Наблюдая за развитием методологий управления проектами можно заметить, что во всех известных проектных подходах, фреймворках, шаблонах существует явный уклон в сторону операциональности, т.е. предъявление процессов и практик, реализуя которые с высокой степенью определенности можно достичь запланированных результатов. Вместе с тем, практически без внимания остаются вопросы культурных норм, социальных связей, мотивов, целеполагания, легитимности, доверия, отношений с окружением и т.п., все, то важное без чего осуществление проекта невозможно. И обезличенное объяснение способов командообразования, достижения лидерства и преодоления сопротивления не решают проблему. По-видимому, проект является намного более сложной и комплексной системой деятельности по отношению к тому, как он представляется в учебных курсах.
Основу для анализа уровней сложности проекта может предоставить подход семантики систем, разрабатываемый Сергеем Хапровым (https://t.me/sergeykhaprov). Воспользуемся рассуждениями семантики систем, творчески преломив их для задачи анализа деятельности по управлению проектом.
Понимая всю ограниченность возможности визуализации сложных объектов, все же изобразим уровни сложности проекта с использованием вложенных концентрических окружностей (Рис. 1).
Инженерно-техническая сложность
Непосредственно вблизи границы проекта находится первый уровень сложности, составляемый действиями (работами) и продуктами проекта. Именно они определяют видимое поведение в проекте. Уровень отвечает на вопросы: «Что сделать?» и «Как сделать?». Это уровень технической, инженерной сложности наиболее развит. Практики этого уровня существенно зависят от отрасли, к которой принадлежит проект и типов производимых в нем продуктов.
Организационная сложность
Следующий уровень сложности – организация проекта и управление им. Здесь находится ответ на вопрос: «Как сделать так, чтобы проект достиг запланированных результатов при ограничении ресурсов и времени на его реализацию?». Именно этот уровень описывают все имеющиеся подходы к проектному управлению. Проект замысливается, проектируется, инициируется, планируется, бюджетируется, управляется для достижения целей его осуществления. Методологии данного уровня более универсальны, а подходы различаются для проектов, реализуемых в разнообразных организационных контекстах (проект: сложный; экстремальный; малый; критический и т.п.).
Социо-динамическая сложность
Проект реализуется группой людей в рамках коллективов, управляемых руководителями. И это третий и более глубокий уровень сложности. Здесь повсюду межличностные и межгрупповые отношения – всевозможные, переплетенные и неявные. К этому уровню относится мотивы и смыслы, культура компании, внутренняя политика, стратегия, видение, центры влияния, вовлечение, мыслительные коллективы и т.п. Данный уровень сложности слабо формализуем и не приемлет шаблонности. Вопрос, на который необходимо ответить здесь: «Как вдохнуть жизнь в проект?».
Онтологическая сложность
Здесь имеется в виду сложность онтологии предметной области – формального описания предметной области, определяющего общую терминологическую базу проектного управления. То, как мы наименовываем сущности, и наделяем ли мы их устойчивыми смыслами во многом определяет наше мышление и последующее действие. В проектном управлении существуют основополагающие понятия, определение которых не дано, либо таких определений множество (понятие «Проект» не является исключением). Вопрос этого уровня: «Какой словарь мы используем, говоря о проекте?».
Введя в рассмотрение эти четыре уровня сложности, следует отметить следующее:
1. Все уровни взаимообусловлены. Решение, принятое на одном из уровней, предопределяет решения и действия на всех остальных уровнях.
2. Проект будет успешен, если его архитектура и процессы на всех уровнях будут гармонизированы.
3. Уровни не соотносятся друг с другом как целое и части, также они не являются равнозначными элементами одной системы, потому понятия «эмерджентности» и «связи» для данного построения, возможно, требуют переосмысления.