Композиция Kashmir, которая, по мнению Роберта Планта, является лучшей из когда-либо записанных группой треков, стала почти столь же легендарной, как и сама группа.
«Мне бы так хотелось, чтобы нас помнили не за Stairway To Heaven, а за Kashmir», — признаётся Роберт Плант через пять десятилетий после того, как вторая из названных композиций вышла на двойном альбоме Physical Graffiti. - «Это было бы справедливо. В ней нет ничего лишнего, никакой вокальной истерики. Это совершенный образец творчества Zeppelin.
Из всех многочисленных шедевров, которые вы найдете на восьми студийных альбомах Zeppelin, Kashmir остается одной из знаковых песен коллектива. Эта вещь столь же высококлассна, как и вышедшие ранее Whole Lotta Love и Stairway To Heaven. Именно такие песни сметают все музыкальные барьеры и мгновенно признаются классикой. Возможно, это было в последний раз, когда музыкантам удалось достичь подобных высот.
Kashmir, музыкальное и метафорическое путешествие к притягательному и недоступному горизонту, оказался совершенным воплощением подхода Zeppelin к созданию рок-музыки: отчасти рок, отчасти фанк, отчасти африканская песчаная буря.
Первоначальный вариант названия был Driving To Kashmir, a на создание текста осенью 1973 года Роберта Планта вдохновила нескончаемо долгая дорога через «пустыню» южного Марокко. Таким образом, никакой связи с северо-индийским Кашмиром на самом деле нет.
Как объяснил Плант, песня скорее рассказывает о дороге вообще, чем о каком-то конкретном месте на земном шаре. «Это была одноколейная дорога, которая тянулась по пустыне. В радиусе двух миль на восток и на запад располагались протяженные каменисто песочные насыпи. Создавалось впечатление, что мы едем по дну какого-то канала, которому ye было видно конца и края». Отсюда, по словам Планта, и родились первые строки: Oh, let the sun beat down upon my face, stars to fill my dream.
Неровный и резкий ритм родился во время полуночных репетиционных сессий Пейджа и ударника Джона Бонэма. В этот период группа обреталась в наполненном привидениями поместье Headley Grange в восточном Хэмпшире, где в начале 70-х музыканты записали немало песен.
«Мы были вдвоем с Бонзо, — вспоминает Пейдж. - Он начал играть на ударных, я придумал рифф и сделал наложения, которые в конце дублируются оркестром, отчего в песне добавилось энергетики. Она казалась несколько зловещей. Приятно сознавать, что тебе удалось передать задуманное настроение».
Однако из-за неожиданного исчезновения басиста Джона Пола Джонса, работу над композицией пришлось приостановить. Джонс решил было покинуть группу, устрашившись некоторых особенно «ярких» закулисных сцен, имевших место во время известного турне группы по Америке летом 1973 года.
После того, как с Джонсом удалось прийти к соглашению, вся группа переселилась в роскошный отель Frencham Ponds (sa исключением Пейджа, который остался в Headley), в начале 1974-го работа возобновилась.
Именно тогда была завершена основная часть Kashmir, а Джонс на своем меллотроне набросал то, что позднее станет оркестровыми вставками. Планту, однако, пришлось нелегко. Ему нравился текст, но он признавался, что был «запутан» и «доведен практически до слез» необычной ритмической структурой композиции.
Это было невероятное музыкальное произведение. Его было приятно сочинять, но петь такое оказалось чрезвычайно сложной задачей, - вспоминал он позднее. - Сама идея песни... не то чтобы грандиозна, но впечатляюща. Необходимо было соответствующее настроение, чтобы правильно передать идею о том, что жизнь - это приключение, серия запоминающихся моментов. Роберт Плант
Была ли эта композиция лучшим достижением музыкантов? По мнению Роберта, да. Много лет спустя Джимми сказал мне: «Это, безусловно, она».
Масштабность Kashmir как нельзя лучше отвечала растущим амбициям Пейджа, его желанию доказать всю неправоту критиков, преследовавших Led Zeppelin с самого рождения группы. Альбом Physical Graffiti так или иначе касался масштабов и размеров (в него вошли как самая длинная, так и самая короткая композиции Zeppelin), a Kashmir стала его настоящей жемчужиной. Пейдж намеревался продемонстрировать, что в распоряжении Led Zeppelin находится «куда более широкая музыкальная палитра»,чем у прямого конкурента группы: — The Rolling Stones. Нужно заметить, что по продажам музыканты Led Zeppelin соперников переплюнули, а вот по авторитетности — нет.
Впервые композиция Kashmir была исполнена во время турне по Америке в 1975 года, она мгновенно стала центральной в сет-листе. Во время ее исполнения Джимми бродил по сцене в специально созданном для него костюме с изображением драконов, полумесяцев, звездами, кроваво-красными маками и собственным символом.
В то же время, в мае во время концертов Плант, поведал аудитории, что Kashmir рассказывает o «путешествии [участников группы] в Марокко...и о нашем опустошенном веке». Два года спустя во время последнего и неудачного турне группы по Америке, Плант размышлял: «Думаю, однажды я съезжу в Кашмир, наверно, это случится, когда на меня обрушатся какие-нибудь перемены и мне придется всерьез задуматься о своем будущем». Хотя он этого ещё не знал, этим «переменам» суждено было вскоре произойти.
ФАКТЫ
ДАТА ВЫХОДА Февраль 1975 г. в альбоме Physical Graffiti.
ВЫСШАЯ ПОЗИЦИЯ В ЧАРТАХ Композиция не была синглом.
СЛОВА И МУЗЫКА Джимми Пейдж, Роберт Плант и Джон Бонэм
ПРОДЮСЕР Джимми Пейдж
ЛЕЙБЛ Swan Song