Помню, как однажды перелистывала каталог одного аукциона, и увидела портретную миниатюру - даже не девушка ещё, а девочка. роскошные золотистые волосы, большие карие глаза, белая рубашка приспущена с плеча - что ж, детей, воплощённую невинность, порой именно так и писали. Вот только...
Это оказалась не девочка. А князь Генрик Любомирский.
Сам портрет - копия с миниатюры, написанной известным худржником Ричардом Косвеем, который не мог не восхититься ребёнком. Самым красивым мальчиком Европы - так тогда называли маленького князя.
Когда Генрику было шесть с небольшим, его забрала тётка, княгиня Изабелла Любомирская, женщина известная, яркая, влиятельная. Однако у неё были только дочери... И Генрик заменил ей сына.
Хотя, признаться, когда читаешь о том, как они путешествовали по Европе, складывается впечатление, что мальчик был то ли эффектным компаньоном, то ли статусным аксессуаром. Нет-нет, тётушка о нём заботилась - лучшие учителя, дорогие подарки, в будущем - роскошное поместье и блестящий брак. Однако Генрик должен был, прежде всего, демонстрировать свою поразительную красоту.
Живописцы. графики, скульпторы - многие известные мастера той эпохи стремились запечатлеть "ангельское личико". Маленький Любомирский, как никто, годился на роль мифологических персонажей. Когда на Парижском салоне выставили его портрет кисти Виже-Лебрен, картина произвела фурор. Княгиня не смогла с ней расстаться, хотя желающих приобрести было множество, в том числе король Станислав Август Понятовский. Что ж, стали делать копии... И когда после смерти княгини будет написан миниатюрный её портрет, но на нём рядом с пожилой дамой красуется всё тот же Гений славы, юный Генрик, только уже не живописное полотно, а мраморная статуя.
Что ж, внимание тётушки, гордившейся его красотой, позволило ему обрести не просто хорошее положение в обществе, а блестящее. Унаследовав от неё коллекции произведений искусства, он всю жизнь их пополнял, и сам став собирателем и меценатом. Стал рыцарем Мальтийскго ордена, много занимался общественной деятельностью, был патриотом, поддерживал независимость Польши.. Словом, прожил долгую, насыщенную, достойную жизнь.
И, знаете, меня это очень радует. То, что в детстве и юности он был такой, прямо скажем, культовой фигурой, и всё благодаря внешности, не разрушило его жизнь позднее.
P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!