Империя Тан. От дикорастущего чая к монастырскому культивированию в Тянь Синь
Ещё в империю Хань (II в.) листья с дикорастущих кустов чая приносились в дар властителям и божествам — такой чай поставлялся в виде ян гао (растительной чайной пасты наподобие японского маття) или же ча нянь (чайных пластин).
Уишаньский чайный край в те времена именовался "би шуэй дань шань" (бирюзовые воды, киноварные горы) — это был богатый живописный регион, величие и роскошь которого можно оценить по его дворцу:
В 801 году монах И Сэн из буддийского монастыря Тянь Синь ("Небесное Сердце") построил хижину среди уишаньских утёсов и принялся за возделывание земли и культивирование чайных кустов. Согласно преданиям, первыми выращенными человеком чайными кустами стал сорт Да Хун Пао (Большой Красный Халат).
До нашего времени дошли 6 материнских кустов его потомков (три куста сорта Бэй Доу "Северный Ковш", два — Ци Дань "Чудесная Киноварь", один — Цюэ Шэ "Воробьиные Язычки") .
Чай в то время считался лекарственным средством наравне с молитвой; про него говорили так: "При помощи Чая очищаешь сердце. Сердце очистилось — государство очистилось. При помощи Чань [чань-буддизма] успокаиваешь сердце. Когда сердце спокойно — всё вокруг спокойно". Даже само название Да Хун Пао ("Большой Красный Халат") отсылает к истории, когда чаем в монастыре вылечили высокопоставленного чиновника, а тот в награду пожаловал чайным кустам своё торжественное красное одеяние.
Вскоре чайные кусты монастыря Тянь Синь получают императорское благословение: здесь разбивается Северный Чайный Сад, а также учреждается специальное чайное ведомство; устанавливаются 36 императорских чайных жаровен и более тысячи — частных. Чай, поставляемый к императорскому двору из монастыря Тянь Синь, отныне именуется Императорским чаем из Северного Сада.
Помимо буддийского Тянь Синя, выращиванием чайных кустов начинают заниматься и другие монастыри в УИ (например, даосские Хуэй Юань "Сад Мудрости" и Ма Тоу Юань "Лошадиная Голова").
Империя Сун. Комковой чай и посуда для чаепития Цзянь Чжэнь
К XI веку в Уишань появляется новый вид изысканного чая — комковой чай "Дракон и феникс". Он представляет собой чайную плитку диаметром от 3,33 до 10 см, по поверхности которой выполнена гравировка изображений дракона и феникса. Такой чай бережно заворачивается в шёлк, упаковывается в деревянную шкатулку и преподносится императору. Сын Неба за особые заслуги мог одарить им своих отличившихся чиновников. Чайный подарок берегли и хранили многие десятки лет, передавая по наследству подобно драгоценным наградам.
Всего Уишань комкового чая в те времена поставлял ко двору императора порядка 100–150 кг в год.
Вместе с чаем изысканной становится и посуда — так, в эпоху Сун получает распространение чёрная чайная чаша Цзянь Чжэнь из Фуцзяни. Она, согласно мнению чайных людей, идеально раскрывает красоту чайного напитка (его тогда мелко измельчали и взбивали до состояния нежной зелёной пенки).
Ещё три имени уважаемых чайных людей династии Сун: Дин Вэй — управляющий в горах Уишань, развивший чайные технологии и придумавший специальную чайную бумагу; император Хуэй-цзун, увлекающийся чайной культурой и написавший в 1107 году трактат "Рассуждения о чае в эпоху Да Гуань"; даос Дао Тянь, заявивший в 1146 году про то, что "у чая и дзена — единый вкус" (то есть о том, что чай по своей сути схож с истиной: прям, чист, изыскан и спокоен; что, несмотря на то, что настой его горек, чайный напиток обладает сладким ровным послевкусием).
Империя Юань. Рассыпной чай для всех
Главным последствием монгольского завоевания Китая для чайной культуры стала популяризация чая. Кроме того, чай навсегда поменял свой облик — на смену чайному блину пришёл рассыпной чай с разными типами скрутки; вместо сушки чай стали ещё дополнительно прожаривать.
Империя Мин. Первое упоминание утёсного чая
Улун как прожаренный чай, скруткой чайного листа напоминающий тёмного дракона, появляется на излёте династии Мин, в 1640 году, — об этом можно прочесть в труде Шичао Тюаня, монаха из уже упоминавшегося монастыря Тянь Синь. Он впервые называет улун "утёсным чаем" 岩茶 (янь ча) — именно под этим именем и станут впоследствии значиться все уишаньские улуны.
Династия Цин. Расцвет чайной культуры в УИ
Во время правления императора Циньлуна (начало XVIII века) в горы УИ пришли представители торгового семейства Чан из провинции Шэньси — они предложили местным жителям купить у них землю рядом с Рекой Девяти Излучин за совершенно баснословные деньги. Те согласились, и купцы взялись за дело: они возродили чайную культуру УИ, усовершенствовали чайные технологии, обновили пути сбыта и логистики — и регион Уишань в короткие сроки сделался культовым процветающим местом.
Уже к 1727 году каждый день 300 лодок и плотов с чаем спускались по реке, начиная свой 5000-километровый путь на север. Часть лодок разгружалась в Пекине, но большинство товаров продолжали своё шествие уже по суше, дублируя когда-то существующий Великий Шёлковый Путь. Вместе с чаем в далёкую Россию караванами отправлялись шёлк, специи, фарфор — и каждый раз товаров там присутствовало порядка 250 тыс.даней (125 000 кг) на сумму примерно 700 000 юаней серебром.
Ко второй половине XIX века в УИ появляются всё новые и новые бирюзовые чаи. Количество культивируемых за 200 лет сортов чайных кустов достигает 800. За сто лет количество территорий, с которых собирается чай, вырастает с 580 до 2734 Га. Больше нигде и никогда так никому и не удалось повторить чайный успех региона Уишань.
Несмотря на разразившиеся вскоре опиумные войны, грянувшую следом революцию и приход к власти коммунистов — эти события здорово ударили по чайной культуре Китая — Уишань по-прежнему остаётся уникальным чайным заповедником, единственным в исторической мировой практике.
В 2006 году янь ча (утёсные улуны из Уишань) были признаны нематериальным сокровищем Китая.
Материал составлен на основе лекций чайной школы Евгения Кашкалова.