Найти в Дзене

Марфо-Мариинская обитель тогда и сейчас

10 февраля 1909 года – дата официального открытия Марфо-Мариинской обители милосердия, названной в честь евангельских сестер святых праведных Марфы и Марии. Сначала здесь жили 6 насельниц, к 1918 г. их было уже 105. После трагической гибели мужа, Великого князя Сергея Александровича Романова, она удалилась от светской жизни и решила всецело посвятить себя служению Богу и людям. Именно поэтому была избрана такая необычная форма: обитель, а не монастырь и не община сестер милосердия. Осенью 1909 года был освящён больничный храм обители во имя святых Марфы и Марии (архитектор Леонид Стеженский). По замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение. «Сердцем» Марфо-Мариинской обители милосердия является собор Покрова Пресвятой Богородицы, строившийся в 1908–1912 годах по проекту архитектора Алексея Щусева (1873–1949). Расписывал храм Михаил Нестеров (1862–1942). Им были созданы известные ком
Оглавление

10 февраля 1909 года дата официального открытия Марфо-Мариинской обители милосердия, названной в честь евангельских сестер святых праведных Марфы и Марии. Сначала здесь жили 6 насельниц, к 1918 г. их было уже 105.

Немного истории

После трагической гибели мужа, Великого князя Сергея Александровича Романова, она удалилась от светской жизни и решила всецело посвятить себя служению Богу и людям. Именно поэтому была избрана такая необычная форма: обитель, а не монастырь и не община сестер милосердия.

Марфо-Мариинская обитель, 1912-1915
Марфо-Мариинская обитель, 1912-1915

Осенью 1909 года был освящён больничный храм обители во имя святых Марфы и Марии (архитектор Леонид Стеженский). По замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение.

«Сердцем» Марфо-Мариинской обители милосердия является собор Покрова Пресвятой Богородицы, строившийся в 19081912 годах по проекту архитектора Алексея Щусева (18731949).

Расписывал храм Михаил Нестеров (18621942). Им были созданы известные композиции: «Путь к Христу», «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Саваофа. Мозаичные иконы Спаса Нерукотворного и Богородицы тоже сделаны по рисункам Нестерова:

Крипту Покровского храма (подземная усыпальница с храмом для сестер) расписывал Павел Корин (1892–1967). Это стало последней храмовой росписью дореволюционной Москвы.

Кирпичный декор и каменную резьбу для собора Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители выполнил Сергей Конёнков (1874–1971).

В 1911 году в Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами обители. Во время Первой мировой войны здесь выхаживали солдат с тяжёлыми ранениями.

В 1918 году Елизавету Фёдоровну сослали в Екатеринбург, а затем в Алапаевск, где княгиню вместе с сопровождающими её монахинями заживо погребли в одной из заброшенных шахт. Ее прах был перевезен и захаронен в Иерусалиме.

В 1925 году община была закрыта, здесь располагались кинотеатр, поликлиника, реставрационные мастерские, лаборатории.

Новая жизнь. Монастырь

Возвращение Марфо-Мариинской обители церкви началось с открытия памятника великой княгине Елизавете Федоровне на территории обители (автор В. Клыков) 24 августа 1990.

Патриарх Алексий II на церемонии открытия памятника
Патриарх Алексий II на церемонии открытия памятника

30 мая 2014 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Марфо-Мариинская обитель в Москве стала монастырём.

-8

Это все было вступлением. А дальше то, ради чего все это писалось: 24 марта 2023 года на 89-м году жизни отошла ко Господу насельница Марфо-Мариинской обители монахиня Магдалина (Некрасова). Человек удивительной судьбы, одна из первых насельниц монастыря.

Ольга Андреевна Некрасова-Чавчавадзе родилась в Париже в 1933 году в семье эмигрантов. Отец, Андрей Александрович, был внучатым племянником поэта Николая Некрасова. Мать, Мария Львовна Казем-Бек, из старинного дворянского рода. Вскоре родители развелись, Мария Львовна повторно вышла замуж за князя Михаила Николаевича Чавчавадзе, в семье появилось ещё двое сыновей – Зураб и Михаил.

В 1947 году семья Чавчавадзе вернулась в Советский Союз, в Тбилиси (после общения в Париже с митрополитом Крутицким Николаем, первым председателем отдела внешних церковных сношений Московского патриархата). В 1948 году отчим был арестован, обвинен в шпионаже и приговорён к 25 годам ИТЛ. После ареста мужа Мария Львовна, вместе с детьми, была выслана в Казахстан, семья испытывала голод и нужду. В 1952 году Ольга Андреевна отправилась в Москву к митрополиту Крутицкому Николаю за помощью. После возвращения в Казахстан, она была арестована и получила четыре месяца тюрьмы за прогул на работе. В 1956 году отчим вернулся из лагеря, семья воссоединилась вновь. Ольга Андреевна уехала в Ташкент и устроилась бухгалтером на свечной завод при Ташкентской и Средне-Азиатской епархии.

В 1957 году она переехала в Москву, около года искала место в каком-нибудь епархиальном управлении, но безрезультатно. С 1957 года она была духовной дочерью игумена Никона (Воробьева). Тогда Ольга Андреевна отправилась в город Гжатск (сейчас – город Гагарин, Смоленская область) к игумену Никону (Воробьёву), а оттуда, по его совету, – в Вологду. В Вологде она нашла место делопроизводителя и машинистки при церкви и вскоре перевезла в туда всю семью. В 1963 году гонения на Церковь усилились и Ольга Андреевна перевезла семью в Тбилиси, а сама переехала в Эстонию и поступила на службу в Иоанно-Предтеченский храм в пригороде Таллина. В 2003 году Ольга Андреевна вернулась в Россию. С 2013 года жила в Марфо-Мариинской обители в Москве.

Вы можете послушать ее рассказ сами, с вами будет говорить ИСТОРИЯ:

Некрасова-Чавчавадзе О.А.: «Для меня это уже была внутренне сплошная молитва» | фильм #129 МОЙ Гулаг

Письма игумена Никона (Воробьева) читает и комментирует его духовная дочь - монахиня Магдалина (Некрасова): здесь.

Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии это очень важно для меня.

Другие статьи о Замоскворечье читайте здесь.

ИСТОЧНИКИ
Ангелы в огне. Марина БОНДАРЕНКО, Павел СМЕРТИН (фото) при участии Дома-музея Великой княгини Елизаветы Фёдоровны в Марфо-Мариинской обители милосердия. Портал Милосердие.ru
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт
Фото из открытых источников, с сайта старых
фотографий