Кинокомедии«Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» стали знаковыми в профессиональной деятельности Леонида Гайдая, прославив режиссёра и представив миру легендарную компанию— Труса, Бывалого и Балбеса. Георгий Вицин, Евгений Моргунов и Юрий Никулин в этих ролях навсегда вошли в золотой фонд советского кинематографа. Однако путь к созданию этих шедевров наполнен неожиданных поворотов и забавных моментов.
Рождение идеи
Леонид Гайдай после ряда неудач, включая фиаско кинофильма «Трижды воскресший» и временное отстранение от создания кинокартин после «Жениха с того света», уехал в Иркутск. Там режиссёр взвешивал свои решения, строил планы и ставил цели.Вдохновение пришло, когда он случайно увидел шуточную статью Степана Олейника в газете «Правда». Юмористическая заметка о браконьерах вдохновила его на создание короткометражного фильма.
Существует и иная версия, согласно которой идею подкинул директор «Мосфильма» Иван Пырьев.
Изначально героев фельетона звали Гаврила и два Никола, но Гайдай придал персонажам новые черты и дал им запоминающиеся прозвища — Бывалый, Трус и Балбес.
Подбор актёров
Гайдай раньше уже снимал Георгия Вицина в своих кинопроектах, поэтому утвердил актёра на роль Труса сразу без прослушиваний. На роль Бывалого претендовали известные актёры: Михаил Жаров, Михаил Пуговкин и Иван Любезнов. Но их образы не подошли. По совету Пырьева, Гайдай утвердил Евгения Моргунова, чьё исполнение оказалось точным попаданием в характер героя.
Персонаж Балбеса был непростой. Изначально на него рассматривался Сергей Филиппов, но из-за его занятости выбор пал на Юрия Никулина. Вицин, хорошо знакомый с Никулиным, рекомендовал его Гайдаю, и тот, увидев Никулина на пробах, сразу утвердил его.
Звёздный пёс и сложные сцены
Для роли Барбоса выбрали цирковую дворнягу Бреха, но съёмки с ним оказались настоящим испытанием. Собака то бежала не туда, то выбрасывала реквизит, а однажды даже укусила Евгения Моргунова, который не смог сдержать раздражения.
Сцены с медведем также не удались. Гайдай сам примерил медвежью шкуру, но результат показался худсовету слишком нелепым, и сцена была вырезана.
Успех и награды
После напряженной работы, включая сокращение фильма с 30 до 10 минут, в 1961 году картина показали в альманахе «Совершенно секретно». Она моментально стала хитом, получив признание не только в СССР, но и за границей.
Создание «Самогонщиков»
Воодушевленный успехом, Гайдай решил продолжить историю троицы. Юрий Никулин подал идею фильма о самогонщиках, опираясь на собственный цирковой опыт.
На съёмках вновь возникли трудности с собаками. Брех не справился, и его заменил новый пес Рэкс, который хотя и оказался талантливым, но однажды сбежал со съёмочной площадки. Кроме того, сцены с медведем наконец удалось реализовать, но зрители заметили несоответствие: гималайский медведь явно не мог обитать в подмосковном лесу.
Несмотря на сложности, «Самогонщики» повторили успех первой короткометражки, став ещё одной жемчужиной в фильмографии Гайдая.
Закулисные интриги и несбывшиеся сцены
Евгений Моргунов отличался своенравным характером и часто конфликтовал с коллегами. Например, он возмутился сценой, где его персонажа обгоняет Трус, считая это несправедливым. Сцены с женой Бывалого и дополнительные эпизоды также были вырезаны, чтобы не перегружать фильм.
Кинематографический феномен
Эти короткометражки не только стали началом блестящей карьеры Гайдая, но и заложили основу для создания целой серии фильмов с участием полюбившейся троицы.
Комедии Гайдая до сих пор вызывают смех и умиление, а их закулисные истории лишь подчёркивают, как много труда, вдохновения и даже курьёзов стояло за их созданием.
Наш телеграм - https://t.me/anteakino