Буквально в двух шагах от Кремля, в тихом Романовом переулке находится, пожалуй, один из самых известных домов Москвы – бывший Пятый Дом советов, он же Маршальский. На него невозможно не обратить внимания – привлекает и его эффектная архитектура, и обилие мемориальных досок на фасаде. За их изучением можно провести немало времени, и во многом именно по этим доскам получится восстановить уникальную историю дома, которая плотно переплетается с непростой историей огромной страны.
Дома Советов в Москве: от первого до пятого
История дома №3 в Романовом переулке началась буквально сразу после революции – весной 1918 года правительство молодой тогда еще страны в полном составе перебралось в Москву из Петрограда. Вопрос с размещением членов правительства встал достаточно остро – в городе и без того было мало места, он считался перенаселенным. Тем не менее предстояло в кратчайшие сроки найти места жительства нескольких десятков тысяч человек!
Вариант с Кремлем отпал сразу – во-первых, его в те годы ремонтировали, поскольку в революционные дни он серьезно пострадал. Ну а во-вторых, вместить всех, кого нужно, он был попросту не в состоянии.
Выход, казалось, был найден – московские гостиницы, по тем временам исключительно комфортабельные. Часть членов советского правительства поселилась в «Национале» - отель переименовали в Первый Дом Советов. В числе новых жильцов был и сам Ленин, вместе с сестрой, супругой и соратниками.
Гостиница «Метрополь» после великого переселения из Петрограда стала Вторым Домом Советов. Третьим по счету таким домом стало здание бывшей семинарии в Божедомском переулке. Кстати, это событие в славном прошлом старомосковского переулка увековечено в названии, под которым он известен сегодня – Делегатская улица. А Четвертым Домом Советов стала гостиница «Петергоф», которая располагалась между Воздвиженкой и Моховой улицей.
Дому в Романовом переулке, расположенном совсем рядом с Моховой, предстояло стать Пятым Домом Советов. Тогда это была не гостиница, а доходный дом. Ну а в 1920 году переулок стал улицей Грановского, и именно под таким адресом - Грановского, 3 - он и вошел в историю.
Как строился дом в Романовом переулке
Начиная с конца XIX века территории рядом с Кремлем в Москве находились во владении графа Шереметьева. Сам переулок тоже назывался Шереметьевским, он разделял владения графа на две части.
Наследник графа, известный меценат Александр Шереметьев, решил заняться тем, что назвали бы сегодня девелопментом, а именно – построить в центре Москвы комплекс домов для сдачи в аренду квартир в них. Реализацию этого проекта поручили архитектору Мейснеру – он предложил возвести три корпуса по шесть этажей каждый, причем, расположив их относительно друг друга так, чтобы средний дом слегка отходил от линии переулка и формировал подобие дворика с фонтаном за кованой оградой.
Замысел Мейснера выглядел для тех лет оригинально, поскольку в Москве дома строили преимущественно вдоль улиц. Однако сам проект получился очень практичным: при таком расположении домов в них можно было предусмотреть множество квартир с окнами, которые выходили бы не в переулок, а в дворик. Первый этаж располагался выше уровня улицы, поскольку под ним был еще цоколь.
Какими были квартиры в доходном доме Шереметьева в Романовом переулке? По тем временам просто роскошными: в них было минимум шесть комнат, в самых больших квартирах – и вовсе десять, а площадь впечатлила бы и современных знатоков и ценителей элитной недвижимости: от 200 до 600 квадратных метров! Плюс ко всему, в домах была канализация, водопровод, электричество и даже отопление. Не было, пожалуй, только лифта, но в Москве тех лет они в принципе отсутствовали как явление.
Кто жил в роскошных квартирах в Романовом переулке? До революции это были преимущественно люди искусства, например, музыканты консерватории, артисты Большого театра, причем, не случайные, а те, которых поддерживал и опекал лично меценат Шереметьев.
Ну а после революции в Романовом переулке поселились члены советского правительства. Что и говорить, в недвижимости они явно разбирались неплохо. Официально три корпуса дома были объединены под названием «Пятый Дом Советов» - разумеется, после национализации. Впрочем, даже потом в домах продолжали жить некоторые дореволюционные жильцы и их дети, внуки.
Правда, по сравнению со статусными соседями им приходилось в доме буквально ютиться – их уплотнили, превратив большие квартиры в коммуналки. В цокольном этаже Пятого Дома Советов поселили обслуживающий персонал – маляров, электриков, слесарей.
Кто жил в Пятом Доме Советов
Типичная история для Пятого Дома Советов: в одном подъезде могла находиться коммунальная квартира на десяток плит, с большим количеством соседей и сопутствующей атмосферой, в которой жили, к примеру, механики, работавшие в кремлевском гараже. А прямо под ней могла находиться отдельная квартира, занимавшая целый этаж – в такой, к примеру, жил министр иностранных дел СССР Молотов.
Кроме Молотова, в доме на улице Грановского, после того, как он стал Пятым Домом Советов, поселились преимущественно военачальники, академики, сотрудники различных государственных организаций. В разное время в доме жили Каганович, Троцкий, Рокоссовский, Буденный, Жданов, Ворошилов и другие. Все это увековечено на тех самых мемориальных досках, украшающих фасад знаменитого дома.
Новым жильцам выделили не только квартиры, но и мебель – государственную, казенную. В просторных, по-настоящему «барских» комнатах она смотрелась, мягко говоря, сиротливо. Купить что-то в те годы было крайне сложно, но супруги статусных жильцов, мечтающие навести уют, старались выходить из положения. Так, многие заказывали изготовление шкафов и кожаных диванов (страшный дефицит по тем временам) в специальных мастерских министерства обороны. После войны стало попроще – из побежденной Германии везли трофейные предметы обстановки.
В повести Николая Богданова «Когда я был вожатым», события которой разворачиваются в довоенной Москве, в одной из глав описывается визит пионеров к Буденному, и, следовательно, упоминается и дом на Грановского:
«Вскоре разведка выяснила, что Семен Михайлович живёт в одном из переулков вблизи Кремля. Встаёт он, по военной привычке, очень рано и каждое утро выходит прогуляться во двор дома, когда все ещё спят. В такой ранний час мы его и подкараулили. Неожиданно вышли из-за каменного забора, подошли чётким шагом и отдали салют».
Пятый Дом Советов в войну и после войны
Сразу после начала Великой Отечественной войны в подвале Пятого Дома Советов обустроили бомбоубежище – многие жильцы оставались в Москве. И лишь после того, как враг вплотную приблизился к столице, статусным жильцам пришлось покинуть дом, а его взяли под охрану.
До войны на улице Грановского жил Яков Джугашвили, сын Сталина. Именно отсюда летом 1941 года он и ушел на фронт.
До масштабной эвакуации Пятого Дома Советов в нем продолжалась жизнь. Супруга Буденного даже организовала кружок для юных жильцов – вместе с ними разучивала стихи, занималась пением, и в целом, старалась отвлечь от тревожных мыслей.
В 1942 и в 1943 годах эвакуированные жильцы стали возвращаться. Появились и новоселы, в том числе, маршал Жуков и его семья. Атмосфера постепенно возвращалась, более того, появились и новые развлечения – показ трофейных фильмов. На них собирались все жильцы, особенно кинопоказы любили женщины.
Пятый Дом Советов после войны
В 50-е годы прошлого века начался великий исход с улицы Грановского – члены правительства переехали на Ленинские горы, в личные особняки, а также в новые дома, построенные в послевоенной Москве. Конечно, освободившиеся квартиры не пустовали – в них появились новые жильцы. В частности, именно в 50-е годы в доме поселились Рокоссовский, Конев, Малиновский. Недолго, но все-таки жила на улице Грановского Екатерина Фурцева – до назначения на пост министра культуры СССР. Позднее она переехала на Кутузовский проспект.
Менялся и состав «подвальных» жильцов. Так, в конце 50-х годов на улицу Грановского переехала семья писателя Виктора Драгунского – она поселилась в полуподвальном помещении, и выделили им всего одну комнату. Пройдут годы, и сын Драгунских Денис, тот самый, из «Денискиных рассказов», напишет уже свою собственную автобиографическую книгу, в которой расскажет немало интересного о быте жильцов дома на улице Грановского.
В 60-е годы семья Драгунских наконец-то переехала в отдельную квартиру, но уже в другой дом. Начали разъезжаться и высокопоставленные жильцы – в Москве появились более современные и комфортабельные дома, которые строились специально для научной и партийной элиты. Однако дом свой статус не утрачивал и не утратил его до сих пор.
Дом в Романовом переулке сегодня
Несмотря на солидный возраст, дом №3 в Романовом переулке составляет серьезную конкуренцию самым престижным клубным домам и элитным жилым комплексам Москвы. Во-первых, локация, что в столице на рынке высокобюджетного жилья ценится едва ли не превыше всего. До недавнего времени в такой близости от Кремля не было никаких новых элитных ЖК, и лишь в 2024 году совсем рядом, на Никитском бульваре, началось строительство малоквартирного клубного дома.
Во-вторых, статус – это тоже не купишь ни за какие деньги. Квартиры в домах с историей в Москве ценятся в принципе, а уж в доме с такой историей – это действительно штучный товар, то, что риелторы называют коллекционной или трофейной недвижимостью.
Можно ли купить квартиру в доме в Романовом переулке сегодня? Да, но только если очень повезет, ведь в продаже они появляются крайне редко. Что касается цен, то разброс достаточно широк, но, к примеру, 5-комнатная квартира площадью 240 квадратных метров обойдется в 250-300 миллионов рублей. И да, это дорого даже для элитного сегмента