Дмитрий Гусев , Депутат Госдумы от Краснодарского края, первый заместитель председателя комитета по контролю
15 декабря в Керченском проливе сильный шторм стал фатальным испытанием для танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Они затонули, что это привело к одной из самых больших экологических катастроф в это регионе за последние годы. В Черное море вылилось несколько тысяч тонн мазута. Растекшиеся пятна достигли берегов Кубани и западного Крыма, оставив черные нефтяные следы на морском дне, пляжах, скалах, крыльях птиц и чешуе рыб.
С первых часов после крушения власти начали предпринимать все необходимые меры для устранения последствий катастрофы. Лично я наблюдал за слаженной работой штабов на всех уровнях – от местного до федерального. Уже откачан мазут из одного поврежденного танкера, на пляжах очищают загрязненный песок и грунт, водолазы – море. В этом процессе участвуют не только экстренные службы, но и волонтеры со всей страны. Они помогают в борьбе за природу побережья и жизнь его обитателей.
Восстановление экосистемы займет не один год и потребует значительных финансовых затрат. По информации МЧС, уже очищено более 352,5 км береговой линии, собрано свыше 179 500 т загрязненного песка и грунта. Масштабы впечатляют, но впереди еще много работы, и возникает множество вопросов.
Как обезопасить рыбу и морепродукты? Как эффективнее очищать море и пляжи? Как катастрофа повлияет на здоровье людей, в том числе предстоящий курортный сезон?
Первым делом мы обратились в Роспотребнадзор с просьбой проверить все аквафермы, занимающиеся рыбой и морепродуктами. Ведомство расширило лабораторные мощности в Анапе и Ялте для тщательного контроля воды и продукции. К инициативе присоединились хемоэкологи РАН, организовав экспедиции вдоль пострадавших побережий. Глава Роспотребнадзора Анна Попова заверила, что продукция с местных берегов безопасна, вода и воздух в зоне разлива в норме.
Технологий должно быть много
Сегодня важно не оставаться в стороне, после совещания в Госдуме с учеными и экологами, ведется сбор предложений по очистке загрязненной местности. В арсенале у нас более 10 различных технологий, многие из которых совсем новые и требуют полевых испытаний. Скоро их можно будет протестировать непосредственно в местах катастрофы. Разрешение уже готовится. Но важно понимать, что единого чуда-средства в таких ситуациях не существует. И чем больше будет технологий, тем лучше.
Для сбора мазута с морского дна предложено использовать илососы и земснаряды. А для очистки песка от мазута – био-сорбенты, разработанные компанией «Транснефть», эффективность которых превышает 95%. Причем, если использовать био-сорбенты в сочетании с механической очисткой, то результат будет еще лучше.
Кубанская научная школа из имеющихся технологий создала готовую модель для очистки. Лично видел ее работу в лаборатории КубГТУ. Осталось подготовить экономическое обоснование и воплотить разработку в жизнь. На промышленных мощностях. Получится готовая двухфазная система очистки грунта от нефтепродуктов. На первом этапе мазут механическим путем отделяют от песка, а затем остатки извлекаются с помощью ультразвука. После таких манипуляций песок пригоден для технического использования.
Курортам потребуются ковидные меры
Сегодня отдых россиян на просторах Анапы и Крыма под вопросом. Но все мы хотим, чтобы курортный сезон состоялся. Поэтому нужно действовать так, как в момент другой катастрофы – коронавирусной. В том числе усилить тестирование, поддерживать медицину и бизнес. И чистить, чистить, чистить. Ситуация понятная и мы умеем это делать.
Важно понять, как катастрофа скажется на здоровье и окружающей среде в долгосрочной перспективе.
Сейчас не время искать виноватых. Лучше сосредоточиться на поиске решений. Ведь история не окончена. Один из танкеров все еще покоится на дне морском. Храня в себе частицы мазута. Однако наши технологии позволяют спокойно извлечь его. Уверен, это будет сделано совсем скоро.