10 февраля 1909 года – дата официального открытия Марфо-Мариинской обители милосердия, названной в честь евангельских сестер святых праведных Марфы и Марии. Сначала здесь жили 6 насельниц, к 1918 г. их было уже 105.
Немного истории
После трагической гибели мужа, Великого князя Сергея Александровича Романова, она удалилась от светской жизни и решила всецело посвятить себя служению Богу и людям. Именно поэтому была избрана такая необычная форма: обитель, а не монастырь и не община сестер милосердия.
Осенью 1909 года был освящён больничный храм обители во имя святых Марфы и Марии (архитектор Леонид Стеженский). По замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение.
«Сердцем» Марфо-Мариинской обители милосердия является собор Покрова Пресвятой Богородицы, строившийся в 1908–1912 годах по проекту архитектора Алексея Щусева (1873–1949).
Расписывал храм Михаил Нестеров (1862–1942). Им были созданы известные композиции: «Путь к Христу», «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Саваофа. Мозаичные иконы Спаса Нерукотворного и Богородицы тоже сделаны по рисункам Нестерова:
Крипту Покровского храма (подземная усыпальница с храмом для сестер) расписывал Павел Корин (1892–1967). Это стало последней храмовой росписью дореволюционной Москвы.
Кирпичный декор и каменную резьбу для собора Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители выполнил Сергей Конёнков (1874–1971).
В 1911 году в Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами обители. Во время Первой мировой войны здесь выхаживали солдат с тяжёлыми ранениями.
В 1918 году Елизавету Фёдоровну сослали в Екатеринбург, а затем в Алапаевск, где княгиню вместе с сопровождающими её монахинями заживо погребли в одной из заброшенных шахт. Ее прах был перевезен и захаронен в Иерусалиме.
В 1925 году община была закрыта, здесь располагались кинотеатр, поликлиника, реставрационные мастерские, лаборатории.
Новая жизнь. Монастырь
Возвращение Марфо-Мариинской обители церкви началось с открытия памятника великой княгине Елизавете Федоровне на территории обители (автор В. Клыков) 24 августа 1990.
30 мая 2014 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Марфо-Мариинская обитель в Москве стала монастырём.
Это все было вступлением. А дальше то, ради чего все это писалось: 24 марта 2023 года на 89-м году жизни отошла ко Господу насельница Марфо-Мариинской обители монахиня Магдалина (Некрасова). Человек удивительной судьбы, одна из первых насельниц монастыря.
Ольга Андреевна Некрасова-Чавчавадзе родилась в Париже в 1933 году в семье эмигрантов. Отец, Андрей Александрович, был внучатым племянником поэта Николая Некрасова. Мать, Мария Львовна Казем-Бек, из старинного дворянского рода. Вскоре родители развелись, Мария Львовна повторно вышла замуж за князя Михаила Николаевича Чавчавадзе, в семье появилось ещё двое сыновей – Зураб и Михаил.
В 1947 году семья Чавчавадзе вернулась в Советский Союз, в Тбилиси (после общения в Париже с митрополитом Крутицким Николаем, первым председателем отдела внешних церковных сношений Московского патриархата). В 1948 году отчим был арестован, обвинен в шпионаже и приговорён к 25 годам ИТЛ. После ареста мужа Мария Львовна, вместе с детьми, была выслана в Казахстан, семья испытывала голод и нужду. В 1952 году Ольга Андреевна отправилась в Москву к митрополиту Крутицкому Николаю за помощью. После возвращения в Казахстан, она была арестована и получила четыре месяца тюрьмы за прогул на работе. В 1956 году отчим вернулся из лагеря, семья воссоединилась вновь. Ольга Андреевна уехала в Ташкент и устроилась бухгалтером на свечной завод при Ташкентской и Средне-Азиатской епархии.
В 1957 году она переехала в Москву, около года искала место в каком-нибудь епархиальном управлении, но безрезультатно. С 1957 года она была духовной дочерью игумена Никона (Воробьева). Тогда Ольга Андреевна отправилась в город Гжатск (сейчас – город Гагарин, Смоленская область) к игумену Никону (Воробьёву), а оттуда, по его совету, – в Вологду. В Вологде она нашла место делопроизводителя и машинистки при церкви и вскоре перевезла в туда всю семью. В 1963 году гонения на Церковь усилились и Ольга Андреевна перевезла семью в Тбилиси, а сама переехала в Эстонию и поступила на службу в Иоанно-Предтеченский храм в пригороде Таллина. В 2003 году Ольга Андреевна вернулась в Россию. С 2013 года жила в Марфо-Мариинской обители в Москве.
Вы можете послушать ее рассказ сами, с вами будет говорить ИСТОРИЯ:
Письма игумена Никона (Воробьева) читает и комментирует его духовная дочь - монахиня Магдалина (Некрасова): здесь.
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
Другие статьи о Замоскворечье читайте здесь.
ИСТОЧНИКИ
Ангелы в огне. Марина БОНДАРЕНКО, Павел СМЕРТИН (фото) при участии Дома-музея Великой княгини Елизаветы Фёдоровны в Марфо-Мариинской обители милосердия. Портал Милосердие.ru
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт
Фото из открытых источников, с сайта старых фотографий