Найти в Дзене
авверушкин

История чайной культуры Уишань

Горы Уишань. Пэн Цзу и Река Девяти Излучин. Культивирование чая Исэном. Монастырь Тянь Синь и Императорский чай из Северного сада. 6 материнских кустов легендарного Да Хун Пао. Комковой чай "Дракон и феникс" и чёрная посуда Цзянь Чжэнь. Первое упоминание об утёсном чае в 1640 году. Чань Ваньда покупает землю в УИ и делает из неё чайный заповедник. История улунов начинается в горах Уишань, что находятся на севере китайской провинции Фуцзянь. Согласно легендам, сам их микроклимат был создан в результате волшебства: Ещё во времена мифической династии Ся (2 тыс.до н.э) сюда со своим кланом пришёл бессмертный даос Пэн Цзу. Вместе с сыновьями, Пэн У и Пэн И, он занялся преобразованием местности; в частности, отводом дождевых паводков с гор через специально созданную реку. Благодарные потомки, избавленные Рекой Девяти Излучин от регулярных наводнений, назвали горы в честь своих избавителей, У и И — Уишань ("шань" — кит. "горы"). А на месте проживания Пэн Цзу вскоре были найдены чайные куст
Оглавление

Горы Уишань. Пэн Цзу и Река Девяти Излучин. Культивирование чая Исэном. Монастырь Тянь Синь и Императорский чай из Северного сада. 6 материнских кустов легендарного Да Хун Пао. Комковой чай "Дракон и феникс" и чёрная посуда Цзянь Чжэнь. Первое упоминание об утёсном чае в 1640 году. Чань Ваньда покупает землю в УИ и делает из неё чайный заповедник.

Древность. Создание в УИ Реки Девяти Излучин

История улунов начинается в горах Уишань, что находятся на севере китайской провинции Фуцзянь. Согласно легендам, сам их микроклимат был создан в результате волшебства:

Ещё во времена мифической династии Ся (2 тыс.до н.э) сюда со своим кланом пришёл бессмертный даос Пэн Цзу. Вместе с сыновьями, Пэн У и Пэн И, он занялся преобразованием местности; в частности, отводом дождевых паводков с гор через специально созданную реку.
Благодарные потомки, избавленные Рекой Девяти Излучин от регулярных наводнений, назвали горы в честь своих избавителей, У и И — Уишань ("шань" — кит. "горы").

А на месте проживания Пэн Цзу вскоре были найдены чайные кусты ("цай ча", т.наз. "капустный чай").

Памятник Трём Великим в чайном заповеднике УИ: правитель региона в эпоху Хань У И Цзюнь, бессмертный Шэнь Нун (первооткрыватель чайного куста), бессмертный Пэн Цзу (основатель чайного региона Уишань)
Памятник Трём Великим в чайном заповеднике УИ: правитель региона в эпоху Хань У И Цзюнь, бессмертный Шэнь Нун (первооткрыватель чайного куста), бессмертный Пэн Цзу (основатель чайного региона Уишань)

Именно это место, живописная территория в 76 квадратных километров, вплотную примыкающая к Реке Девяти Излучин, станет впоследствии родиной утёсной чайной культуры.

Империя Тан. От дикорастущего чая к монастырскому культивированию в Тянь Синь

Ещё в империю Хань (II в.) листья с дикорастущих кустов чая приносились в дар властителям и божествам — такой чай поставлялся в виде ян гао (растительной чайной пасты наподобие японского маття) или же ча нянь (чайных пластин).

Приготовление чая в эпоху Тан: варка и измельчение чая
Приготовление чая в эпоху Тан: варка и измельчение чая

Уишаньский чайный край в те времена именовался "би шуэй дань шань" (бирюзовые воды, киноварные горы) — это был богатый живописный регион, величие и роскошь которого можно оценить по его дворцу:

 Дворец УИ Гун у подножья горы Да Ван Фэ
Дворец УИ Гун у подножья горы Да Ван Фэ

В 801 году монах И Сэн из буддийского монастыря Тянь Синь ("Небесное Сердце") построил хижину среди уишаньских утёсов и принялся за возделывание земли и культивирование чайных кустов. Согласно преданиям, первыми выращенными человеком чайными кустами стал сорт Да Хун Пао (Большой Красный Халат).

До нашего времени дошли 6 материнских кустов его потомков (три куста сорта Бэй Доу "Северный Ковш", два — Ци Дань "Чудесная Киноварь", один — Цюэ Шэ "Воробьиные Язычки") .
6 материнских кустов — потомки легендарного утёсного Да Хун Пао в Урочище Девяти Драконов (Цзюлункэ)
6 материнских кустов — потомки легендарного утёсного Да Хун Пао в Урочище Девяти Драконов (Цзюлункэ)

Чай в то время считался лекарственным средством наравне с молитвой; про него говорили так: "При помощи Чая очищаешь сердце. Сердце очистилось — государство очистилось. При помощи Чань [чань-буддизма] успокаиваешь сердце. Когда сердце спокойно — всё вокруг спокойно". Даже само название Да Хун Пао ("Большой Красный Халат") отсылает к истории, когда чаем в монастыре вылечили высокопоставленного чиновника, а тот в награду пожаловал чайным кустам своё торжественное красное одеяние.

Вскоре чайные кусты монастыря Тянь Синь получают императорское благословение: здесь разбивается Северный Чайный Сад, а также учреждается специальное чайное ведомство; устанавливаются 36 императорских чайных жаровен и более тысячи — частных. Чай, поставляемый к императорскому двору из монастыря Тянь Синь, отныне именуется Императорским чаем из Северного Сада.

Монастырь Тянь Синь
Монастырь Тянь Синь

Помимо буддийского Тянь Синя, выращиванием чайных кустов начинают заниматься и другие монастыри в УИ (например, даосские Хуэй Юань "Сад Мудрости" и Ма Тоу Юань "Лошадиная Голова").

Империя Сун. Комковой чай и посуда для чаепития Цзянь Чжэнь

К XI веку в Уишань появляется новый вид изысканного чая — комковой чай "Дракон и феникс". Он представляет собой чайную плитку диаметром от 3,33 до 10 см, по поверхности которой выполнена гравировка изображений дракона и феникса. Такой чай бережно заворачивается в шёлк, упаковывается в деревянную шкатулку и преподносится императору. Сын Неба за особые заслуги мог одарить им своих отличившихся чиновников. Чайный подарок берегли и хранили многие десятки лет, передавая по наследству подобно драгоценным наградам.

Всего Уишань комкового чая в те времена поставлял ко двору императора порядка 100–150 кг в год.

Вместе с чаем изысканной становится и посуда — так, в эпоху Сун получает распространение чёрная чайная чаша Цзянь Чжэнь из Фуцзяни. Она, согласно мнению чайных людей, идеально раскрывает красоту чайного напитка (его тогда мелко измельчали и взбивали до состояния нежной зелёной пенки).

Чаша Цзянь Чжэнь (Тяньму)
Чаша Цзянь Чжэнь (Тяньму)

Ещё три имени уважаемых чайных людей династии Сун: Дин Вэй — управляющий в горах Уишань, развивший чайные технологии и придумавший специальную чайную бумагу; император Хуэй-цзун, увлекающийся чайной культурой и написавший в 1107 году трактат "Рассуждения о чае в эпоху Да Гуань"; даос Дао Тянь, заявивший в 1146 году про то, что "у чая и дзена — единый вкус" (то есть о том, что чай по своей сути схож с истиной: прям, чист, изыскан и спокоен; что, несмотря на то, что настой его горек, чайный напиток обладает сладким ровным послевкусием).

Работа последнего императора эпохи династии Сун Хуэй-цзуна — художника, каллиграфа, поэта, музыканта, чайного мастера
Работа последнего императора эпохи династии Сун Хуэй-цзуна — художника, каллиграфа, поэта, музыканта, чайного мастера

Империя Юань. Рассыпной чай для всех

Главным последствием монгольского завоевания Китая для чайной культуры стала популяризация чая. Кроме того, чай навсегда поменял свой облик — на смену чайному блину пришёл рассыпной чай с разными типами скрутки; вместо сушки чай стали ещё дополнительно прожаривать.

Чаепитие в эпоху Юань
Чаепитие в эпоху Юань

Империя Мин. Первое упоминание утёсного чая

Улун как прожаренный чай, скруткой чайного листа напоминающий тёмного дракона, появляется на излёте династии Мин, в 1640 году, — об этом можно прочесть в труде Шичао Тюаня, монаха из уже упоминавшегося монастыря Тянь Синь. Он впервые называет улун "утёсным чаем" 岩茶 (янь ча) — именно под этим именем и станут впоследствии значиться все уишаньские улуны.

Династия Цин. Расцвет чайной культуры в УИ

Во время правления императора Циньлуна (начало XVIII века) в горы УИ пришли представители торгового семейства Чан из провинции Шэньси — они предложили местным жителям купить у них землю рядом с Рекой Девяти Излучин за совершенно баснословные деньги. Те согласились, и купцы взялись за дело: они возродили чайную культуру УИ, усовершенствовали чайные технологии, обновили пути сбыта и логистики — и регион Уишань в короткие сроки сделался культовым процветающим местом.

-12

Уже к 1727 году каждый день 300 лодок и плотов с чаем спускались по реке, начиная свой 5000-километровый путь на север. Часть лодок разгружалась в Пекине, но большинство товаров продолжали своё шествие уже по суше, дублируя когда-то существующий Великий Шёлковый Путь. Вместе с чаем в далёкую Россию караванами отправлялись шёлк, специи, фарфор — и каждый раз товаров там присутствовало порядка 250 тыс.даней (125 000 кг) на сумму примерно 700 000 юаней серебром.

Чайный китайско-российский путь торговых компаний семейства Чан
Чайный китайско-российский путь торговых компаний семейства Чан

Ко второй половине XIX века в УИ появляются всё новые и новые бирюзовые чаи. Количество культивируемых за 200 лет сортов чайных кустов достигает 800. За сто лет количество территорий, с которых собирается чай, вырастает с 580 до 2734 Га. Больше нигде и никогда так никому и не удалось повторить чайный успех региона Уишань.

Несмотря на разразившиеся вскоре опиумные войны, грянувшую следом революцию и приход к власти коммунистов — эти события здорово ударили по чайной культуре Китая — Уишань по-прежнему остаётся уникальным чайным заповедником, единственным в исторической мировой практике.
В 2006 году янь ча (утёсные улуны из Уишань) были признаны нематериальным сокровищем Китая.
-14

Материал составлен на основе лекций чайной школы Евгения Кашкалова.