Найти в Дзене

Пять тысяч «Где?», семь тысяч «Как», сто тысяч «Почему»

Оглавление

В материале «А кто спросит, тому в нос!», или Детские вопросы и взрослые ответы» мы говорили о необходимости пересмотреть своё отношение к вопросам детей. Вам удалось? Тогда продолжим. Давайте исследовать вопросы, которые окружают вашего ребенка, вместе с доцентом дирекции образовательных программ МГПУ, преподавателем магистратуры «Тьюторство в сфере образования», автором телеграм-канала Questioning Thinking Вадимом Евгеньевичем Карастелёвым, кандидатом политических наук.

Английский исследователь Йан Лесли (Ian Leslie) обнаружил, что дети из семей среднего класса задают в целом больше вопросов, чем дети рабочих, особенно заметно это различие в вопросах, начинающихся с «почему» и «как».

В книге «Стать инноватором» на основе данных примерно 500 инноваторов и примерно 5 тысяч руководителей были приведены пять характеристик первооткрывателя, которые отличают инноваторов от обычных управленцев. Одна из них — умение задавать вопросы. Исследователи выявили у инноваторов устойчиво высокий коэффициент Q/A (соотношение вопросов и ответов), при этом в стандартном диалоге вопросов (Q) не только количественно больше, чем ответов (A), но и по ценности они не уступают хорошим качественным ответам.

Предлагаем вам в течение двух недель фиксировать вопросы, которые задает вам ребёнок и вопросы, которые задаете ребёнку вы и окружающие (по возможности).

В результате попробуйте сформулировать:

  • Какие вопросы задают вам ваши дети?
  • Какие вопросы задавали вы своим родителям?
  • Как можно поддержать любознательность ребенка?

Так вы узнаете, сколько вопросов и от кого получает ребёнок, и сколько и кому он их задаёт. Обратите внимание на вопросы, которые начинаются со слов «зачем», «почему» и «как» — они важны для развития любознательности.

Кроме того, вы зафиксируете результат на момент начала эксперимента по вопрошанию, и сможете понять, чего достиг ребёнок и вы сами.

Может быть, вашему ребёнку и (или) вам, как родителю, понравится вести дневник своих вопросов или дневник вопросов вашей семьи. Пересматривая вопросы время от времени, вы можете обнаружить динамику — углубление вопросов по какой-то проблеме.

Как работать с вопросами?

Если вы хотите дополнительно поддержать любознательность ребёнка, не только отвечайте ему. Попробуйте разнообразные приёмы работы с вопросами.

Например, ребёнок спросил вас о чём-то. Если рядом с вами находятся другие дети, то можно узнать их ответы. Если ответа никто не знает, то предложите детям стать охотниками на вопросы: пусть выскажут идеи о том, как искать ответ. Можно обсудить с ними разные варианты поисков, а затем предложить каждому найти ответ к определенному сроку и поделиться им.

Дайте ребёнку понять, что не знать ответов и публично признаваться в этом — это нормально, а вот не искать ответов — недальновидно.

Превращение процессов формулирования вопросов и поиска ответов в увлекательную игру очень продуктивный ход, особенно для дошкольников и детей младшего школьного возраста.

Другой приём — попросить ребенка (для третьеклассников уже вполне посильно) прояснить смысл заданного им вопроса — объяснить, зачем он об этом спросил. Сходу ответить ребёнок может не всегда, и дополнительный вопрос позволит ребенку глубже понять и объяснить другому смысл своего вопроса.

Чтобы научиться этому, можно поиграть с несколькими детьми в игру: один говорит вопрос, записывает его смысл так, чтобы другие не видели (это необходимо, чтобы сличить с ответами, которые будут даваться), а другим предлагается понять смысл вопроса. Тот, кто отгадал смысл верно, становится ведущим — задает свой вопрос, записывает смысл и предлагает другим отгадать его.

Еще один прекрасно работающий приём, когда дети уже могут легко писать — создать место для вопросов. Это может быть доска для записей в коридоре, шкатулка (сундучок), стикеры и отведенное для их наклейки место. Родители и другие члены семьи тоже могут участвовать, задавая вопросы детям. В оговоренный момент вся семья собирается и отвечает на накопившиеся вопросы — или все вместе ищут ответ. Это полезное упражнение для стимулирования мышления.

Опросник для самопроверки

А как в вашей семье относятся к вопросам детей или к вопросам вашего детства? Далее из «Карманного интеллектуального тренажера» («КИТ - 1»), разработанного в Лаборатории интерактивного вопрошания, приведены вопросы, на которые необходимо ответить вопросами. Попробуйте и напишите, что у вас получилось.

  • Какой вопрос вы бы хотели получить от своего партнера (друга, супруга или супруги)?
  • Какие важные вопросы вас интересовали в детстве?
  • Какие вас в детстве интересовали значимые вопросы про свое будущее?
  • Какой вопрос про лень вы задали бы своим детям?
  • Каких вопросов и от кого вам не хватало в вашем детстве?
  • Какими идеями (вопросами) вы бы могли поделиться с другими родителями и (или) с детьми?
  • Какой вопрос вы бы хотели сейчас получить от своих родителей (наставников)?
  • Какой вопрос вы бы хотели сейчас получить от своих дедушки и бабушки?
  • С чем бы вы как ребёнок сравнили свой следующий шаг в ближайшее будущее? Каков там самый важный вопрос?
  • Какие интересные вопросы вы как родители задаете своим детям?
  • На какие вопросы от вас как родителей дети отвечают с удовольствием?
  • Какие вопросы вы как родители обычно задаете своим детям? В какие необычные вопросы их можно перевести?
  • На какие вопросы от своего ребёнка вы избегаете отвечать? Почему?
  • Какой страх есть у вас как родителя? Переведите этот страх в вопрос или группу вопросов.
  • Представьте, что вы как родитель решили написать книгу для своих далёких потомков. Как бы вы назвали эту книгу и на какой вопрос книга даст ответ?
  • Какой вопрос сейчас для вас как для родителя самый важный?
  • Какие вопросы продвигают вас как родителя?
  • Каких существенных вопросов вам не хватает как родителю? Что нужно сделать, чтобы они появились?

В книге Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия» есть важная для родителей мысль «... ибо поистине серьезными вопросами бывают лишь те, которые может сформулировать и ребёнок. Лишь самые наивные вопросы по‑настоящему серьезны. Это вопросы, на которые нет ответа. Вопрос, на который нет ответа, — барьер, через который нельзя перешагнуть. Другими словами: именно теми вопросами, на которые нет ответа, ограничены людские возможности, очерчены пределы человеческого существования». Цените вопросы вопросы детей и ваши собственные, фиксируйте и трансформируйте их время от времени. История европейской мысли — это история вопрошания. Хотите больше узнать про вопросы? Рекомендую свою книгу “Навигатор вопрошания”. Или подписывайтесь на канал: к теме вопросов и ответов на них мы ещё будем возвращаться.