Есть в нашем городе здания, в которых каждый камень дышит историей, здания, которые видели наш город в разные эпохи. Их стены помнят митинги времён Октябрьской революции, мимо них проходили белогвардейцы, которых потом сменили солдаты Красной армии, по ним стреляли орудия вермахта, а потом они возрождались, как тот мифический Феникс из пепла, вместе с городом.
Одним из таких зданий является здание НЭта - нового экспериментального театра, расположенного в самом центре города, на площади Павших борцов. Это здание знает каждый волгоградец и гость города, редкая экскурсия обходит его стороной, но в то же время не все знают, что этому зданию уже 110 лет. А ведь так оно и есть. 20 декабря 1915 года в Царицыне был открыт Дом науки и искусства (так тогда назывался НЭТ), построенный на средства Царицынского купца Репникова.
Период середины XIX - начала XX века характеризуется бурным развитием многих городов Российской империи. Стремительными темпами тогда развивался и Царицын, население которого за весьма короткий срок выросло в несколько раз. Судите сами: в 1863 году население Царицына составляло 8400 человек, в 1877 уже 26510 человек, а в 1909 году перевалило за 100 тысяч. То есть за какие-то 46 лет население выросло более чем в 11 раз. Огромную роль в развитии города сыграло то, что в город пришла железная дорога, которая дала мощный толчок к развитию. Население росло и его потребности в досуге увеличивались. Тогда многие города в империи стали обзаводиться театрами, музеями, библиотеками и прочими подобными вещами. Именно тогда родилась идея создания в городах домов науки и искусств, которые и стали бы решением проблемы, причём родилась эта идея именно в Царицыне.
Но строительство подобных домов было удовольствием недешёвым, а Царицын, хоть и бурно развивался в те годы, богатым городом не был. Скорее он был в долгах как в шелках. Многие объекты инфраструктуры строились тогда на займы у населения: трамвай, водопровод. А тут ещё и дом науки задумали. Постановление Городской Думы определило местом расположения будущего театра на Скорбященской площади (сегодня это – Горсад), для чего был выделен участок в 500 квадратных саженей и отпущен один миллион кирпичей, финансируемых из городского бюджета. В решении Думы указывалось, что в здании будет размещён народный университет, театральный зал со сценой и уборными для артистов, музыкальные классы, школьный музей, училищная комиссия, правление Общества внешкольного образования, городская публичная библиотека с читальным залом и городской склад учебных пособий. Общая стоимость здания, согласно расчётам инженера Васильева должна была составить 130 тысяч рублей. По тем временам деньги громадные, а город, как уже было сказано, богатством не отличался. И где же было взять деньги? На помощь пришли городские богачи, которые тогда отличались тем, что не выводили заработанные деньги за границу, а вкладывали их в развитие города, чем оставили после себя немалую память, которой мы можем любоваться и сегодня.
Активно обсуждать тему строительства начали ещё в 1912 году, первые торги на поставку стройматериалов провели в январе 1913 года, а уже в феврале того же года стройку остановили из-за нехватки средств. И тогда известный в городе купец и меценат Александр Репников, бывший к тому же и председателем строительного комитета здания (его замом был Николай Розанов, тоже известный человек, сын священника, врач, ставший в 1919 году главой города) из личных средств выделил на строительство 50 тысяч рублей. Решение о выделении этой суммы было высказано Репниковым на заседании Думы в начале марта 1913 года. Дело в том, что из 130 тысяч рублей, предусмотренных сметой, город должен был выделить только 80 тысяч. Остальная часть суммы должна была быть собрана с пожертвований. На этот счёт было немало прений в городской думе Царицына, т.к. были и те, кто выступал против строительства. Споры были жаркими, закончились они голосованием, в котором 23 депутата (тогда их называли гласными) проголосовали за строительство, а против были только 16 человек.
Вскоре началось строительство. 2 июня 1913 года состоялась церемония торжественной закладки здания. А через два года, 20 декабря 1915 года на Александровский площади (сейчас площадь Павших борцов) открылось здание с белоснежными львами.
Несмотря на то, что музыкальные классы и другие «постояльцы», для которых строилось здание, начали заселяться сюда с февраля 1916 года, заработать в полную силу по своему назначению дом не смог. Началась Первая мировая война и в расположенной по соседству гостинице «Столичные номера» (сейчас на её месте стоит гостиница "Волгоград") был размещён лазарет для раненых, однако после пожара 1915 года, лазарет перевели в только что открытое здание Дома науки и искусств.
С приходом советской власти закончилась эпоха меценатства семьи Репниковых. «Профессиональный меценат», как называли в Царицыне Александра Репникова, умер от тифа. Дата смерти точно не установлена – 1918 или 1920. Что стало с супругой мецената Августой Константиновной, тоже не известно. История этой семьи затерялась в революционном времени. Известно лишь, что в последние годы жизни Репников работал простым бухгалтером в театре, который был построен на его же деньги.
После революции в здание въехал новый революционный орган – Совет рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, при этом госпиталь в здании не закрывался, только вместо раненных на фронтах Первой мировой в него стали привозить раненных на фронте Гражданской войны. Только в октябре 1922 года здесь начала возрождаться театральная жизнь. Здесь расположился драматический театр, располагавший также опереточной и балетной труппами. С 1929 года театр оформился как постоянно действующее учреждение и в 1933 году получил имя Горького, которое носил до начала 90-х годов.
А потом была Сталинградская битва. Удивительно, но здание театра не так уж сильно пострадало, хотя находилось в самом горниле боёв за город. Совсем рядом находится железнодорожный вокзал, за который шли упорные бои. Не менее жестокие сражения происходили в расположенном прямо у стен театра Комсомольском сквере, где находился бункер центрального комитета обороны Сталинграда. А буквально в паре сотен метров от театра находится здание ЦУМа, в подвале которого пленили фельдмаршала Паулюса. Многие здания в этом районе были сильно разрушены, однако здание театра пострадало относительно мало. На фото ниже видно, что уцелел даже один из каменных львов.
Едва отгремели бои, в городе начали разбирать завалы, расчищать улицы. Здание театра признали пригодным к восстановлению. В 1952 году реконструкция здания была окончена. Кстати, драмтеатр до ноября 1945 года работал в Бекетовке, затем семь лет в нынешнем здании музыкального театра. А по окончании реконструкции вернулся в своё родное здание. Театр отметил свое новоселье премьерой спектакля по пьесе Н. Погодина с очень символическим названием «Сотворение мира». Волгоградский драматический театр приобрел всесоюзную славу со спектаклями «Грозное оружие» (о последнем периоде жизни В. В. Маяковского), «Большой шаг» (о строительстве Волго-Донского канала), «Бег» (первая в мире постановка по пьесе М. Булгакова). Потом были столичные гастроли, присвоение Сталинской премии спектаклю «Совесть». На сцене театра шли пьесы А. П. Чехова, А. М. Горького, И. С. Тургенева, У. Шекспира, П. Кальдерона.
Именно в процессе той реконструкции здание театра приобрело тот вид, который все мы знаем. Центральный фасад здания существенно изменился: перед центральным входом появилась колоннада, увенчанная скульптурами. Однако исторический фасад здания сохранился, его можно увидеть зайдя внутрь колоннады. Если присмотреться к вот этим двум фото, а также ко второму фото в статье, то видно, что за современными колоннами проглядывает старый фасад.
Кстати, исторические колонны начала ХХ века никуда не делись. Они также видны за новой колоннадой.
В конце 1961 года Сталинград был переименован в Волгоград, соответственно Сталинградский областной драматический театр стал Волгоградским.
В разное время здесь играли Иван Лапиков, Татьяна Доронина, Анатолий Равикович, Владимир Седов, Иннокентий Смоктуновский, Екатерина Мязина и другие.
В 1988 году Волгоградский драматический театр имени Горького был закрыт, а труппа театра расформирована. И это были трудные времена для театра. Ведь советская история не помнит аналогичного скандала: роспуска театра, да еще в Волгограде — городе с мировой известностью! Причины этого мне неизвестны, однако радует, что нашёлся неравнодушный человек, воссоздавший театр. Внимание администрации Волгоградской области привлекает известный и авторитетный в театральных кругах страны художественный руководитель и главный режиссер Горьковского академического драматического театра им. М. Горького заслуженный деятель искусств РФ Отар Джангишерашвили. Он принимает предложение создать новый театр в Волгограде. Премьера — шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта» — была поставлена через несколько месяцев после создания театра. И сразу стала событием, о котором заговорили все! С первых шагов молодого коллектива проявилась его остро новаторская эстетическая программа, буквально взорвавшая затхлый консерватизм театральной практики своего времени. Отар Джангишерашвили, впервые в стране ставший художественным руководителем, главным режиссером и директором театра, провозгласил концепцию творческого эксперимента. Из этой концепции и пошло современное название театра - Новый экспериментальный.
Октябрь 2022 года. Вид на площадь Павших борцов, памятник Александру Невскому и здание НЭТа из окон гостиницы "Волгоград".
К 2023 году в здании НЭТа была закончена очередная реконструкция, в частности в 2021 году были отремонтированы трёхметровые скульптуры муз, установленные на крыше. До реконструкции их состоянии было так себе, сейчас они как новые. Также была заменена кровля, приведён в порядок фасад.
Привели в порядок и скульптуры львов, которые теперь стоят у стен театра со стороны Комсомольского сада.
Сегодня НЭТ является одним из символов города, старейшим зданием на площади Павших борцов. Без него невозможно представить её облик. А ещё он просто очень красивый. Зданием не устаёшь любоваться в любое время суток, хотя декоративная подсветка придаёт зданию ещё более торжественный вид.
В декабре 2025 года зданию НЭТа исполнится 110 лет. Весьма почтенный возраст, на протяжении которого здание практически не меняло своего изначального назначения. Думаю, что Александр Репников был бы рад, что потомки сохранили и приукрасили здание, к строительству которого он приложил немало своих сил. И хочется верить, что здание НЭТа ещё долгие годы будет украшать главную площадь города, а его театральная труппа поставит на его сцене ещё немало интересных спектаклей.
Ещё статьи на похожую тематику
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь