Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

«Попался принципиальный проводник, не повысил температуру в вагоне»: главная проблема поездов РЖД

Оглавление

Пассажирка поезда попросила проводника сделать потеплее в вагоне, но тот отказал. У проводников есть четкие инструкции, какой должна быть температура в вагоне. И часто из-за этого возникают проблемы. Но совсем не те, о которых пишут пассажиры.

В чате поддержки компании «Гранд Сервис Экспресс» появилось сообщение:

«Добрый день! Сейчас приехали в Москву 91 поездом, езжу довольно часто, но сегодня проводник попался очень принципиальный, работал климат контроль, я всё понимаю, но можно было как-то температуру повысить?!, очень холодно, пошла попросила, ответ последовал-нет! Первый раз столкнулась с таким отношением», – пишет пассажирка Виктория.

«У нас днем температура была 28 градусов. И проводник считал, что это норма. Да ещё топить пытались», – пишет другая пассажирка по имени Юлия.

«Это превышение нормы. Зимой в вагоне должно быть от 20 до +24.Включить зимой можно только вентиляцию», – отмечает Дмитрий.

«Так и 24 душно, в квартире не больше 20. Значит ночью была вентиляция, было прохладно», – соглашается Юлия.

Сам перевозчик прокомментировал ситуацию так:

«В зависимости от наружной температуры поездная бригада принимает решение о том или ином режиме – кондиционирование, вентиляция или отопление с целью достижения нужной температуры в вагоне. В среднем 22 – 24 градуса в зависимости от температуры на улице. Зимой – 22 градуса».

Главная проблема российских вагонов

Главная проблема российских поездов дальнего следования (после низких скоростей, разумеется) – извечные проблемы с климатом в вагонах. Если почитать отзывы о поездах, это становится очевидно. Людям жарко и холодно, душно и наоборот дует. При этом на немецкие «Сапсаны» или «Ласточки» с этой точки зрения никто не жалуется.

Какая температура должна быть в вагоне

Если на улице температура воздуха ниже +20 градусов, в купе пассажирских вагонов всех типов и классов температура воздуха должна находиться в пределах от +20 до +24 градусов.

Если на улице выше +20, нормы для пассажирских купе повышаются до +22…+26 градусов, а для сидячих вагонов становятся от +20 до +28 градусов!

Один из важнейших параметров, который влияет на восприятие климата – это влажность. Если влажность низкая, у вас будет сохнуть кожа, пересыхать слизистые оболочки в носу и т.д., то температура воздуха будет ощущаться как более низкая.

При чересчур высокой влажности будет казаться, что нечем дышать. По всем нормальным нормам и рекомендациям цивилизованных стран мира относительная влажность в публичных помещениях должна находиться в пределах от 40 до 60%.

-2

Но Роспотребнадзор решил не заморачиваться и не стал требовать от производителей вагонов и перевозчиков решить эту проблему и установил коридор допустимой влажности в значениях от 15 до 75%. Если летом в купе у вас будет +26 градусов и влажность 70%, вам будет максимально некомфортно. Но предъявить претензию вы не сможете.

Но все это работает только для вагонов с кондиционером. В правилах написано, что если на улице выше +26, а кондиционера в вагоне нет, то все правила отменяются.

«При температуре наружного воздуха выше 26°С, температура воздуха нормируется только для вагонов, имеющих установки для кондиционирования воздуха», – говорится в постановлении.

С духотой все плохо

Еще один важный параметр качества воздуха – это духота или концентрация в воздухе двуокиси кислорода CO2. Нам становится душно, когда в закрытое помещение не поступает свежий воздух. Люди дышат, повышая в закрытом помещении концентрацию в воздухе двуокиси углерода.

Чтобы решить эту проблему в импортных поездах невозможно отключить приточку воздуха. Так устроены вагоны «Ласточек», «Сапсана» и импортные вагоны габарита риц, которые были произведены компанией Siemens совместно с Тверским вагоностроительным заводом.

Вентиляционные отверстия в вагоне габарита РИЦ
Вентиляционные отверстия в вагоне габарита РИЦ

Замерить концентрацию CO2 можно легко даже с помощью бытовых приборов. Согласно предписаниям главного санитарного врача за 2003 год, концентрация в купе пассажирского вагона не должна превышать 0,1 об.%.

Если перевести на понятный язык, то это означает, что в одном кубометре воздуха должно быть не больше 1000 см³ CO2 (1000 ppm). В идеале, конечно, параметр должен быть на выше 600 ppm, но российские нормы всегда были далеки от идеала. Однажды я замерял этот параметр в поезде на верхней полке плацкартного вагона и прибор показал 1200 ppm.

Увы, в рекомендациях 2020 года этот параметр убрали. Прописано лишь объемы наружного воздуха, которые должны подаваться в расчете на одно пассажирское место…

Но замерить это невозможно даже с помощью профессиональной техники. Из документа также убрали фразу про необходимость обеспечивать непрерывную работу систему вентиляции (была в прошлом варианте документа от 2003 года).

Медиками установлено, что, если долго дышать воздухом с повышенным содержанием двуокиси углерода, в организме человека начинаются изменения: учащаются пульс и дыхание, появляются головные боли, ухудшается качество сна.

Кроме того, если один из пассажиров в купе болен любой вирусной инфекцией, то в застойном воздухе быстро увеличивается концентрация этого вируса, и повышается вероятность инфицирования соседей по купе или вагону.

Таким образом, температура – не единственный показатель качества воздуха, на который нужно обращать внимание. Однако регулируется только он.