Найти в Дзене
Моя Россия!

Старейший театр юга России

2 века театру! Почтенный возраст. А он не перестаёт удивлять и радовать своих гостей – любителей театра. Его путь – это трудная дорога с зигзагами судьбы: от фееричных премьер до теплящейся жизни на волоске. Но в жизненном пути везло театру на артистов, режиссёров, на людей, влюблённых в своё дело, в свой театр. Начало театру положил московский купец Волков, живший некоторое время в Симферополе. Около дома Дворянского собрания стоял длинный каменный сарай. Вот его купец и перестроил под театр, который по душе пришёлся местной публике. А лет 20 спустя театр стали называть «Театром трёх Александров». Александр Самойлов – директор мужской гимназии. Александр Казначеев – дворянин. Александр Серов – любитель искусства. Эти три Александра приложили немалые усилия, чтобы улучшить состояние театрального здания. Были оштукатурены стены, сделан подъезд, переделан партер и установлены ложи. А 1846 год подарил театру встречу с ещё одним талантливым человеком. В Симферополь на гастроли приехал Миха
фото автора статьи - Академический театр им. Горького в Симферополе
фото автора статьи - Академический театр им. Горького в Симферополе

2 века театру! Почтенный возраст. А он не перестаёт удивлять и радовать своих гостей – любителей театра.

Его путь – это трудная дорога с зигзагами судьбы: от фееричных премьер до теплящейся жизни на волоске. Но в жизненном пути везло театру на артистов, режиссёров, на людей, влюблённых в своё дело, в свой театр.

Начало театру положил московский купец Волков, живший некоторое время в Симферополе. Около дома Дворянского собрания стоял длинный каменный сарай. Вот его купец и перестроил под театр, который по душе пришёлся местной публике.

А лет 20 спустя театр стали называть «Театром трёх Александров».

Александр Самойлов – директор мужской гимназии.

Александр Казначеев – дворянин.

Александр Серов – любитель искусства.

Эти три Александра приложили немалые усилия, чтобы улучшить состояние театрального здания. Были оштукатурены стены, сделан подъезд, переделан партер и установлены ложи.

А 1846 год подарил театру встречу с ещё одним талантливым человеком. В Симферополь на гастроли приехал Михаил Семёнович Щепкин. Заложенная Щепкиным традиция играть так, как в последний раз, играть до мурашек, до глубокого проникновения в душу каждого зрителя прочно закрепилась и осталась навечно в традициях симферопольской труппы.

Мы с супругом любим приезжать в Крымский академический театр им. Горького именно из-за игры актёров.

фото автора статьи
фото автора статьи

В этот раз мы смотрели один из сложных спектаклей «Кабала Святош» по Булгакову. Булгакова надо понимать. Чтобы его понимать, надо до него дорасти. Много читать разной литературы, чтобы постичь литературу неординарного мастера.

фото автора статьи
фото автора статьи

Но мастерство другого человека – художественного руководителя театра, режиссёра-постановщика Владимира Магара помогло зрителям не просто погрузиться в эпоху Людовика Великого - Солнечного короля Франции, эпоху страшных инквизиций, но и насладиться самим действом, происходящим на сцене.

Хороший режиссёр – это как хороший учитель. Он сумеет донести до зрителей суть спектакля просто и со вкусом. Ему в помощь – актёры. И они тоже на высоте. Блестящая игра. Паузы. Многозначительные паузы, дающие время на осмысление. Юмор. Очень тонкий юмор и смелый. Аллегории. Их много. Аллегории хитрости, коварства. Особенно в конце спектакля, где Король-Солнце, провозглашавший себя не иначе как «Государство – это я» идёт по сцене стуча своей тростью как слепец, а за ним народ плетётся молча.

Режиссёр задействовал не только сцену, но и весь зал. Герои неожиданно появлялись в разных местах зрительного зала. И это было эффектно и оправданно.

Декорации и костюмы чётко передали времена правления Людовика 14 и суть спектакля.

Всё работало на идею разыгравшейся драмы. И, конечно, сам Булгаков. Он появлялся неожиданно и вовремя. Он словно следил за своими героями, чётко выверяя каждый их шаг. И в нужный момент протягивал им руку помощи, но и эта помощь нужна была больше нам зрителям, чтобы точно и правильно понять героя драмы.

Мы много раз с супругом приезжали в театр. Смотрели разные спектакли: и классику, и современные, и драмы, и комедии. И нас всегда восхищала игра актёров!

фото автора
фото автора

На актёров Академическому театру тоже везёт.

В начале 20 века здесь дебютировала ещё никому неизвестная Фаина Раневская.

Осенью 1925 музыкальной частью театра стал заведовать молодой и талантливый композитор Исаак Дунаевский.

«Получить приглашение в Симферопольский театр было большой удачей. Симферополь всегда отличался хорошими труппами. Тут служили многие актёры, которые завоевали на периферии, а иногда и в столице настоящее признание», - говорил в своё время народный артист СССР Михаил Царёв, руководитель Малого театра.

На сцене Симферопольского театра он дебютировал осенью 1928 года, который к тому времени называли уже «Первым Советским театром». Позже он сыграет еще много ролей на этой сцене.

Яркой звездой театра в 30-40 е годы 20 века сияла актриса Александра Перегонец.

Яркая звезда театра - Александра Перегонец
Яркая звезда театра - Александра Перегонец

На сцене театра, который носил уже имя М. Горького, Александра сыграла десятки ролей. Однако в историю театра она вошла не только как прекрасная актриса, но и как подлинная героиня.

Вместе с художником театра Н.А. Барышевым в годы Великой Отечественной войны она возглавляла подпольную группу.

Во время оккупации города фашистами театр продолжал свою работу. Актёры-подпольщики собирали сведения о противнике и передавали их нашим бойцам. От наших они получали достоверную информацию о том, что творится на самом деле на фронте и рассказывали симферопольцам правду. Подпольщикам удалось спасти многих молодых людей от отправки их в Германию. Подпольщиками были спасены тысячи уникальных, исторических костюмов. Спасено само здание от уничтожения гитлеровцами. Не было бы сейчас этого театра, если бы ни стойкость и мужество актёров-подпольщиков.

Но каково им было играть на сцене перед фашистами и видеть, как мимо здания ведут на расстрел очередную партию сограждан. На глазах у Александры был расстрелян и ее муж.

Где она брала силы, чтобы продолжать улыбаться врагу на сцене?!

В борьбе они брали силы. Они знали и верили, что всё не напрасно. Они верили в победу, но увидеть её не смогли.

Всего за 3 дня до освобождения Симферополя фашисты казнили подпольщиков.

Актёры-подпольщики спасли театр, жизнь которого висела на волоске. Теперь театр благодарно хранит память о своих героях-защитниках.

В память о них на фасаде здания установлена мемориальная доска.

фото автора статьи
фото автора статьи

Приятно осознавать, что на самом деле, всё не напрасно, как верили Александра Перегонец и её друзья по сцене и борьбе.

Академический театр имени М. Горького в Симферополе продолжает свою работу на 5+. Позволяет своим зрителям радоваться, удивляться, смеяться, задумываться, плакать, переживать. Спасибо театру, людям театра за наши искренние эмоции.

Крым. Симферополь. Моя Россия. 2025 г