Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Пассажирские самолеты, которые продолжили летать после развала СССР

Оглавление

Советский Союз оставил после себя богатое авиационное наследие, став одной из ведущих авиастроительных держав мира.

После распада СССР многие пассажирские самолеты продолжили эксплуатироваться в независимых государствах, обеспечивая авиаперевозки на внутренних и международных маршрутах.

Несмотря на появление новых западных лайнеров, советские воздушные суда еще долго оставались востребованными благодаря своей прочности, ремонтопригодности и адаптации к непростым условиям эксплуатации.

Некоторые из них до сих пор используются в различных уголках мира, подтверждая высокое качество и долговечность авиапрома прошлого столетия.

Ту-134

Это не просто самолет, а живая легенда нашей авиации. В далеком 1963 году он впервые поднялся в небо, и сразу стал звездой.

Его невозможно было спутать ни с чем - этот прозрачный нос со стеклянной кабиной штурмана, изящные очертания. Для миллионов людей именно с него началось знакомство с небом.

-2

В девяностые годы эти машины оказались настоящим спасением для авиакомпаний. В то время, когда многие самолеты пришлось поставить на прикол, он продолжал летать.

Простой в обслуживании, экономичный по тем временам, знакомый до последнего винтика каждому технику. На нем летали и в столицы новых независимых государств, и в районные центры.

Авиаторы до сих пор с теплотой вспоминают эту машину. Надежная в управлении, прощала ошибки пилотов. А пассажиры любили "тушку" за простор в салоне и огромные окна.

-3

Мальчишки специально упрашивали родителей взять билеты в первые ряды - оттуда можно было заглянуть в стеклянный нос, где работал штурман.

-4

К концу 2000-х пришло время прощаться. Двигатели считались слишком шумными для современных аэропортов. Да и топлива они требовали немало.

-5

В 2012 году с российских регулярных линий ушел последний пассажирский Ту-134.

Кое-где они еще летают в специальных ведомствах, другие помогают учить будущих летчиков. А для тех, кто поднимал их в небо - это не просто страница в истории авиации. Это часть жизни, которую уже не вернуть.

Ту-154

В 1968 году в небо поднялся самолет, которому суждено было стать легендой - Ту-154.

Его история началась на куйбышевском авиазаводе, а закончилась... Да что там говорить, для многих этот лайнер до сих пор остается любимым.

-6

В аэропортах люди подолгу смотрели на его элегантные очертания с тремя двигателями. Казалось, нет преград для этой машины.

В летний зной и в лютый мороз, в пургу и в песчаную бурю - Ту-154 летал везде. На борту размещались 180 пассажиров, а долететь можно было хоть до Владивостока с одной промежуточной посадкой.

Развал Союза многое изменил в авиации, но Ту-154 выстоял. Пока одни самолеты отправлялись на покой, он продолжал бороздить небо.

-7

Надежный, проверенный, родной. Летчики знали - не подведет. Да и запчасти можно было найти, в отличие от западной техники. В лихие 90-е это дорогого стоило.

Но время берет свое. Керосин дорожал, а три двигателя требовали немало топлива. Иностранные лайнеры становились все экономичнее. И вот уже авиакомпании одна за другой стали списывать старичков. В 2020-м он совершил свой последний регулярный рейс.

-8

Сейчас его можно увидеть разве что в музее. Но для тех, кто летал на нем - и пассажиров, и экипажей - это больше чем просто самолет. Это часть нашей общей истории, символ целой эпохи в отечественной авиации.

Ил-62

Был у нас такой красавец - Ил-62. Даже сейчас, закрыв глаза, видишь его элегантные очертания: четыре двигателя в хвосте, словно застывший в полете. Настоящий аристократ среди самолетов!

-9

Первый наш самолет, который мог без посадки долететь через океан. На таком же летало и руководство страны.

Начало 90-х здорово ударило по авиации, но Ил-62 держался молодцом. Правда, время шло, и все труднее становилось тягаться с иностранными лайнерами. Четыре двигателя просили много керосина, да и начинка самолета потихоньку устаревала.

-10

Но были места, где его по-прежнему любили и ценили. Он летал в Сибирь и на Дальний Восток. Там важнее была не экономия топлива, а то, что он заводился в любой мороз и садился почти в любую погоду.

-11

Сейчас увидеть летающий Ил-62 - большая редкость. Стоишь рядом с ним и думаешь: вот она, история нашей страны. Когда мы умели делать такие самолеты, которыми восхищался весь мир.

Як-40 и Як-42

А вот и семейство "Яков" - младшие братья больших лайнеров. Их можно было встретить в каждом областном центре. Эти самолеты стали настоящими трудягами региональных линий.

-12

Як-40 - совсем небольшой, на 30 пассажиров. Но какой характер!

Неприхотливость и надёжность позволяли им работать даже там, где аэропорты едва держались на плаву. Они не требовали идеальных полос и сложного обслуживания.

-13

Его старший брат был посолиднее - брал на борт больше сотни пассажиров. В салоне просторно, три двигателя в хвосте придавали уверенности.

Постепенно их заменили иностранные машины. Но для многих небольших городов именно эти самолеты были последней ниточкой, связывающей их с большой авиацией.

-14

Вот и подошла к концу история советских пассажирских самолетов. Эти машины, созданные в другой эпохе, сумели пережить сложные времена и послужить уже в новых странах. В их истории - судьба целого поколения авиаторов и пассажиров.

Главная причина их ухода - экономика. Расход топлива у советских лайнеров был выше, чем у западных конкурентов. К тому же новые самолеты предлагали больше комфорта, современную авионику, меньше шума. Но дело не только в этом.

Распался единый авиационный комплекс страны. Производство запчастей становилось все сложнее и дороже. Менялись и требования к авиации - экологические нормы, уровень шума, новые стандарты безопасности. Поддерживать старую технику в строю становилось накладно.

И все же эти самолеты оставили яркий след в истории. Они помогли сохранить авиасообщение в трудные годы.

Летали там, куда другие не рисковали садиться. Связывали города и поселки, когда само понятие внутренних авиалиний оказалось под угрозой.