Советский Союз оставил после себя богатое авиационное наследие, став одной из ведущих авиастроительных держав мира.
После распада СССР многие пассажирские самолеты продолжили эксплуатироваться в независимых государствах, обеспечивая авиаперевозки на внутренних и международных маршрутах.
Несмотря на появление новых западных лайнеров, советские воздушные суда еще долго оставались востребованными благодаря своей прочности, ремонтопригодности и адаптации к непростым условиям эксплуатации.
Некоторые из них до сих пор используются в различных уголках мира, подтверждая высокое качество и долговечность авиапрома прошлого столетия.
Ту-134
Это не просто самолет, а живая легенда нашей авиации. В далеком 1963 году он впервые поднялся в небо, и сразу стал звездой.
Его невозможно было спутать ни с чем - этот прозрачный нос со стеклянной кабиной штурмана, изящные очертания. Для миллионов людей именно с него началось знакомство с небом.
В девяностые годы эти машины оказались настоящим спасением для авиакомпаний. В то время, когда многие самолеты пришлось поставить на прикол, он продолжал летать.
Простой в обслуживании, экономичный по тем временам, знакомый до последнего винтика каждому технику. На нем летали и в столицы новых независимых государств, и в районные центры.
Авиаторы до сих пор с теплотой вспоминают эту машину. Надежная в управлении, прощала ошибки пилотов. А пассажиры любили "тушку" за простор в салоне и огромные окна.
Мальчишки специально упрашивали родителей взять билеты в первые ряды - оттуда можно было заглянуть в стеклянный нос, где работал штурман.
К концу 2000-х пришло время прощаться. Двигатели считались слишком шумными для современных аэропортов. Да и топлива они требовали немало.
В 2012 году с российских регулярных линий ушел последний пассажирский Ту-134.
Кое-где они еще летают в специальных ведомствах, другие помогают учить будущих летчиков. А для тех, кто поднимал их в небо - это не просто страница в истории авиации. Это часть жизни, которую уже не вернуть.
Ту-154
В 1968 году в небо поднялся самолет, которому суждено было стать легендой - Ту-154.
Его история началась на куйбышевском авиазаводе, а закончилась... Да что там говорить, для многих этот лайнер до сих пор остается любимым.
В аэропортах люди подолгу смотрели на его элегантные очертания с тремя двигателями. Казалось, нет преград для этой машины.
В летний зной и в лютый мороз, в пургу и в песчаную бурю - Ту-154 летал везде. На борту размещались 180 пассажиров, а долететь можно было хоть до Владивостока с одной промежуточной посадкой.
Развал Союза многое изменил в авиации, но Ту-154 выстоял. Пока одни самолеты отправлялись на покой, он продолжал бороздить небо.
Надежный, проверенный, родной. Летчики знали - не подведет. Да и запчасти можно было найти, в отличие от западной техники. В лихие 90-е это дорогого стоило.
Но время берет свое. Керосин дорожал, а три двигателя требовали немало топлива. Иностранные лайнеры становились все экономичнее. И вот уже авиакомпании одна за другой стали списывать старичков. В 2020-м он совершил свой последний регулярный рейс.
Сейчас его можно увидеть разве что в музее. Но для тех, кто летал на нем - и пассажиров, и экипажей - это больше чем просто самолет. Это часть нашей общей истории, символ целой эпохи в отечественной авиации.
Ил-62
Был у нас такой красавец - Ил-62. Даже сейчас, закрыв глаза, видишь его элегантные очертания: четыре двигателя в хвосте, словно застывший в полете. Настоящий аристократ среди самолетов!
Первый наш самолет, который мог без посадки долететь через океан. На таком же летало и руководство страны.
Начало 90-х здорово ударило по авиации, но Ил-62 держался молодцом. Правда, время шло, и все труднее становилось тягаться с иностранными лайнерами. Четыре двигателя просили много керосина, да и начинка самолета потихоньку устаревала.
Но были места, где его по-прежнему любили и ценили. Он летал в Сибирь и на Дальний Восток. Там важнее была не экономия топлива, а то, что он заводился в любой мороз и садился почти в любую погоду.
Сейчас увидеть летающий Ил-62 - большая редкость. Стоишь рядом с ним и думаешь: вот она, история нашей страны. Когда мы умели делать такие самолеты, которыми восхищался весь мир.
Як-40 и Як-42
А вот и семейство "Яков" - младшие братья больших лайнеров. Их можно было встретить в каждом областном центре. Эти самолеты стали настоящими трудягами региональных линий.
Як-40 - совсем небольшой, на 30 пассажиров. Но какой характер!
Неприхотливость и надёжность позволяли им работать даже там, где аэропорты едва держались на плаву. Они не требовали идеальных полос и сложного обслуживания.
Его старший брат был посолиднее - брал на борт больше сотни пассажиров. В салоне просторно, три двигателя в хвосте придавали уверенности.
Постепенно их заменили иностранные машины. Но для многих небольших городов именно эти самолеты были последней ниточкой, связывающей их с большой авиацией.
Вот и подошла к концу история советских пассажирских самолетов. Эти машины, созданные в другой эпохе, сумели пережить сложные времена и послужить уже в новых странах. В их истории - судьба целого поколения авиаторов и пассажиров.
Главная причина их ухода - экономика. Расход топлива у советских лайнеров был выше, чем у западных конкурентов. К тому же новые самолеты предлагали больше комфорта, современную авионику, меньше шума. Но дело не только в этом.
Распался единый авиационный комплекс страны. Производство запчастей становилось все сложнее и дороже. Менялись и требования к авиации - экологические нормы, уровень шума, новые стандарты безопасности. Поддерживать старую технику в строю становилось накладно.
И все же эти самолеты оставили яркий след в истории. Они помогли сохранить авиасообщение в трудные годы.
Летали там, куда другие не рисковали садиться. Связывали города и поселки, когда само понятие внутренних авиалиний оказалось под угрозой.