Признаюсь честно: перед просмотром фильма «Анора» у меня были большие ожидания. Ну, знаете, как это бывает — многие вокруг пишут в отзывах о том какой это необычный и современный фильм, хоть и противоречивый; русские актеры в Голивуде; шесть номинаций на «Оскар», в числе которых номинация за игру второго плана актёру из России; тема «эскортницы и сыночка олигарха» — вроде бы должно зацепить. Но, к сожалению, ожидания и реальность разошлись, как пути эскортницы и её богатого ухажёра после первой ссоры. В этой статье постараемся разобраться в загадке этого фильма, а также в разочаровании, которое остается после просмотра.
Сюжет: банальность, которая хотела стать философией
Сюжет «Аноры» — это, по сути, история, которую перебирали миллион раз. Девушка из «низов» встречает парня из «верхов», они влюбляются (или делают вид), а потом начинается драма: родители, деньги, социальные барьеры, крики, метаморфозы Ивана (главного героя) и финал, который должен был шокировать или изумить, но почему-то только вызывает лёгкое недоумение.
Эскортница, которая мечтает о лучшей жизни, и наивный сынок олигарха, который не знает, куда девать папины деньги, — это уже не просто клише, это клише в кубе. При этом я признаю, что это вечная тема для сюжета. Но, видимо, режиссёр хотел показать, насколько всё это абсурдно и цинично, а потому вместо глубокого раскрытия главных героев он решил просто сосредоточиться на постельных сценах. Первую половину фильма режиссер, как говорится, «на все деньги» будет отрабатывать взрослый рейтинг R. Поверьте, я не ханжа и не буду кричать — «долой постельные сцены с экрана», но их прям очень много. А тратя время на показ одного, нам не раскрывают что-то другое. Я так и не понял, каким фильмом вдохновлялся режиссер Шон Бейкер: «Красоткой» с Ричардом Гиром или «Шоу Гёрлз» Пола Верховена.
«Красотка» нового поколения
Если пытаться сравнивать два этих фильма, то сразу нужно будет определиться с тем, что «Красотка» — это сказка. Сказка о том, как проститутка и миллионер действительно полюбили друг друга, несмотря на все социальные барьеры. Это кино о надежде, о том, что любовь может преодолеть всё. И оно стало культовым для своего поколения, потому что дарило зрителям веру в чудо.
«Анора» — это совсем другая история. Это не сказка, а скорее зеркало нашей реальности. Здесь нет любви, нет искренности, нет привязанности. Есть только контракт(деньги), сиюминутные эмоции и расчёт. Но ведь иногда кино мы смотрим чтобы выйти за рамки реальности!
Эскортница по имени Анора увидела возможность вырваться из своей реальности, попыталась ухватиться за эту возможность, но не пошла до конца. Мажор по имени Иван мечтал остаться в США, но получив эту возможность через брак с эскортницей, также не стал ничего с этим делать, а просто сбежал! В этом фильме борются за свои интересы только второстепенные персонажи, а главные — пустышки, причем полные.
Нам дают намёк, что Анора могла бы попытаться что-то изменить, побороться за свой "контракт" но этот потенциал так и остаётся нереализованным, а время, которое можно было потратить на раскрытие этой борьбы спустили на постельные сцены. Вторую половину фильма зрителя развлекают беготней по ночному городу в поисках "пропавшего принца", а юмор строятся на смешном акценте и ругани экспатов из СНГ. Но это очень быстро приедается!
Я не просто так упомянул «Шоу гёрлз» Верховена. Ведь даже там, при схожести сюжета и большого количества откровенных сцен, главная героиня борется за свою судьбу, причем, иногда очень радикально! А в «Аноре» что? Посредственность во всём!
Актёрская игра: блекло, как зимнее солнце в Петербурге
Теперь про актёров. Номинация на «Оскар» — это, конечно, серьёзно, но, честно говоря, я так и не понял, за что её дали. Роль Игоря, в исполнении Юры Борисова показалась мне настолько блеклой, что я начал подозревать, что это был такой художественный приём. Персонаж Игоря из «Аноры» пуст и невыразителен, словно бетонный столб. Но, ведь, даже столб может быть очень нужным: на него можно опереться, он сам может быть опорой для крыши под которой можно укрыться от дождя, а иногда он становится символом чего-либо. Вот и Игорь, вроде такого бетонного столба, на который в конечном итоге упрется главная героиня (или который упрется в неё, там, как посмотреть), стал символом человечности и доброты. Но за что там Оскар? За символ?
А родители сыночка? Истеричная мамаша, которая, кажется, готова разнести весь мир в клочья ради своего «маленького мальчика», и папа-олигарх в свитерочке айтишника, который то и дело неконтролируемо ржёт, словно только что услышал шутку про налоги. Серьёзно, это они — вершина элиты? Мне даже как-то стыдно стало за таких олигархов. Вместо того чтобы внушать уважение или хотя бы страх, они вызывают лишь недоумение и лёгкую жалость. Такое ощущение, что их персонажи были созданы специально, чтобы показать: деньги — это ещё не всё, а иногда и вовсе ничего. А может быть так и есть?
Удивительно, что у такой богатой семьи нет трастов, которые защищали бы её от подобных «случайных» браков их детей и не позволяли бы посторонним людям претендовать на семейное состояние. Ведь это не секрет, а реальность мира очень богатых людей. Но в контексте фильма это вообще не важно, ведь нам показали лишь карикатуру на мир богачей. Кто-то скажет, что они переживали более за репутацию семьи, а не столько сколько за деньги(ха-ха), но о какой репутации вообще можно говорить, когда они сами себя ведут так, что никакая репутация их не интересует?
Сама Анора, конечно, старалась. Но её героиня — это классический типаж «девушки с улицы», которая хочет выбраться из грязи. При этом — она очень глупая. Её воззвания к любви смешны, так как всем без исключения видно, что никакой любви там нет и быть не может. Никакой хитрости, никакого планирования своих шагов. И да, она местами трогательная, местами смешная, но в целом — предсказуемая, как прогноз погоды в ноябре.
И вот финал: она плачет. Но плачет ли она потому, что её «любимый» бросил её? Или потому, что её поимели, а она ничего не поимела? Контракт не выгорел, мечта не сбылась, деньги утекли мимо. А что ты сделала, чтобы получилось иначе?
И в этом, возможно, главная правда фильма: в нашем мире, где всё строится на деньгах и расчёте, даже мечты становятся товаром, который можно купить или продать. Но стоит ли плакать, если ты сам был готов играть по этим правилам?
Почему фильм мне не зашёл?
Ну, во-первых, потому что он не сказал мне ничего нового. Во-вторых, потому что персонажи были настолько плоскими, что я даже не смог им сопереживать. И в-третьих, потому что фильм пытался быть глубоким, но в итоге оказался просто развлекательным, без особых претензий на что-то большее, и вот это самое главное разочарование. Он развлекает, но не более.
А теперь вопрос к вам, дорогие читатели: может, я что-то упустил? Может, вы увидели в «Аноре» то, чего не увидел я? Или, может, вы тоже считаете, что фильм — это просто пережёванная банальность современности? Давайте обсудим! Потому что, честно говоря, после просмотра у меня осталось больше вопросов, чем ответов. И главный из них: как этот фильм вообще получил столько номинаций на «Оскар»?