Найти в Дзене

Шарль Де Голль и «Красный май» 1968 года во Франции

(Разбор события на примере задания №21 ЕГЭ по истории) Как вы знаете, одним из самых сложных заданий ЕГЭ по истории является задание № 21, которое многие выпускники не выполняют ввиду наличия элемента Всемирной истории. Ранее, в своих статьях я уже касался того, как готовиться к заданиям этого типа. Сегодня же я бы хотел подробно на примере разобрать один из таких вопросов и остановиться именно на событиях зарубежной истории. Считаю, что это будет полезным и необходимым, поскольку большинство пособий и справочников по подготовке к ЕГЭ рассматривают события и процессы Всемирной истории в достаточно сжатом виде, часто не рассматривая предпосылки, причины и последствия. В качестве примера для разбора было взято задание № 21 из сборника Артасова за 2023 год. Выглядит оно следующим образом: В 1960-х гг. в ряде стран наблюдалось нарастание внутриполитической напряжённости. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в 1960-х гг. руководителям и СССР,
Оглавление

(Разбор события на примере задания №21 ЕГЭ по истории)

Как вы знаете, одним из самых сложных заданий ЕГЭ по истории является задание № 21, которое многие выпускники не выполняют ввиду наличия элемента Всемирной истории. Ранее, в своих статьях я уже касался того, как готовиться к заданиям этого типа. Сегодня же я бы хотел подробно на примере разобрать один из таких вопросов и остановиться именно на событиях зарубежной истории. Считаю, что это будет полезным и необходимым, поскольку большинство пособий и справочников по подготовке к ЕГЭ рассматривают события и процессы Всемирной истории в достаточно сжатом виде, часто не рассматривая предпосылки, причины и последствия. В качестве примера для разбора было взято задание № 21 из сборника Артасова за 2023 год. Выглядит оно следующим образом:

В 1960-х гг. в ряде стран наблюдалось нарастание внутриполитической напряжённости. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в 1960-х гг. руководителям и СССР, и Франции пришлось принимать меры для недопущения (преодоления) напряжённости внутри стран: один аргумент для СССР и один для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде:

Аргумент для СССР:

Аргумент для Франции:

Если в качестве аргумента для Советского Союза большинство экзаменуемых могут вспомнить события 1962 года в Новочеркасске, то ответить, что происходило в 1960-е гг. во Франции, будет достаточно проблематично. Отвечу заранее, что правильным ответом в данном случае будет события мая-июня 1968 года, более известные как «Красный май», или «Май 1968». Теперь же рассмотрим эти события подробнее.

Причины:

Социальный кризис, более известный как «Красный май», разгорелся во Франции в 1968 году. Президентом страны в то время был Шарль де Голль – лидер французского сопротивления в годы Второй Мировой войны и основатель Пятой республики, существующей по сей день. Начало шестидесятых годов во Франции, первый президентский срок де Голля, ознаменовались постоянным экономическим ростом, активной механизацией сельского хозяйства, развитием современных отраслей промышленности, повышением уровня жизни населения (с 1958 по 1968 год реальная заработная плата увеличилась примерно на 25%).

Шарль Де Голль - основатель и первый президент (1959—1969) Пятой республики. Лидер движения сопротивления в годы Второй Мировой войны.
Шарль Де Голль - основатель и первый президент (1959—1969) Пятой республики. Лидер движения сопротивления в годы Второй Мировой войны.

Успехи правительства де Голля способствовали его переизбранию в декабре 1965 года. Несмотря на достижения в социально-экономическом развитии первой половины 1960-х гг., стали все более заметными проблемы, с которыми столкнулась страна и общество к 1968 году. Рост интенсивности труда не компенсировался повышением заработных плат, число безработных достигло практически полмиллиона. В ходе тяжелых колониальных войн Франция потеряла Алжир, часть других стран Африки. Большинство французов были недовольны и политической обстановкой в стране. В правительстве Шарля де Голля и самом генерале видели пережиток прошлого: автократический стиль управления, господство идеологии «голлизма», монополия на радио и телевидение и др.

Особая роль в организации массовых беспорядков 1968 года принадлежала студенчеству. Большинство обучающихся в ВУЗах принадлежало к так называемому поколению бэби-бумеров (люди, родившиеся в период с 1946 по 1964 годы). Данное поколение, в отличии от своих родителей, не испытало на себе ужасные последствия Первой и Второй мировых войн. Генерал де Голль воспринимался молодежью как консерватор, не способный к переменам.

Шарль Де Голль, встреча с молодёжью, 1966 год.
Шарль Де Голль, встреча с молодёжью, 1966 год.

Кроме этого, в связи с всплеском рождаемости, произошедшим после Второй мировой войны, увеличилось число студентов. К 1968 году их насчитывалось около 605 тыс. Это, в свою очередь, привело к тому, что сокращались студенческие выплаты, мест для проживания не хватало. Недавно выпустившиеся специалисты сталкивались с проблемой безработицы ввиду отсутствия спроса на их услуги. На фоне такой нестабильности среди молодежи стали набирать популярность левые идеи. Студенты начали увлекаться идеями троцкизма, маоизма, анархизма, марксизм-ленинизм. Особо популярны оказались такие философы как Ж.-П. Сартр, Г. Маркузе, М. Фуко, А. Камю и др. Таким образом, радикализация молодежи, являющаяся одним из предвестников «Красного Мая», была вызвана такими обстоятельствами как:

- Недовольство жизненным укладом, которому следовало старшее поколение. Желание молодежи жить более раскрепощенно, что выражалось в тогдашних лозунгах: «Счастье – это новая идея», «Запрещено запрещать», «Живи, не тратя время, радуйся без препятствий!»

- Протест против сложившейся политической и социально-экономической ситуации. Желание изменить существующий строй. Шарль де Голль воспринимался молодежью как авторитарный деятель, политик, не отвечавший проблемам современности.

Ход:

Событиям «Красного мая» предшествовал арест в марте 1968 г. шести студентов, являвшихся активистами Комитета защиты Вьетнама. Во главе протестующих был Даниэль Кон-Бендит, студент отделения социальных наук Университета Париж X–Нантер. Кон-Бендит призвал студентов к акциям протеста, которые продлились весь апрель. 3 мая прошли волнения в Сорбонне, которые удалось подавить на следующий день. Вплоть до 10 мая число ВУЗов, включенных в забастовку, только росло, что также сопровождалось строительством баррикад.

Даниэль Кон-Бендит - лидер протестующих в мае 1968 года.
Даниэль Кон-Бендит - лидер протестующих в мае 1968 года.

11 мая премьер-министр Жорж Помпиду в телевизионном обращении объявил о том, что власти пойдут на уступки. Однако эти меры не остановили набирающего обороты движения, к которому стали присоединяться также и рабочие. 13 мая была объявлена всеобщая забастовка. Спустя 11 дней Шарль де Голль выступил с обращением к нации, объявив о референдуме, который бы обеспечил участие трудящихся в управлении производством. Но протестовавших это не устраивало – им хотелось большего.

Жорж Помпиду - премьер-министр (1962-1968) и президент (1969-1974) Франции, лидер правых (голлистов) после смерти Шарля Де Голля.
Жорж Помпиду - премьер-министр (1962-1968) и президент (1969-1974) Франции, лидер правых (голлистов) после смерти Шарля Де Голля.

Тем не менее, революционный пыл постепенно сходил на нет. К 12 июня правительством были запрещены демонстрации, а Сорбонна была очищена от наиболее революционно настроенных студентов. Это обстоятельство объяснялось тем, что власти решили пойти на некоторые уступки. Так, Шарль де Голль принял решение назначить досрочные парламентские выборы на 23 и 30 июня.

Разгар молодёжных волнений в 1968 году
Разгар молодёжных волнений в 1968 году

Парадоксально, но по итогам большинство мест в Национальном собрании получила голлистская (правая) партия «Союз демократов в поддержку республики». Правые партии, включая ранее упомянутую, получили 394 места, в то время как левые получили всего 91 место. Премьер-министр Жорж Помпиду был отправлен в отставку, а на его место был назначен Морис Кув де Мюрвиль. 27 апреля 1969 года Шарль де Голль провёл референдум по вопросу создания регионов и о реформе Сената, который был отклонен большинством. После провала референдума де Голль принял решение уйти в отставку, назначив в этом же году досрочные президентские выборы. Новым президентом Франции стал Жорж Помпиду.

Последствия:

Несмотря на то, что основы социальной и политической системы были сохранены, Франция постепенно начинала становится социальным государством. Правительство, которое возглавил Жак Шабан-Дельмас, приняло программу социально-экономических реформ, получившая название «Новое общество». Так, было введено пособие по уходу за ребенком, установлен новый порядок определения минимальной зарплаты, принят закон о максимальной продолжительности работы и т. д. Студенты, боровшиеся за самостоятельность университетов, получили своё. В 1968 г. был принят закон, который децентрализовал Сорбонну, а также разрешил политическую деятельность в университетах и создал советы с участием студентов и преподавателей. Также стоит отметить, что продолжился рост популярности левых идей среди молодежи и интеллигенции. Это привело к тому, что в 1981 году президентом Франции был избран видный социалист Франсуа Миттеран.

Франсуа Миттеран - президент Франции с 1981 по 1995 годы, лидер французских социалистов.
Франсуа Миттеран - президент Франции с 1981 по 1995 годы, лидер французских социалистов.

Таким образом, на основе вышеизложенного материала, я бы ответил на часть задания №21, касающуюся всеобщей истории, вопрос следующим образом:

Аргумент для Франции: С мая по конец июня 1968 года во Франции прошла серия забастовок и студенческих выступлений, вошедших в историю как «Красный май». Вызваны забастовки были сложившейся внутриполитической ситуацией второй половины 1960-х гг., характеризующейся стагнацией в экономической, социальной и политической сферах Франции. Основными требованиями митингующих были отстранение президента Шарля де Голля, введение самоуправления в университетах, пересмотра социальных программ, демократизация власти и др. Для того, чтобы не допустить роста забастовок, де Голль принимает решение назначить досрочные парламентские выборы, которые бы окончили конфликт. В результате, в отставку был отправлен премьер-министр Жорж Помпиду, а через год сам Шарль де Голль покинул свой пост.

В заключении, я хотел бы отметить одну важную деталь. Как Вы могли заметить, вопрос достаточно непростой. Событиям 1960-х гг. во Франции в школьных учебниках посвящается мало внимания, информация во-многом ограничивается только упоминанием даты. И таких заданий № 21, где в качестве ответа встречаются малоизвестные явления и процессы, достаточно много. Это говорит о том, что выполнение подобного задания требует наличия обширных знаний, порой даже выходящих за рамки учебника. Поэтому, разобрав № 21, советую обязательно почитать об этом событий дополнительную информацию и понять: в чем заключались его причины, предпосылки, итоги, кто были действующие лица и т. д. Только благодаря такому подходу в подготовке к заданию Вы сможете добиться желаемого результата.

Я же, в свою очередь, как историк и репетитор, приглашаю всех желающих на личную бесплатную консультацию, на занятия по подготовке к ЕГЭ, Олимпиадам и т.д., где мы разберём наиболее сложные задания, в том числе, с элементами всеобщей истории.

Для записи на консультацию переходите по ссылкам здесь:

1. Мой сайт - страница записи: https://al-hist.ru/

2. Группа Вк: https://vk.com/repetitor_of_history

3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history

4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ