В 2017 году режиссер Кристофер Нолан взбудоражил общественность масштабным историческим блокбастером "Дюнкерк". Многие, особенно британцы, тогда недоумевали, зачем он выбрал такую болезненную тему.
Это был рассказ об очень драматическом эпизоде Второй мировой войны, когда британский экспедиционный корпус был окружен немецкими войсками на северном побережье Франции возле Дюнкерка. Гитлеровская авиация и артиллерия постоянно обстреливала этот участок, поэтому вывезти солдат на больших военных кораблях было невозможно, они стали бы слишком легкой мишенью.
Тогда английское правительство обратилось с призывом ко всем жителям Соединенного королевства, имеющим хоть какие-то плавучие средства, прийти на помощь солдатам и эвакуировать их через Ла-Манш, прежде чем нацисты уничтожат всех до одного.
На этот призыв отозвалась целая флотилия, состоящая из прогулочных яхт и буксирных катеров, рыбацких баркасов и частных маленьких лодок. Все они совершали рейд за рейдом через пролив, чтобы под обстрелами и бомбежками вывезти домой более 300 тысяч почти отчаявшихся бойцов.
Когда именитый режиссер решил снять об этом фильм, многие задавались вопросом, почему бы не выбрать историю, которой можно было бы гордиться? Ведь таких немало.
Разве это не позор для страны, вывозить отступающих солдат на разномастных плавучих корытах? Разве не удар по репутации хваленой Британской империи, не сумевшей ни победить врага на поле боя, ни эвакуировать своих солдат?
Когда Кристофера Нолана спрашивали об этом в интервью, он неизменно отвечал, что смотрит на этот эпизод совершенно иначе. Дюнкерк, по мнению режиссера, мог стать катастрофой, если бы Лондон бросил солдат умирать. Но тогда было решено спасти всех, кого только возможно, и это обернулось триумфом британского национального духа, великой моральной победой на фоне очевидных военных неудач.
Это был момент, когда вся нация сплотилась, оставив в стороне любые разногласия, и сосредоточилась на самом важном, на спасении людей.
При этом важно отметить, что многие в этой миссии погибли - как военные, так и гражданские.
Так что эвакуация из Дюнкерка может по праву считаться предметом для гордости каждого британца.
Полагаю, этот пример очень важен для сегодняшних израильтян, для всех, кто пытается осознать ту дьявольскую дилемму, перед которой оказалось еврейское государство в своей войне с терроризмом.
Наши близкие попали в заложники. Это самая жуткая национальная катастрофа в современной истории Израиля. Наш Дюнкерк.
С одной стороны, всем ясно, что ХАМАС должен быть уничтожен. Он это заслужил даже по сумме уже совершенных преступлений. Но помимо этого его нельзя щадить, чтобы исключить новые нападения на мирных жителей, которые иначе непременно последуют.
А с другой стороны, наши друзья, соседи, родственники, попавшие в заложники, служат живым щитом для террористов. Допустимо ли, добивая убийц, лишать заложников шанса на спасение? Мы уже неоднократно задавались этим вопросом, простого ответа на который не существует.
Однако урок Дюнкерка показывает нам, что в стремлении спасти людей нет и не может быть никакого позора. Это важнейшая функция государства, особенно еврейского, которое и было создано с этой самой целью - защитить, спасти как можно больше обреченных на уничтожение невинных людей.
Поэтому пойти на сделку с врагами - единственно правильный путь для Израиля. Иначе просто нельзя.
Справедлива ли эта сделка? Нет, не справедлива. Но правильна ли она? Да, думаю, правильна.
Каждая суббота теперь - настоящая победа, которая для постороннего взгляда может казаться маленькой, но для израильтян - подлинное чудо возвращения к жизни. Пусть и огромной ценой.
Однако первый этап "сделки" подходит к концу.
Мы вплотную приближаемся к моменту, когда за оставшихся заложников придется заплатить буквально безопасностью страны. Ибо если второй и третий этапы будут реализованы, ХАМАС сохранит свою власть в секторе, восстановится и нападет вновь.
Допустим ли мы такое развитие событий? Есть ли у нас альтернативы?
Недавно израильский публицист Пинхас Полонский опубликовал свой субъективный прогноз, который мне показался довольно разумным, поэтому позволю себе его процитировать и местами дополнить.
1. Перво-наперво не исключено, что Израиль не будет договариваться о втором этапе "сделки", а попробует затянуть первый этап.
То есть предпочтет тот же формат обмена: каждую неделю освобождать по 3 заложника (скорее всего при содействии посредников и давлении США группы могут быть и по 4, и по 6 человек), в обмен на террористов. Но уже по нашему выбору, а не по списку ХАМАСа.
Реально ли это? Да, вполне.
Буквально неделю назад за попытку террористов отменить освобождение очередной группы заложников американский президент потребовал отпустить сразу всех, иначе Израиль при его поддержке устроит ХАМАСу ад.
При этом Израиль повел себя осторожнее и разумнее. Понимая, какую панику посеяла угроза Трампа в рядах террористов, наша сторона предложила просто вернуться к прежней схеме, но с условием, что Израилю дополнительно вернут тела нескольких погибших, а в ближайшую субботу освободят не троих, а сразу шестерых заложников.
Слово "ад" повисло в воздухе, красноречиво намекая, что в этой ситуации лучше Израиль не злить. Вероятно, опасения, что в любой момент может начаться стремительное наступление ЦАХАЛа (который, кстати, больше никто не сдерживает), сохранятся в ближайшие недели, так что можно это преимущество использовать.
2. В марте в Израиле в свою должность вступит новый начальник штаба Эяль Замир, который определенно готов закатать ХАМАС в асфальт, если тот даст для этого малейший повод.
Это дополнительно снижает надежды террористов отделаться легкой кровью. Если кто-то из них еще хочет выжить, следует перестать тешить себя мечтами о реванше, а активно идти на уступки Израилю.
Переговоры о втором этапе на этом фоне можно будет вести с позиций силы, существенно меняя изначальные условия на те, что будут приемлемы для Израиля.
Например, соглашаться прекратить любые военные действия и вывести армию из сектора Газа только в том случае, если ХАМАС, во-первых, вернет всех заложников до одного - живых и мертвых, а во-вторых, покинет пределы сектора.
Принципиально важно, что он не передаст власть палестинской администрации (о готовности к этому террористы заявили буквально на днях), а разоружится и уйдет из Газы совсем.
Именно такое требование озвучил израильский премьер-министр, заявив, что в секторе не будет ни власти ХАМАСа, ни власти палестинской администрации.
Америка в этот момент скажет арабским странам, что поскольку они так и не предложили ничего путного относительно послевоенного переустройства сектора Газа, им остается только принять план Трампа по расселению жителей анклава по другим странам. А Египет еще и припугнут, что если он станет упираться, Штаты заморозят всякую помощь ему - и гражданскую, и военную, что для Египта весьма критично.
3. Если ХАМАС упрется в переговорах и перестанет выпускать заложников, Израиль начнет устраивать им тот самый обещанный ад.
Он будет включать уничтожение всех остатков ХАМАСа в секторе вплоть до использования тяжелых бункерных бомб, чтобы исключить для террористов малейшую возможность спрятаться и отсидеться.
Параллельно с этим начнется выселение жителей сектора - в первую очередь в Египет - по соглашению или без него, - а так же те страны, которые ответят согласием. Я намеренно не использую выражение "мирные жители", ибо после убийства малышей Бибас склонен согласиться с теми, кто утверждает, что мирных там нет.
Если Египет проявит такую же тупость, как и ХАМАС, и упрется, можно просто снести бульдозерами заградительный забор на границе, чтобы переселенцы прошли на территорию Египта. Учитывать капризы соседей больше никто не намерен.
"Должен особо отметить что Египту ВЫГОДНО, чтобы Израиль сломал забор и газовитяне сами прибежали в Египет. Потому что если он согласился на переселение, то он в глазах арабов "предатель", а если "я пытался сделать всё что мог, но у меня не хватило сил это остановить" - то всё ок."
(Пинхас Полонский, публицист)
Учитывая эту непростую для Египта ситуацию, когда он оказался между молотом и наковальней, нельзя исключать, что уже существуют негласные договоренности с ним разыграть именно такую партию. Во всяком случае это выглядит логично, позволяет вывести ситуацию из тупика и помогает Египту сохранить лицо.
Разумеется, Египет выразит протест и даже, возможно, разорвет дипотношения с Израилем, но в войну не ввяжется. Надо быть совершеннейшим самоубийцей, чтобы рискнуть воевать с Израилем именно сейчас. Пример Ливана и Сирии у всех перед глазами.
Египетские пограничники могут для виду пострелять по беженцам, но вряд ли всерьез. Максимум допустят мелкие стычки, которые дадут Израилю нейтрализовать тех, кто пытается помешать жителям сектора перейти.
На этом инцидент можно будет считать исчерпанным.
4. Пункт, от которого никуда не уйти при любом раскладе: мощный, по-настоящему сокрушительный удар по Ирану, полное уничтожение его военного потенциала и предприятий, разрабатывающих ядерное оружие.
Трамп, конечно, сейчас всячески изображает миролюбивые намерения, заявляя, что с Ираном нужно договариваться, но этим заверениям мало кто верит. И уж точно не в Тегеране.
Могут ли различные планы, которые озвучивает Трамп, навредить его репутации в случае, если они не будут реализованы? Как, например, случилось с ультиматумом ХАМАСу или если Израиль, вопреки заверениям американского президента, нанесет удар по Ирану?
Думаю, что вряд ли. Репутации Трампа вообще мало что уже может навредить. Он как обезьяна с гранатой - опасен и непредсказуем.
На вопрос, почему он не устроил ад ХАМАСу, он ответит, что Израиль просил его с этим повременить. И снова окажется вершителем судеб, решающим, когда и кого казнить, а когда миловать.
Тем более, что ад для ХАМАСа никто пока что не отменял.
С Ираном будет так же. Предлагали договориться, не вышло. Что ж, пусть Израиль разбирается, как считает нужным.
5. Важно иметь в виду, что и у Израиля, и у США есть большая заинтересованность в реализации планов Трампа относительно Газы.
Израилю больше не улыбается ввязываться в очередную многолетнюю оккупацию анклава, поскольку это пороховая бочка, которая однажды снова рванет.
А у Вашингтона есть идея проложить надежный, контролируемый путь из Индии в Европу через Эмираты, Саудовскую Аравию и Израиль. А это нешуточное переформатирование мировой экономики и защита Запада от Китая.
Так что не стоит раньше времени хоронить все военные достижения Израиля в нынешней войне. Маловероятно, что мы намерены до последнего момента идти на поводу у террористов и выполнять их требования.
У нас по сути две программы.
Одна из них, назовем ее программой-максимум, заключается в том, чтобы совместно с США и нейтральными арабскими странами установить долгосрочный мир на Ближнем Востоке.
Другая, программа-минимум, призвана спасать заложников теми средствами, что у нас есть. Не слушая паникеров, кричащих, что все пропало, что это поражение, позор и катастрофа.
Как и для британцев в Дюнкерке, для нас недопустимо бросать людей, обреченных на смерть. Если мы на это пойдем, то перестанем быть нацией, принадлежностью к которой можно гордиться.
А значит такой выбор изначально исключен. Те, кто погиб в плену, должны быть похоронены на своей земле. Те, кого можно спасти, вернутся домой, к родным, чтобы жить, любить, рожать детей, воспитывать внуков, работать и путешествовать, делать миллион глупых и прекрасных мелочей, которые не ценишь, пока не оказываешься перед роковой чертой.
Одна из освобожденных заложниц Роми Гонен написала:
"То, что раньше казалось обычным, теперь наполняется особым смыслом — нельзя воспринимать ничего как должное.
Я благодарна за возможность начать жизнь заново."
*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.
**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.
#Израиль #новостиизраиля #палестинаиизраиль #израильипалестина #война #ближний восток #иранизраиль #израильиран #канализраиль #евреи #проевреев #евреиизраиль #глазамикосмополита