Найти в Дзене

Вот почему Люси была лицом человеческой эволюции в течение последних 50 лет

Палеонтологи раскопали культовую окаменелость в 1974 году. Сегодня ее наследие остается столь же культурным, сколь и научным. Первая подсказка о том, что окаменелый предок человека, известный как Люси, может стать глобальным явлением, появилась в парижском аэропорту в декабре 1974 года. Проходя таможню, палеоантрополог Дональд Йохансон представил завернутые посылки в своей сумке как окаменелости из Эфиопии, и таможенник ответил: «Вы имеете в виду Люси?» Всего за несколько недель до этого Йохансон и его команда обнаружили кости маленькой взрослой самки, которая, по-видимому, была давно потерянным членом нашего генеалогического древа. Древний скелет еще предстояло изучить и проанализировать исследователям, но пресс-релиза было достаточно, чтобы сделать его самым известным ископаемым в истории. В то время существовал «значительный широкий интерес к происхождению человека», говорит Йохансон. Находки, сделанные семьей Лики и другими учеными в Южной Африке, начали дополнять человеческую исто
Оглавление

Палеонтологи раскопали культовую окаменелость в 1974 году. Сегодня ее наследие остается столь же культурным, сколь и научным.

Реконструкция Люси в Гессенском земельном музее Дармштадта в Германии показывает, как мог выглядеть древний гоминин. Спустя пять десятилетий после своего открытия она по-прежнему очаровывает как ученых, так и общественность.
Реконструкция Люси в Гессенском земельном музее Дармштадта в Германии показывает, как мог выглядеть древний гоминин. Спустя пять десятилетий после своего открытия она по-прежнему очаровывает как ученых, так и общественность.

Первая подсказка о том, что окаменелый предок человека, известный как Люси, может стать глобальным явлением, появилась в парижском аэропорту в декабре 1974 года. Проходя таможню, палеоантрополог Дональд Йохансон представил завернутые посылки в своей сумке как окаменелости из Эфиопии, и таможенник ответил: «Вы имеете в виду Люси?»

Всего за несколько недель до этого Йохансон и его команда обнаружили кости маленькой взрослой самки, которая, по-видимому, была давно потерянным членом нашего генеалогического древа. Древний скелет еще предстояло изучить и проанализировать исследователям, но пресс-релиза было достаточно, чтобы сделать его самым известным ископаемым в истории.

В то время существовал «значительный широкий интерес к происхождению человека», говорит Йохансон. Находки, сделанные семьей Лики и другими учеными в Южной Африке, начали дополнять человеческую историю, предполагая, что ранние предки развили прямохождение миллионы лет назад в Африке, за которым последовал большой мозг и способность использовать инструменты.

Тем не менее, окаменелости, обнаруженные до сих пор, были фрагментарными — череп здесь, частичная нога там. И их возраст не превышает 1,75 миллиона лет, что значительно моложе, чем предполагалось у самых далеких предков человека.

Люси продолжала устанавливать рекорды по возрасту и полноте, подтверждая при этом идеи об эволюционном переходе человека к прямохождению. Другие окаменелости с тех пор превзошли ее в достижениях, но Люси остается именем нарицательным 50 лет спустя. Научная история окаменелости с самого начала была переплетена с культурной.

Реконструкция скелета Люси выставлена в Музее природы Зенкенберга во Франкфурте, Германия. На протяжении многих лет исследователи спорили, сколько времени она проводила, ходя по земле на двух ногах, по сравнению с лазаньем по деревьям.
Реконструкция скелета Люси выставлена в Музее природы Зенкенберга во Франкфурте, Германия. На протяжении многих лет исследователи спорили, сколько времени она проводила, ходя по земле на двух ногах, по сравнению с лазаньем по деревьям.

Легенда открытия Люси

24 ноября 1974 года Йохансон искал окаменелости древних родственников человека или гоминидов в районе под названием Хадар в регионе Афар в Эфиопии, когда он заметил кость предплечья, вырывающуюся из склона холма. Собрав кость и вернувшись в лагерь, Йохансон и полевая команда отпраздновали тот вечер, подпевая популярной песне «Битлз» «Люси в небе с бриллиантами» (по крайней мере, так гласит история). На следующий день они раскопали остатки останков гоминидов при 110-градусной жаре и начали называть скелет Люси. В научных кругах она позже стала известна как AL 288-1, а в Эфиопии — как Dinkinesh, что в переводе с амхарского означает «ты изумительна».

Собрав воедино ее нижнюю челюсть, фрагменты черепа, позвонки, ребра, руки, таз и ноги, команда собрала около 40 процентов скелета Люси. Она выглядела взрослой, но ростом чуть больше метра.

Люси гастролировала по США в 2007 году и впервые появилась на публике в Хьюстонском музее естественных наук в Техасе. Выставка вызвала критику среди музейного сообщества и других людей, которые утверждали, что окаменелость слишком хрупка, чтобы ее можно было вывезти из Эфиопии.
Люси гастролировала по США в 2007 году и впервые появилась на публике в Хьюстонском музее естественных наук в Техасе. Выставка вызвала критику среди музейного сообщества и других людей, которые утверждали, что окаменелость слишком хрупка, чтобы ее можно было вывезти из Эфиопии.

Слои вулканической породы, слагающие окаменелости, датируют ее возраст 3,2 миллиона лет, что почти вдвое превышает возраст самого старого известного предка человека. Кроме того, следующий по возрасту скелет в то время насчитывал всего 100 000 лет. Такой древний, полный экземпляр был замечательным. Люси попала во всех превосходных степенях, как вспоминает научный обозреватель New York Times Бойс Ренсбергер, «самая старая и самая полная».

Судя по фрагментированным останкам ее черепа и другим находкам в Хадаре, у Люси, казалось, был маленький, размером с шимпанзе, мозг и выступающее лицо, но остальная часть ее скелета указывала на полностью прямую, человеческую осанку. В 1978 году Йохансон и его коллеги официально отнесли ее к новому виду, Australopithecus afarensis (южная обезьяна из племени афар на латыни), и заявили, что она является доказательством того, что наши предки ходили на двух ногах до того, как у них развился большой мозг.

Тем не менее, даже в то время «Люси» не была самым противоречивым или потрясающим открытием в истории науки о происхождении человека. В то время как она продемонстрировала, что прямохождение было ранним признаком африканской родословной, Африка уже была признана родиной человечества на протяжении десятилетий, как и идея о том, что вертикальная осанка предшествовала большому мозгу.

Культурное значение Люси быстро вышло за рамки ее научного статуса. С самого начала у нее были все задатки иконы — ее броское прозвище, ее драматическое открытие. Но, пожалуй, самое главное, у нее был восторженный рассказчик в лице Йохансон. Это оказалось выигрышной комбинацией.

Что привело Люси к славе?

К 1974 году семья Лики — Мэри, Луис и их сын Ричард — уже более десяти лет занималась поисками предков. Их открытия нескольких черепов, каменных орудий и других окаменелостей из Олдувайского ущелья в Танзании и берегов озера Туркана в Кении появились в National Geographic и других журналах.

Несмотря на частое появление в новостях, предки, найденные Лики с прозвищами вроде «Дорогой мальчик» и «Щелкунчик», никогда не достигали такой звездной силы. «Просто не было никаких окаменелостей, с которыми люди в Соединенных Штатах или Европе могли бы связаться», — говорит Кэй Рид, палеоантрополог из Университета штата Аризона.

Путешествие Люси от неизвестной в горной местности Эфиопии до знаменитости, которую узнают в аэропорту, озадачивает даже Йохансон. «Я прокручивал это в голове, — признается он, — пытаясь понять, что именно привлекло такое огромное внимание».

Возможно, одной из граней является ее исключительно человеческое прозвище, которое Йохансон называет «ласковым и легко запоминающимся». Или, может быть, это связано с тем, что находка «является частичным скелетом, — размышляет он, — и поэтому ее можно распознать как индивидуума».

Другие отдают должное самому Йохансону за «неустанное» участие в публичной коммуникации науки. Действительно, книга Йохансон «Люси: начало человечества», опубликованная в 1981 году, взлетела вверх по списку бестселлеров. Книга привела к появлению в таких программах, как «Доброе утро, Америка» и сериале NOVA «В поисках истоков человека», снятом в Эфиопии. «В значительной степени мы обязаны этим работам, интервью и лекциям Йохансон», — говорит Зерей Алемсегед, палеоантрополог из Чикагского университета.

Люси имеет схожие черты как с людьми, так и с шимпанзе. Еще одна реконструкция ее внешности выставлена в Музее неандертальцев в Меттмане, Германия, в 2019 году.
Люси имеет схожие черты как с людьми, так и с шимпанзе. Еще одна реконструкция ее внешности выставлена в Музее неандертальцев в Меттмане, Германия, в 2019 году.

В возрасте всего 31 года, когда он нашел Люси, молодой Йохансон казался одинаково непринужденным перед камерой, блуждая по пустыне, как и сидя рядом с Уолтером Кронкайтом в прайм-тайм. Позже СМИ описывали Йохансона как «человека большой природной грации» и «Индиану Джонса в «Армани». Тем не менее, он вспоминает, что сначала он «был очень неуклюжим и слишком техничным», прежде чем получить руководство от научного коммуникатора Карла Сагана.

Сочетание таких факторов, как прозвище, полнота и подход Йохансона, объединилось, чтобы изобразить Люси как близкую друг другу. Йохансон не относился к ней как к груде пыльных старых костей, а персонализировал ее. В документальных фильмах, например, он часто тонко напоминает зрителю, что когда-то она была живой, дышащей личностью, ссылаясь на место ее открытия не только как на место, где он наткнулся на ее окаменелости, но и как на «то самое место, где она умерла много лет назад» в сериале NOVA.

Происхождение человека в центре внимания

Наличие такого представительного предка помогло привлечь внимание к науке о происхождении человека еще больше, чем когда-либо прежде. Воспользовавшись этим импульсом, Йохансон в 1981 году основал некоммерческий институт под названием «Институт происхождения человека» в Беркли, штат Калифорния. В дополнение к исследованиям и полевой работе, он решил, что работа с общественностью должна быть опорой организации с самого начала.

Люси предоставила окно для просвещения людей, способ достучаться до детей и взрослых «и просто сказать: «Это то, что мы делаем», — вспоминает один из первых преподавателей Института, Рид.

Однако не все ценили публичную личность Йохансона, что вызвало раскол в институте, поскольку некоторые исследователи обвиняли его в том, что он ставит связи с общественностью выше науки. Спор закончился отъездом нескольких геологов и переездом в Университет штата Аризона в 1997 году. В том же году коллега Йохансона Уильям Кимбел заявил в Phoenix New Times, что если ученые, выполняющие работу, «не в состоянии донести результаты до общественности, значит, что-то не так». Таким образом, информационно-просветительская деятельность, сбор средств и исследования продолжали развиваться в тандеме.

Эти усилия направили средства на полевые исследования, которые помогли A. afarensis стать одним из наиболее широко представленных видов родственников человека в мире. С более чем 400 образцами, обнаруженными на полудюжине стоянок в Эфиопии и Кении, большинство окаменелостей A. afarensis происходят из Хадара, и исследователи продолжают поиски. Более новые открытия, в том числе несколько почти полных черепов, показали, что вид существовал от 3,9 до 3 миллионов лет назад и питался обобщенной пищей, что делает их более гибкими, чем предыдущие гоминиды.

Каково наследие Люси?

Сегодняшние исследователи эволюции человека – это поколение, воспитанное Люси. Крис Кампизано, палеоантрополог из Университета штата Аризона, помнит, как читал книгу Йохансона в старшей школе для летнего проекта, что вызвало у него интерес к поиску окаменелостей гоминидов в Африке. Сейчас он руководит исследованиями в Хадаре. Размышляя о траектории, Кампизано отмечает: «Я никогда бы не подумал, что в 50-ю годовщину открытия Люси я буду руководить проектом».

Сегодня институт, который построила Люси, по-прежнему ведет палеоантропологические исследования по всему миру. Сочетая образование со сбором средств для поддержки исследований, влияние распространилось далеко за пределы Хадара.

Слава окаменелости привела к «эффекту домино», говорит Алемсегед, который является эфиопом и впервые встретил Люси во время работы в Национальном музее Эфиопии в Аддис-Абебе, где она в настоящее время хранится в специально сконструированном сейфе.

Алемсегед был постдоком в Институте, когда он руководил первой в истории эфиопской командой на месте Дикика, расположенном через реку Аваш от Хадара. Там он нашел удивительно полного дитя вида Люси, A. afarensis, которого он назвал Селам, что в переводе с амхарского означает «мир». Когда ребенку было всего 2,4 года, его быстро окрестили «ребенком Люси», несмотря на то, что он жил за 200 000 лет до Люси.

Среди постоянно растущей коллекции окаменелостей A. afarensis Люси остается в центре. «Очень трудно не упомянуть Люси, когда говоришь о новых открытиях», — говорит Алемсегед, добавляя, что она стала «эталоном», с которым сравнивают все другие окаменелости. «Вы находите что-то, и люди спрашивают, это старше или моложе Люси? Выше или ниже Люси?

Люси больше не является самым древним или самым полным предком человека. Sahelanthropus tchadensis возрастом 7 миллионов лет и Orrorin tugenensis возрастом 6 миллионов лет соперничают за самое старое название, в то время как скелет «Little Foot», австралопитека из Южной Африки, готов более чем на 90 процентов.

Тем не менее, статус иконы Люси еще предстоит повторить. Как следует из «Little Foot», ученые пытались дать своим находкам прозвища, от «Ardi», сокращенно от Ardipithecus, до «Neo» и «Child of Darkness» для различных образцов Homo naledi в Южной Африке. Однако эти прозвища не прижились широко, и в небе с бриллиантами Люси остается.