6 месяцев спустя.
Италию сотрясали волнения. Анжелике и ее сторонникам удалось разворошить тлеющие угли. Тут и там вспыхивали митинги, восстания, стачки. Рабочий класс требовал для себя тех же прав и свобод, что имело привилегированное общество и чем больше то самое общество противилось им, чем жестче принимались меры по их подавлению, тем решительнее становились протестующие. Страна была на грани революции и все понимали это.
Между партийными заботами и делами, Анжелика не забывала о Рошель и ее малютке. К крошке Эдде она особенно привязалась, да и как могло быть иначе! Анжелика уже понимала, что собственными детьми она вряд ли когда-нибудь обзаведется, а Эдде могла отдавать частицу своей нерастраченной любви и нежности. Рошель со сдержанной благодарностью принимала подарки и заботу Анжелики, но и не подпускала к себе близко. Они так и не стали подругами.
Бенито, видя, что Анжелика не пытается сделать из его послушной жены революционерку, перестал обращать внимание на частые визиты Анжелики в его дом и только подтрунивал иногда над своей наставницей:
-Ты знаешь какие сплетни ходят про нас? Говорят, что Эдда твоя дочь, а не Рошель!
Сначала Анжелика думала, что эту шутку выдумал сам Бенито, но оказалось, что он вовсе не шутил. Многие, кто не знал Анжелику лично, но многое слышал о ней, действительно так считали. Анжелика была крайне удивлена, как такое вообще пришло кому-то в голову, ведь она всегда была на виду и за несколько последних лет, даже не болела ни разу и не пропускала работу и собрания членов партии.
Впрочем, забивать себе голову подобной ерундой Анжелика не собиралась. Она уже давно отринула условности, навязанные обществом. Многие ее соратницы, открыто жили с мужчинами, не вступая в брак. Некоторые рожали детей, не имея мужа и никто их за это не осуждал. Она могла бы поступить так же, если бы только захотела.
Одним воскресным утром, Анжелика шла навестить Рошель и Бенито. В руках ее была маленькая, тряпичная кукла, купленная у бедно одетой старушки в парке неподалеку от ее дома, и немного фруктов для Рошель. Кроха Эдда еще кормилась грудным молоком, и потому вкусности доставались ее маме, так как на взгляд Анжелики, Бенито был все таки слишком прижимист когда дело касалось его семьи. Воскресный визит был для нее редкостью. Накануне она, Бенито и еще несколько ответственных партийных лиц, были приглашены на ужин в ресторан. Пригласила их семейная пара недавно переехавшая из Милана и активно поддерживающая идеи всеобщего равенства. Чезаре и Маргарита Сарфатти были парой колоритной. Он, лысоватый мужчина, с заметным брюшком, выпирающим над элегантными брюками, средних лет, курящий одну папиросу за другой. Она - красивая, ухоженная женщина, свободно чувствовавшая себя в любой компании. Маргарита сразу не понравилась Анжелике. По ее мнению, эта женщина, просто стремилась к показухе. Она стреляла глазами в сидящих за столом мужчин, обворожительно улыбалась им и бросала презрительные взгляды на присутствующих женщин. По этим взглядам Анжелика поняла, что и сама пришлась не по душе Маргарите, хоть ей и было на это наплевать. Больше всего Анжелике не понравилось то, что ресторан, в котором проходил ужин был слишком шикарным. Чета Сарфатти заплатила за ужин солидную сумму, великодушно отказавшись от предложения остальных компенсировать хотя бы часть затрат. По мнению Анжелики, так не должны были вести себя те, кто борется за права голодающих. Именно из-за Сарфатти она и решила сходить к Бенито воскресным днем, поговорить об их образе жизни.
Дверь открыла Рошель и Анжелика сразу увидела заплаканные глаза молодой женщины.
-Здравствуй Рошель! Мне нужно поговорить с Бенито! Надеюсь он уже поднялся с постели?! - Анжелика знала о любви Бенито поваляться в постели подольше, если выпадала такая возможность.
-Бенито не ночевал дома! - ответила Рошель и всхлипнула. Причина ее слез стала понятна Анжелике.
-Странно, когда мы вчера расходились он сказал, что едет домой!
Рошель как-то странно посмотрела на нее. Вероятно она подозревала, что Бенито провел ночь с Анжеликой, но теперь, узнав, что это не так, она растерялась. Рошель тайно ревновала мужа к его подруге и не верила в их чисто дружеские отношения. В отличие от самой Анжелики, она знала, настолько страстной натурой является ее муж. Когда-то она и сама не устояла перед его натиском. Но Анжелика стояла перед ней, а Бенито все еще не было.
-Я немедленно выясню где он! - пообещала Анжелика, видя, что в глазах Рошель появился испуг.
Она решила отправиться в редакцию. Там всегда, даже по выходным, кто-нибудь да был и возможно, что и Бенито уже там. Однако его не было. Молодой человек, служивший в газете секретарем, сидел за столом и перебирал какие-то бумаги. Он сообщил, что главный редактор не появлялся. Следующие несколько часов Анжелика искала Бенито по всем знакомым и наконец решила вернуться в его дом, надеясь, что они разминулись и он уже вернулся.
Они столкнулись практически нос к носу у самых дверей квартиры Бенито.
-Где ты был? - спросила Анжелика возмущенно, - Рошель волнуется!
-О, моя дорогая! Я провел эту ночь с восхитительной женщиной! - протянул Бенито, щурясь, как мартовский кот на солнышке.
-И ты так спокойно говоришь об этом, стоя практически на пороге дома, где тебя ждет жена?!
-Ой, прекрати, Анжелика! Одной из линий нашей партии является борьба с предрассудками!
-И кто же эта счастливица? - спросила Анжелика, догадываясь какой ответ последует.
-Маргарита! Это просто великолепная женщина!
-Но ведь она замужем, да и ты не свободен!
-Мы все рождены свободными, Анжелика, и вольны поступать так, как считаем нужным!
-А Рошель? Она тоже вольна поступать, как хочет?
-Конечно! Она и поступает! Ей нравится быть моей женой и ждать меня дома! - захохотал Бенито.
Анжелике стало противно. Поведение Бенито давно напрягало ее, но сейчас раздражение переросло в подобие неприязни.
-Кстати, а что ты тут делаешь? - спросил Бенито, сообразив, что Анжелика явно появилась у его дома не случайно.
-Я пришла поговорить с тобой о вчерашнем ужине и узнала, что ты с него еще не возвращался!
-После ужина Маргарита пригласила меня прогуляться, а потом мы заночевали в отеле...
-А Чезаре? Что он сделает, когда узнает?
-А он знает!
-Это ужасно...
-И все же, о чем ты хотела поговорить? - Бенито явно решил сменить тему.
-Вчерашний ужин был слишком шикарен! Нам не пристало позволять себе подобное расточительство!
-Но ведь платили Сарфатти!
-Это не важно! Само нахождение кого-либо из нас в подобном месте бросает тень на нашу принципиальность, в отношении излишеств, свойственным буржуазным слоям!
-Ты преувеличиваешь и говоришь, как на митинге! Вот увидишь, скоро денежки Сарфатти потекут к нам рекой!
Видя, что Бенито не понимает, или притворяется, что не понимает ее беспокойства, Анжелика сказала:
-Ты можешь поступать, как хочешь, но я в подобном больше участвовать не собираюсь!
-Даже если тебе прикажет твой начальник? - шутливо спросил Бенито.
-Именно! - ответила Анжелика и, отвернувшись, пошла прочь.
С того дня в редакции ее удерживало только чувство долга. С каждым днем она замечала в Бенито все новые черты, говорившие о том, что он совсем не тот, за кого она принимала его долгое время. Она заметила его стремление к лоску во всем, начиная от одежды и заканчивая перьевой ручкой, которой он ставил резолюции на бумагах. Ее коробило от его высокомерного тона, которым он обращался с подчиненными. Правда с самой Анжеликой говорил заискивающе, вероятно потому, что до сих пор не был уверен, что справится с работой без ее помощи. У него появилась привычка высмеивать идеи однопартийцев, с которыми он не был согласен. Анжелика сократила пребывание в редакции до минимума, стараясь больше бывать среди простых рабочих. Она и к Рошель стала заходить редко. После того случая, когда Бенито не ночевал дома, она попыталась поговорить с ней, убедить, что надо делать что-то, чтобы стать более независимой от мужа, но Рошель отказывалась ее понимать и твердила, что ее все вполне устраивает.
А вскоре в редакции объявилась Маргарита. Она прошествовала мимо Анжелики, источая удушающий аромат духов. Она сделал вид, что не знает Анжелику и прошествовала в кабинет Бенито, походкой королевы. Вскоре они вышли от туда вдвоем.
-Товарищ Маргарита Сарфатти отныне будет членом попечительского совета нашей газеты! - объявил он торжественно.
Всеми, кроме Анжелики, новость была воспринята спокойно. Она одна знала, истинную подоплеку их отношений. Между этими двумя искрило, и пока Анжелика готовила к верстке новый номер газеты, они часто запирались в кабинете Бенито, а по вечерам уходили пораньше, друг за другом.
Анжелика старалась не обращать на них внимания, однако Маргарита стала вести себя все более нагло и вызывающе, причем нападки были направлены на Анжелику.
-О, некоторые женщины так одеваются, что если бы не юбка, их можно было бы принять за юношу!
-Нужно уметь ценить то, что даровано тебе природой, а не стараться еще больше уродовать свою внешность!
-У некоторых на лице написано, что они не умеют наслаждаться жизнью!
Эти и подобные фразы, Маргарита говорила кому-нибудь, но громко и бросая на Анжелику выразительные взгляды. Понимая, что терпеть подобное ей не хочется, равно как и тратить силы на борьбу с этой красивой, но внутренне пустой, женщиной, Анжелика решила уйти из редакции.
В тот день когда она объявила всем о своем уходе, в редакции разразилась буря. Прекрасно понимая, на ком на самом деле все держится, все члены команды выражали бурный протест. Бенито выбежал из своего кабинета побледневший, попросил Анжелику пройти к нему для беседы.
-Что ты творишь, Анжелика, твое место здесь!
-Я думаю тебе пора отправляться в самостоятельное плавание, Бенито! Ты вырос и больше не нуждаешься в моей опеке! - сказала она, как можно мягче.
-Я не готов, Анжелика! Ты та сила, которая направляла меня на правильный путь!
-Ты больше не следуешь моим советам, Бенито, да и не обязан им следовать! У каждого из нас свой путь!
Вдруг его лицо сделалось злым.
-Значит ты бросаешь меня? Что ж, скатертью дорога! Но знай, ты об этом еще пожалеешь!
Она поспешила уйти. Расстаться по хорошему у них не получилось. Этот этап жизни был пройден, он исчерпал себя, и ей вновь предстояло искать свою дорогу. Анжелика собрала свои вещи и пошла к выходу. За ее спиной, уже бывшие коллеги, провожали ее аплодисментами...
Дорогие подписчики! Если вам нравится канал, расскажите о нем друзьям и знакомым! Это поможет каналу развиваться и держаться на плаву!
Поддержать автора можно донатом на карты:
Сбербанк: 2202 2002 5401 8268
Тбанк: 2200 7001 1281 4008
Юмани карта: 2204120116170354 (без комиссии через мобильное приложение)