Наверное, Лев Толстой мог перефразировать Флобера. Тот говорил: "Эмма Бовари - это я", а Лев Николаевич мог бы сказать "Наташа Ростова - это я". Что же общего у девочки - солнечного лучика с этим суровым морализатором?
Способность страстно увлекаться, полностью растворяться в каждом новом деле! Жизнь у обоих делилась на этапы не в зависимости от внешних обстоятельств, но только от того, чем они в эту "эпоху" жили. ЧЕМ. Оба прошли через такое увлечение семьёй, детьми, когда казалось, весь остальной мир - ничто в сравнении с этим "лучшим изобретением человечества". Вот только, в отличие от героини романа, у Толстого был опыт войны. И профессия.
И хотя в 1870-е годы он уже сам не работал в школе, мысль о школе для всех писателя не покидала. Именно в это время учителя-новаторы, вдохновленные Ушинским, пишут целую серию "интересных учебников", способных заменить нерадивого учителя, и Толстой принимается за создание учебника... универсального. Азбуки, одолев которую, ребёнок не просто научится читать, но и впитает моральные ценности: уважение к труду, защиту слабого, дружелюбие к ближнему... И мужество перед лицом опасности.
Рассказы в этой Азбуке растут вместе с читателем: от трёх строчек - и до страницы. А для тех, кто читает уже хорошо, но из детства ещё не вышел? Надо предложить им разговор о том, что "вправду было". Вспомнилось, как сам чуть не попал в плен на Кавказе. Спасибо, помог отбиться кунак, чеченец Садо.
А вот это надо донести до читателя - пусть знает, что не всякий иноверец - враг. Да и точно ли они - враги, или у них просто образ жизни такой: отбирать у чужаков, просто потому что на их голых скалах иначе не прокормишься? Это можно было бы понять, только если поживёшь среди кавказских "татар".
Удалось расспросить тех, кто побывал в плену в горах. И даже прочесть воспоминания офицера, которому помогла бежать из аула девушка - абхазка. Сюжет выстраивался! Главное - краткость. Никаких лирических отступлений и описаний, только действие.
Кавказ - это война без фронта, пуля здесь может прилететь из-за каждого камня.
И по Военно-Грузинской дороге, тонкой ниточке, связывающей Грузию с Россией, передвигались только вот так:
"Про войну" - это детям, конечно, интересно, но ведь всякий представляет себя победителем. Ну или в крайнем случае погибшим героем. Проигравшим?! Ни в коем случае, русские не сдаются!
А... пленником? О такой возможности даже не думается, не так ли? Что ж, пусть прочтут. И подумают, как не позволить себя унизить в положении, предельно унизительном. Пусть каждый задаст себе вопрос: "А я смогу?"
Итак, служил на Кавказе барин по фамилии Жилин. Захотел съездить домой в отпуск, и - попал в плен..
И не один, а с товарищем. Костылин сразу повёл себя не по-бойцовски: решил откупиться. Поживёт тут как-нибудь, подождёт, пока из дома деньги пришлют.
А Жилин написал письмо ... с неправильным адресом. Надо время протянуть, побег подготовить. А мать пугать незачем. Да и нет у неё таких денег.
Люди вокруг чужие, но - люди. Общие интересы всегда найдутся.
А чем можно заинтересовать женщин, если с ними даже поговорить - нечего и пытаться? А вот: каждый день новая кукла на стене! Наверное, не бог весть какая скульптура, но всем ясно: тот, кто лепит - не враг.
Проще всего найти общий язык с ребёнком. Дина так рада, что куколка получилась похожей на неё!
Но напряжение нарастало: горцы в набегах теряют своих. И хоронят. И рассуждают, не грех ли держать "неверных урусов"? Не проще ли зарезать?
Решился Жилин бежать, и Костылина уговорил. Да не сдюжил товарищ, пришлось тащить на себе. Бросить нельзя, и далеко с ним не уйдёшь. Поймали, вернули - и в колодки. В яму. На хлеб и воду, чтобы и сил на новый побег не хватило.
И чем может помочь Дина? Шест! Пока есть силы - надо бежать! Но у Костылина сил уже нет.
Надо Жилину уходить одному...
Далеко ли уйдёшь в колодке? Но сломать-сбить не получается!
Ну вот и всё... "Прощай, Динушка, век не забуду!"
Успеть до рассвета...
И на рассвете оказался между двух огней: татары догоняют!
Но в крепости заметили, навстречу - свои!
Не стали татары драться из-за пленника, повернули назад.
"Мораль сей сказки" проста настолько, что ясна любому ребёнку: НЕ СДАВАЙСЯ! Это - самый поверхностный, самый очевидный смысл. Так что же, и обсуждать нечего?
А почему бы не поговорить о ценнейшем качестве: умении видеть человека в каждом, и в противнике - тоже. Ведь были и по-настоящему озверевшие, но - не каждый, далеко не каждый. Если уж в немирном ауле и друга можно найти...
А бывают ли лишними знания и умения?
А можно ли клянчить деньги у старой матери? Даже в таких вот обстоятельствах? Костылин считал, что можно. И выклянчил, выкупился. Разумно, но вот что-то мешает нам полюбить этого "умника".
И лишь самые взрослые читатели зададутся вопросом, а зачем вообще нужна была эта бесконечная Кавказская война. И выводы о взаимоотношениях народов наверняка будут очень интересными.