Найти в Дзене
Эдуард Нигмати

Достоверность восприятия

Все что есть, существует потому что смогло появиться, сохраниться и развиться до известного современного нам состояния в этом довольно агрессивном мире, который не терпит неустойчивых случайных вещей. Есть расхожее мнение, идущее от обыденного идеализма, которое говорит, что люди по разному воспринимают действительность. Наши органы настроены по разному, и поэтому цвет, запах, поверхность, форма каждым человеком отражаются по разному. Как же мы можем положиться на наше восприятие и еще из этого выводить какие-то теории о мире? Так говорят сторонники данного мнения, и хотя не употребляют термины субъективный или солипсизм, фактически следуют за идеей, что мир существует только в голове. Но вернемся к началу. Люди очень давно, сотни тысяч лет назад, появились в каких-то формах. И подавляющая часть таких форм не выжила, мы находим их кости, но не видим их вокруг нас. Они не смогли ужиться с этим очень агрессивным миром, который нас окружает. Напомню совсем еще недавних наших соседей неанд

Все что есть, существует потому что смогло появиться, сохраниться и развиться до известного современного нам состояния в этом довольно агрессивном мире, который не терпит неустойчивых случайных вещей.

Есть расхожее мнение, идущее от обыденного идеализма, которое говорит, что люди по разному воспринимают действительность. Наши органы настроены по разному, и поэтому цвет, запах, поверхность, форма каждым человеком отражаются по разному. Как же мы можем положиться на наше восприятие и еще из этого выводить какие-то теории о мире? Так говорят сторонники данного мнения, и хотя не употребляют термины субъективный или солипсизм, фактически следуют за идеей, что мир существует только в голове.

Но вернемся к началу. Люди очень давно, сотни тысяч лет назад, появились в каких-то формах. И подавляющая часть таких форм не выжила, мы находим их кости, но не видим их вокруг нас. Они не смогли ужиться с этим очень агрессивным миром, который нас окружает. Напомню совсем еще недавних наших соседей неандертальцев и денисовцев. И хоть мы в себе носим маленькую толику генов и тех и других, все равно их больше нет. Они нее выжили. Что-то было у них не так.

Таким образом, мы можем слегка по разному видеть, слышать и даже понимать. Но если я иду по улице, то не сталкиваюсь с каждым столбом, с каждым деревом, с каждым встречным прохожим, потому что мое зрение четко позволяет отделить дорогу, тротуар, машину, прохожего друг от друга.

Более того, в сложном человеческом обществе я усвоил некоторые правила, которые позволяют выжить теперь уже в еще более сложной городской среде. Я не иду через дорогу, если горит красный свет. То есть, я говорю в данный момент о себе, но ведь вы поступаете точно так же. В крайнем случае вы перебежите на красный, если ни слева, ни справа нет машины. Да нарушите закон, но все равно поступите с определенной степенью благоразумия и знания об окружающей среде.

А те кто поступали не очень благоразумно умерли чуть раньше чем им хотелось бы и может быть не оставили потомства. То есть мы результат очень долгого отбора и развития. И это развитие сформировало наши органы чувств, нервную систему и мозг. И теперь приобретенные за века свойства позволяют нам думать, ориентироваться и приспосабливаться. И если это было не так, то нас просто не было бы.

Вот что позволяет надеяться не только на то, что мы выживем и дальше, но и свидетельствует о том, что мы этот мир худо бедно познаем, и несмотря на его изменчивость познаем и его закономерности, отражая их в науке, в законах, в мировоззрении, и в обыденной жизни. Более того, наши знания позволяют не только познавать, но и менять мир, создавая искусственную среду, тот же светофор.

За века мы приручили огонь, растения, животных, построили дома, провели в них свет и отопление, устроили общество. И пусть наши действия не всегда были удачными, а наши конструкции далеки о совершенства, мы все-таки не дрожим в холодном темном лесу, не сражаемся с миром камнями и палками, как это было на заре человечества.

И понятно, что мы мыслим и ориентируемся не только потому, что у нас есть органы чувств. Без них мы разумеется не стали бы мыслить. Но наше мышление связано и с тем, что мы нечто начали делать руками, что всякую конструкцию продумывали и изобретали. Производство — практика — позволяет нам достаточно глубоко проникать в законы природы и общества, создавать науки, технологии, отношения.

Хорошие они или плохие — это третий вопрос. И он тоже раскрывается только исторически, не только нашим прошлым, но и нашим будущим.