31 мая 1971 года тишину рязанских лесов разорвал оглушительный взрыв, оставивший после себя лишь пламя и пепел. Эта история началась за несколько дней до трагедии, когда экипаж самолета Ан-2 из 228-го летного отряда — командир Александров, второй пилот Грачев, авиатехник Сурков и авиамоторист Пряников — прибыл в Лихуновское отделение Тумского совхоза для авиахимработ по борьбе с сорняками. Но вместо рутинных полетов их ждала череда роковых решений. Командир звена Фомин, формально организовав работу, улетел на базу, оставив экипаж без контроля.
Уже к вечеру 28 мая пилоты приступили к вылетам, которые продолжились 29 и 30 числа. Утром 30 мая экипаж приступил к работе и совершил восемь полетов за 2 часа 45 минут, а после обеда экипаж перегнал самолет на аэродром для ремонта спецаппаратуры. К 20:30, завершив три дополнительных вылета, они вернулись на точку, где главный агроном совхоза предложил «отметить» работу.
На берегу речки развернулась пьянка: четыре бутылки водки на восьмерых — агронома, двух пилотов, шоферов и рабочих. Когда алкоголь закончился, агроном привез еще две бутылки, из которых успели распить одну. К полуночи большинство участников разошлись, но Александров и Грачев в компании шофера Лебедева отправились в деревню, где продолжили гулянку до 02:30. Не сомкнув глаз, они вернулись в Лихунино, забрали документы и, не разбудив техсостав, направились к самолету.
В 03:20, за 34 минуты до восхода, пьяные пилоты взлетели, взяв Лебедева в качестве нелегального пассажира. Перед взлетом они забыли снять струбцину с элерона правого крыла — деталь, которая могла заблокировать управление. Сделав два круга над деревней, Ан-2 рванул на север. Очевидцы позже рассказывали о хулиганских маневрах: самолет снижался до бреющего полета, проносился над домами, пугая жителей.
Авиатехник в Telegram, подпишитесь! Там вы увидите ещё больше интересных постов про авиацию:
В 04:00 рядом с аэродромом раздался взрыв — Ан-2 врезался в лес с креном 70°, полностью разрушившись. Все трое на борту погибли. Экспертиза показала: в крови Александрова было 3,33‰ алкоголя, у Грачева — 3,04‰. Расследование вскрыло чудовищную халатность: пьяный экипаж, отсутствие контроля со стороны командования, слабая дисциплина в отряде.
Струбцина, оставленная на элероне, могла стать фатальным фактором, но главной причиной назвали «преступные действия пилотов». История обнажила системные проблемы: экипажи, отправленные в «свободное плавание» без надзора, размытые границы ответственности, культуру пьянства в сельской авиации.
После катастрофы рязанское управление ужесточило правила.
Основано на реальных событиях. Некоторые детали изменены.
Хотите видеть качественный контент про авиацию? Тогда рекомендую подписаться на канал Авиатехник в Telegram (подпишитесь! Там публикуются интересные материалы без лишней воды)